В. Фикции в праве: нормы или прием юридической техники

Баранов

Существует 2 точки зрения на понятие «фикция»:

1) фикция – прием юридической техники;

2) фикция – типичная правовая норма.

Фикция пришла из РЧП. Курсова разрешает этот вопрос следующим образом. Она выделяет:

1) фикция как прием юридической техники

2) фиктивные нормы (Бабаев)

3) фикции в сфере реализации права.

Ныне фикция понимается в основном как прием юридической техники, состоящей в объявлении несуществующего положения (отношения) существующим (Бабаев, Баранов).

Фикция получила большое распространение в УП (снятие или погашение судимости, признание несуществующей), в ГП (признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим), в СП (изменение даты и места рождения усыновленного ребенка, запись усыновителей в качестве родителей).

Значение фикции как приема юридической техники:

1) конструируемое фикцией положение (отношение) может стать основой для возникновения правоотношения;

2) происходит качественное и количественное упрощение нормативного материала;

3) является способом преодоления неопределенности, например, в ГК если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается неполученной;

4) фикция практически всегда неопровержима – по природе она императивна в отличие от презумпции.

Фикцию как прием юридической техники следует отличать от фиктивности самого права (Бабаев). Фиктивные нормы – нормы, фактически не действующие в силу различных обстоятельств в определенном пространственно-временном отрезке. Это не сущее может стать сущим в иных условиях, обстоятельствах.

Есть также фикции в сфере реализации права. Это негативные явления, противоречащие основам правопорядка и нравственности. Они порождены правовым нигилизмом, несовершенством законодательства, работой ПОО. Они выступают как:

1) акты, поступки (фиктивное банкротство, лжесвидетельство, фиктивная сделка, фальсификация документов)

2) состояния (фиктивный брак)

Поцелуев: фикция – и норма, и прием юридической техники.

56. Проблема закрепления этических норм в праве.

Этика – учение о морали, нравственности.

И нормы права, и нормы морали (этические нормы) являются разновидностями социальных норм, средством регулирования общественных отношений.

Право и мораль имеют тесную связь. Такие русские правоведы, как Соловьев В.С., Ильин И.А. и др., подчеркивали, что право есть минимум нравственности или юридически оформленная мораль.

Ярко связь права и морали, зависимость первого от второго прослеживается в естественно-правовой концепции: здесь право рассматривается как средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества.

Существует 2 подхода к проблеме закрепления этических норм в праве:

1) мораль должна лежать в основе права, и ряд этических норм в силу объективной необходимости должны быть закреплены в нормах права, то есть стать правовыми нормами.

2) не следует смешивать нормы права и нормы морали. Критикуются ситуации, когда нарушение норм морали ведет к юридической ответственности. Моральные, этические требования не должны включаться в н.-п. акты; должны предъявляться только юрид. требования.

Примеры закрепления этических норм в праве:

1) требования к судьям, работникам прокуратуры.

З-н «О статусе судей в РФ»:

- судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;

- в числе требований к кандидату на должность судьи – несовершение им порочащих его поступков;

- одно из оснований прекращения полномочий – совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти.

З-н «О прокуратуре РФ»:

- в числе требований, предъявляемых к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей – обладание необходимыми моральными качествами;

- наложение дисциплинарных взысканий (в т.ч. увольнение из органов прокуратуры) за совершение проступков, порочащих честь и достоинство прокурорского работника.

2) Значительное число этических норм закреплено в семейном праве.

Ст.1 СК РФ: семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов …

Ст. 54 СК РФ: каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу…

Ст. 63 СК РФ: родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, фактическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Ст. 80, 87 СК РФ: родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей; трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

3) В трудовом праве основанием для увольнения работника, выполняющего воспитательные функции, является совершение им аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

4) Уголовная ответственность за преступления одновременно является ответственностью за нарушение моральных норм.

5) В гражданском праве: подраздел «Объекты гражданских прав» содержит нормы о защите чести, достоинства, деловой репутации, компенсации морального вреда.

Т.О., этические нормы находят достаточно обширное закрепление в нормах права, что обусловлено их общими чертами как средств социального регулирования и активным взаимодействием. Правовые и этические нормы выступают мерой должных, возможных, поощряемых поступков людей, служат средством гармонизации личных, общественных и государственных интересов, выражают представления о справедливом, разумном и целесообразном.

Следует отметить, что не только мораль оказывает влияние на право, но и наоборот: законодательство может служить средством совершенствования морали. Например, процесс преодоления кровной мести у некоторых народов шел через право. Кровная месть заменялась правом.

Между правом и этическими нормами, однако, могут существовать и противоречия. Не все, что закреплено нормами права одобряется моралью. Этические и правовые требования порой противостоят друг другу. Например, во многих странах мира существует смертная казнь; матери, не желающие воспитывать детей могут оставить их в роддоме (законом это не запрещено).

Наши рекомендации