Из книги «Гражданское начальное учение» Екатерины II
Сочинения «Гражданское начальное обучение» и «Продолжение начального учения» были написаны Екатериной II и служили учебником грамоты в народных училищах. Они состояли из 209 нравоучительных вопросов и ответов, а также поучений и сентенций. Екатерина II отобрала для научения внуков также 126 выбранных русских пословиц
Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу.
Не делай другому, чего не хочешь, чтоб тебе сделано было.
Или же:
Вопрос: Кто есть ближний?
Ответ: Всякий человек.
Спросили у Солона: «Как Афины могут добро управляемы быта?
Солон ответствовал: «Не инако, как тогда, когда начальствующие законы исполняют».
Русские пословицы: Беда — глупости сосед.
Всуе [напрасно] законы писать, когда их не исполнять. Гневаться без вины не учися и гнушаться бедным стыдися. Горду быть — глупым слыть. Красна пава перьем, а человек — ученьем. Кто открывает тайну, тот нарушает верность. На зачинающего [зачинщика] — Бог. Не люби друга потаковщика [потакающего тебе], люби встретника [не соглашающегося с тобой].
Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит.
Посеянное — взойдет.
С людьми мирись, а с грехами бранись.
Упрямство есть порок слабого ума.
Чего не поищешь, того, верно, не сыщешь.
Чужой дурак — смех, а свой — стыд.
Документы №47
Из книги А. В. Суворова*«Наука побеждать»
Суворов Александр Васильевич (1730—1800), граф Рымникский, князь Италийский — великий русский полководец, генералиссимус, не имел ни одного поражения на поле брани. Автор военно-теоретических работ «Полковые учреждения» и «Наука побеждать»
Вопросы и задания к документу № 74:
1. Для кого, на ваш взгляд, была создана книга «Наука побеждать»? Почему она относительно легко запоминалась?
2. Какую практическую пользу могло принести знание солдатами этой «Науки»?
3. Каковы, по вашему мнению, отличительные особенности и нравственная направленность этого документа? Его главная идея?
4.Могла ли, на ваш взгляд, «Наука побеждать» помочь солдатам — вчерашним крепостным — почувствовать себя личностью, поверить в собственные силы? Если да, то какое значение это могло иметь на войне?
Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом
<...> После сего разводного учения, когда оное будет учинено по приходе развода в главную квартиру, куда оный приходит до рассвета, а на рассвете выходит уже на площадь, — штаб-офицер того полку, чей развод, командует: под курок и начинает в присутствии всего генералитета, штаб- и обер-офицеров говорить к солдатам их наречием наизусть следующее:
VIII. Каблуки сомкнуты, подколенки стянуты! Солдат стоит стрелкой: четвертого вижу, пятого не вижу.
Военный шаг — аршин, в захождении — полтора аршина. Береги интервалы! Солдат во фронте на шагу строится по локтю; шеренга от шеренги три шага; в марше — два. Барабаны, не мешай!
IX. Береги нулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять.
Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко.
Пуля обмишулится, а штык не обмишулится. Пуля — дура, штык молодец! Коли один раз! Бросай басурмана со штыка: мертв на штыке, царапает саблей шею. Сабля на шею — отскокни шаг, ударь опять! Коли другого, коли третьего! Богатырь заколет полдюжины, а я видал и больше.
Береги пулю в дуле! Трое наскочат — первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун!
В атаке не задерживай! Для пальбы стреляй сильно в мишень.
На человека пуль двадцать, купи свинца из экономии, немного стоит. Мы стреляем цельно. У нас пропадает тридцатая пуля, а в полевой и полковой артиллерии разве меньше десятого заряду.
Фитиль на картечь — бросься на картечь! — Летит сверх головы. Пушки твои, люди твои! Вали на месте! Гони, коли! Остальным давай пощаду. Грех напрасно убивать, они такие же люди.
Умирай за дом Богородицы, за матушку, за пресветлейший дом! — Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!
Обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат не разбойник.
Святая добычь! Возьми лагерь — все ваше. Возьми крепость— все ваше. В Измаиле, кроме иного, делили золото и серебро пригоршнями. Так и во многих местах. Без приказа отнюдь не ходи на добычь!
X. Баталия полевая.
Три атаки: в крыло, которое слабее. Крепкое крыло закрыто лесом — это немудрено: солдат проберется и болотом. Тяжелее через реку — без мосту не перебежишь. Шанцы всякие перескочишь. Атака всередину невыгодна, разве кавалерия хорошо рубить будет, а иначе самих сожмут. Атака в тыл очень хороша, только для небольшого корпуса, а армиею заходить тяжело.
Баталия в поле: линиею против регулярных; кареями против басурман. Колонн нет. А может случиться и против турков, что пятисотному карею надлежать будет прорвать пяти- и семи-тысячную толпу с помощью фланговых кареев. На тот случай бросится он в колонну. Но в том до сего нужды не бывало. Есть безбожные, ветреные, сумасбродные французишки. Они воюют на немцев и иных колоннами. Если бы нам случилось против них, то надобно нам их бить колоннами же. Баталия на окопы — на основании полевой. Ров не глубок* вал не высок — бросься в ров, скачи через вал, ударь в штыки, коли, гони, бери в полон! Помни — отрезывать тут подручнее коннице. В Праге отрезала пехота, да тут были тройные и большие окопы и целая крепость, для того атаковали колоннами. <...>