Формы и механизм правообразования
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРАВОПОНИМАНИЮ. ПРОБЛЕМА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРАВОПОНИМАНИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПРАВОВУЮ ПОЛИТИКУ И ПРАВОТВОРЧЕСТВО.
Правопонимание – это научная категория, представляюща
я собой процесс и рез-т мыслительной дея-ти чел-ка о праве и отношение к праву как к явлению. Вопрос о понятии права традиционно рассматривается юр. наукой как основной. Данный вопрос рассматривается всеми основными ведущими правовыми школами (естественного права, социологическая, психологическая, марксистская, позитивистская школа). Понятие права с течением времени подвергалось изменениям. Античный период (др. Греция, Рим) право – это божественная справедливость. Там, где нет справедливости, нет права. Средневековое время – право – это божественное веление. Французская революция – Ж.Ж Руссо право – это общее веление, т.е. уже не божественное. В конце 18 века немецкие юристы – право – это защищенный интерес – Рудольф Еринг. Начало 20 го века школа психол. права Петражитский – атрибутивно императивное переживание. Юр. позитивизм – право – исключительно приказ и веление гос-ва.
Плюрализм в понимании права объясняется следующими причинами:
1. Применение различных методологических подходов к выработке понятия права.
2. Право имеет различные формы проявления (в рамках НПА, в рамках обычного права, в рамках юр. действий, в рамках прав. психологии и прав. идеологии).
Методы – формально юридический и сравнительно правовой.
Определение вопроса о том что есть право необходимо как для теоретиков так и для практических работников. От решения данного вопроса будет зависеть определение круга источников права (внешняя форма выражения, закрепления юр. норм: прав. обычаи, НПА, суд. практика, юр. прецедент, норм. прав. договор, юр. доктрина). Также важно для определения критериев разграничения правомерного поведения от неправомерного. Кроме того принципиальное значение понятия права оказывает на всю юр. терминологию (юр. позитивистская терминология).
Для юриста практика данный вопрос имеет значение в том плане, когда он решает практические юр. дела, что принимать за основу либо закон – то это юр. позитивизм, если он принимает за основу решения дела идею о справедливости – то это естественно правовое правопонимание, а если за основу решения юр действие – отношение – то это социологическое правопонимание.
Для правотворческих органов понятие права яв-ся методологическим ориентиром, что следует понимать под правом и как это надо отобразить в юр норме.
Для правоприменительных органов также проблемы правопонимания важны поскольку правоприменитель должен быть четко ориентирован относительно того чем ему следует руководствоваться при применении юр. нормы.
Следовательно, вопрос правопонимания важен как для юр практики так и для юр науки.
В современной юр доктрине выделяют следующие основные типы правопонимания. Тип правопонимания – это юр подход к обоснованию понятия права основанный на определенной методологии. И в зав-ти от того что берется за основу понимания права либо идея либо юр норма, либо юр отношение – действие, выделяют 3 основных типа правопонимания: естественно правовое, юр. позитивизм и социологическое направление, все три типа правопонимания развивались в рамках юр науки в научной оппозиции друг другу.
2. ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА.
Основоположник Ж.Ж. Руссо. Истоки данной теории восходят к античной эпохе. Данная теория была первой в истории прав. науки. Юристы и философы античного времени в своих работах проводили мысль о том, что наряду с положительным (позитивным) правом, кот. воплощено в зак-ве, существует право естественное, так называемое юс натурале – общее для всех народов право. Основой естественного права признавалось – справедливость – эквитос по латыни. Например, Цицерон говорил там, где нет справедливости, нет права, в то же время римские юристы право со справедливостью не отождествляли, оно должно отождествлять справедливость между людьми.
С 17-го, 18-го века теория естественного права переживает вторую волну и получает свое дальнейшее развитие в трудах Гуго Гроция, Бенедикта Спинозы, Томаса Гоббса, Джона Локка, Вольтера, Монтескье, Аквинский, в России Николая Радищева. В эпоху бурж. революции естественно правовая концепция обогащается гуманистической концепцией естественных прав чел-ка. Т.е. признание прав чел-ка: право на жизнь, на неприкосновенность, на частную соб-ть явилось основополагающим в понимании естественного права.
Т.е. сущность теории естественного права в современном понимании заключается в том, что идеи прав чел-ка выступают главным и первоначальным компонентом права, и в этом смысле юр. нормы и юр отношения – действия яв-ся в соотв. с данной теорией второстепенными отражающими естественные права чел-ка.
В отличии от позитивного права как сов-ти юр. норм исходящих от гос-ва выражение естественное право представляет собой объективно существующие идеалы справедливости, свободы, выступающие эталоном для права позитивного. Т.о. естественное право исходит из природы чел-ка, человеческого разума и всеобщих нравственных принципов. Оно справедливо не связанно границами гос. территорий, существует и действует вне времени и пространства и распространяется на все страны и народы. К числу естественно правовых требований относятся право на эквивалент, право старшинства, право народов на самоопределение, право на свободу, право на безопасность и справедливость, право на сопротивление несправедливой власти и признание и защита данных прав заявлялась сторонниками естественно правовой доктрины как главная задача любого гос-ва. Естественное право дано нам априорно, до рождения, заложено в нас.
С формально юр точки зрения естественное право выражается в зак-ве через принципы права и в кач-ве идей принципов не закрепленных в зак-ве, но используемых суд практикой высшими судебными инстанциями (судьи КС решение по чернобыльцам 2006 г. увеличил компенсацию сославшись на принцип справедливости).
Естественно правовая концепция дала для юр доктрины и практики:
1. Концепцию прав чел-ка и гр-на.
2. Позволяет проводить различия между правом и законом и чего следует что право не сводимо к закону и закон лишь одна из форм выражения права. В общественной жизни должен существовать тот закон, кот. основан на праве, т.е. обладает кач-вом правового закона.
Право первично по отношению к гос-ву и то, что гос-во должно выражать в законе право. В юр советской доктрине различение право и закон не проводилось. Данное различие стали обосновываться в начале 90 х годов в рамках концепции интегративного правопонимания (В.С. Нерсесянс ученый правовед).
В советской юр доктрине отношение к естественно правовой школе было неоднозначным. Два направления отношения к естественно прав доктрине:
1. М.М. Байтин представитель Саратовской школы права, это отношение заключалось в том, что естественное право представляет собой лишь абстрактные идеи, мораль, правосознание. При этом в регулятивных свойствах естественному праву было отказано, естественное право как регулятор не выступает.
2. Имела место в советской доктрине заключалось в том что естественное право – есть мера свободы, есть форма бытия свободы чел-ка. Естественное право обладает регулятивными св-вами через принципы права оно регулирует общ. отношения. Профессор Явич, Лейт, Нерсесянс – это интегративная школа правопонимания.
3. ПОЗИТИВИЗМ. ПРОБЛЕМА ПРОИЗВОЛА ЗАКОНОДАТЕЛЯ.
Сторонники данной концепции ограничивают задачи юр науки исключительно изучением только позитивного права.
Возникновение данного направления датируется началом 19 го века и связана прежде всего с началом промышленном революции в западной Европе и Америке. Причем решающую роль сыграли такие факторы как становление целостных прав. систем, необходимость общего прав. регулирования для установления единого правопорядка – Германия. Соответственно в это время юр позитивизм приходит на смену ест. прав. концепции. Начало теоретическому обоснованию положил Джон Остен под влиянием его работ в прав. науке Англии и США сформировалась школа получившая название аналитическая юриспруденция – Холонд, Кларк, Сальманд и Амос во Франции.
Предметом юр позитивизма по Остину яв-ся исключит. позитивное право. В то же время позитивисты не отрицали естественное право и оценочный подход к законам действующим в гос-ве. Но выводили эти вопросы за рамки юр. науки. Согл. взглядам позитивистов сущ-ет неск. видов законов: божественные законы, законы позитивной морали, законы установленные полит. властью. Задачей юр науки позитивисты видели в том, чтобы построить взаимосвязанную систему прав юр понятий таких как источники права, прав. обяз-ти, правонарушения и т.д. По учению позитивистов право состоит прежде всего из императивных велений или приказов суверенной власти. Т.е. источник норм воля суверена. И как подчеркивали позитивисты первой волны – сам суверен не связан законом и в любой момент может их изменить, в противном случае, если он это не может сделать он не суверен. В то же время позитивисты считали что ограничениями гос. велений в этом случае будет яв-ся мораль. В начале 19 века это идеи получают свое расп-е не только Англия, США, но и Франция, где в это время идет кодификация права – шла раз-ка кодекса наполеона, и в это время господствующее положение занимали концепции экзегезов – понимали под позитивизмом воз-ть комментирования юр норм, появляются сильнейшие комментарии к кодексу наполеона. Задача юр науке сводится к формально юридическому описанию и комментированию действующего зак-ва. Т.е. уделялось много внимания анализу юр нормы, приемам и способам толкования законов, практически в это время нет обращения к общетеоретическим и методологическим вопросам. С середины 19-го века позитивистская доктрина полностью утвердилась во всех европейских странах. К этому же времени относится зарождение и принятие этой доктрины юр наукой России. Виднейшим представителем юр позитивизма в России яв-ся Габриель Феликсович Шершеневич, в германии карл Бергбом, во Франции Эсмен и Алмос. В конце 19 го и начале 20 го века позитивисты начинают расширять обоснование своей концепции и используют социологические методы. Карл Бергбом обосновал тезис в рамках юр позитивизма, о том что нельзя в действующем праве использовать принципы и идеи естественного права поскольку наука должна изучать действующее объективное право и должна иметь дело только с реальными объектами. В то же время позитивисты установили тезис о беспробельности права, например в кодексе наполеона 1804 г беспробельность права была закреплена в ст 4: судья кот. откажется судить под предлогом недостаточности закона или молчания закона подлежит преследованию по обвинению в отказе правосудия.
Положительные моменты юр позитивизма: это разработка догмы права., кот имеет первостепенное значения для правоприменительной дея-ти, особенно в периоды стабильного развития общ-ва и разработка формально юр метода, кот. лежит в основе правоприменительной практики.
Отрицательные моменты в рамках доктрины юр позитивизма: не смог дать ответ на самый важный вопрос как обеспечить правомерность правотворческой дея-ти гос-ва, если само гос-во творит право. Позитивисты ввели термин правовое гос-во – это предположение что гос-во яв-ся правовым и само себя ограничивает через право. Введение тезиса верховенство права. Эти тезисы нашли отражение в современных нормативных док-тах всех демократических гос-тв.
4. МАРКСИСТСКОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ
Марксистское правопонимание представляло собой доктрину учения о гос-ве и праве исходя из методологических подходов (материалистической диалектики).
Три осн. принципа в рамках этой идеологии:
1. Закон отрицания отрицания.
2. Переход кол-ва в кач-во.
3. Единство и борьба противоположностей. Истец и ответчик – например.
К основным тезисам марк. лен. доктрины можно отнести следующее:
1. Обусловленность происхождения гос-ва и права экон. сферой общ-ва и прежде всего хар-ром производственных отношений. В основе гос-ва и права экономический базис (книга капитал).
2. Они объясняли происхождение гос-ва и права расколом общ-ва на антагонистические классы. Этому тезису предавалось первостепенное значение.
3. Идея применения мер насилия для ликвидации старых формаций, когда верхи не могут, а низы не хотят – свержение власти.
4. Маркс отрицал принцип разделения властей. Пропагандировал идеи соединения властей в одном органе (законодательной и исполнительной).
5. Идея отмирания гос-ва и права кот. должны исчезнуть вместе с делением общ-ва на классы.
6. Недооценка роли права в рамках этой концепции. У права отсутствуют исторические перспективы. Скептическое отношение к идеи прав. гос-ва. Ее относят к юр нигилистической доктрине, но в то же время положительным было методологическое использование материалистической диалектике к прав явлениям. Использование этой идеологии представляет ценность для современной юр науки.
5. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВОПОНИМАНИЯ
Данное правопонимание в настоящее время распространено в рамках анг. америк. прав. системы. Данная теория получила распространение в начале 20 го века.
Сущность теории можно выразить: не существующие отношения не могут быть признанны правом. Под правом понимались фактические отношения, это те отношения кот. складывались между гр-нами в процессе реализации их субъективных прав. В России сторонниками данной теории яв-сь профессор Муровцев, Кистиковский, Коркунов. В зап. Европе: Ерлих. Америка – Паунд. Вместе они сформулировали концепцию живого права. По мнению представителей социологической школы живое право нах-ся не в юр. нормах, а в практических отношениях. Они говорили что право возникает везде, где в нем есть общ. необходимость. При этом они считали, что свои права люди воспринимают не из юр норм, а как нечто естественное вытекающее из человеческих отношений. Отсюда эти отношения между суб-тами права предшествуют юр нормам и яв-ся базисом основой для юр норм.
В рамках соц. школы право - это прежде всего соц. явление именно общ-во яв-ся источником права и через это живое право общ-во реализует свои соц. функции. Исходя из этого социологическое правопонимание постулирует след. тезисы:
1. Право существует чтобы служить интересам потребностям людей.
2. Право по своему существу яв-ся орудием реализации целей вытекающих из интересов суб-тов права. Т.е. в данном случае само общ-во выступает как соц. инженер общ. жизни.
3. Судьи, как и законодатели, выступают творцами права, из чего следует, что законотворческие органы в конечном итоге опираются на решения судов.
4. Эффективность закона опред-ся конечными целями. Если намеченные последствия наступили, то закон яв-ся эффективным.
Сторонники данного направления – Паунд, Левелин – американцы, в содержание понятия права вводили суд. решения, адм. акты, обычаи, правосознание судей. Право не в норме, а право в действии. В тоже время представители социологического направления не отрицали такое св-во права как нормативность, хотя право в их понимание не сводилось к закону.
Обосновывается тезис о наличии судейского усмотрения как элемент правотворчества. В рамках юр. позитивизма оно отрицается. Отрицательный момент – в громоздкости суд. решений по различным делам.
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВОПОНИМАНИЯ.
Основатель Лев Иосифович Петражицкий 1867-1931, профессор, политик. Книга теория права и гос-ва в связи с теорией нравственности 1907 г. Считал что право – коренится в психике индивида, право нужно искать там где сам человек, где его психика. Источник права человеческие эмоции, концепция права – эмоц. теория, делает акцент на психику, в основе лежит воля. Человек реализует волю через поведение. Эмоции служат главным побудителем элементом психики, эмоции заставляют совершать опред. поступки. Различал эмоции моральные и правовые. Моральные эмоции связанны с осознанием чел-ком своей обяз-ти или долга. Чувство долга или обяз-ти включает в себя представление о правомочиях др. лиц. Наше право есть не что иное как закрепленное за нами принадлежащий нам – как наше добро – долг др. лица. Прав. эмоции яв-ся двухсторонними и возникающие из них прав. нормы носят атрибутивно императивный характер.
Переживания кот. имеются в психике индивида и не встречают признание со стороны других не перестают быть правом. В современных гос-вах на ряду с офиц. признанным правом существует множество систем интуитивного права – крестьянсткое, зажиточных слоев, мещанское, право преступных ор-ций, пролетарское. Псих. теория приближается к идеям прав. плюрализма. Россия яв-ся царством интуитивного права по преимуществу. Петражицкий ратовал за проведение в стране унификации позититивного права, создание полного свода российских законов, что ускоряет развитие более культурных слоев общ-ва.
7. ГОСУДАРСТВО, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВО.
Взаимообусловленность гражданского общества и правового гос-ва. Гражд. общ-во и прав. гос-во яв-ся взаимозависимыми правовыми явлениями. В то же время гр. общ-во яв-ся первичным элементом экономической предпосылкой правового гос-ва. Поскольку появление правового гос-ва было обусловлено прежде всего развитием общ-ва а реализация идей правового гос-ва стала возможным благодаря формированию гр. общ-ва. Соотношений понятий общ-ва гр. Общ-во. Общ-во – это исторически сложившееся сов-ть людей на опред. территории хар-ся целостностью ор-ции экономической и культурной жизни. Гр. общ-во понятие в современном понимании появилось значительно позже нежели понятие общ-во. Становление и развитие гр. общ-ва яв-ся особым периодом в истории человечества и общ-во отличное от гос-ва существовало всегда, но не всегда оно было гражданским общ-вом. Формирование и развитие гр. общ-ва заняло несколько веков. Данный процесс продолжается, он не завершен не в одной стране, реальность существования гр. общ-ва определяется соотношением идеала и реальным достигнутым состоянием.
Теория гр. общ-ва прошла три основных этапа своего развития: 1. Первый этап. Гр. общ-во как термин появилось когда сложились представления о гражданине и гражданстве это произошло еще в др. Греции и Риме, на том этапе развития гр. общ-во понималось как сов-ть гр-дан. Поисходило отождествление понятий гр. общ-во и гос-во. Такой подход сохранялся вплоть до 18 века. Гр. общ-во до 18 века формулировалось как сообщество всех гр-дан того или иного гос-ва. 2. С 18 го века развития идей гр. общ-ва. В это время под гр. общ-вом понимается общ-во способное противостоять гос-ву. Общ-во способное контролировать гос-во, т.е. это общ-во способное сделать свое гос-во правовым. В то же время это не означало что гр. общ-во находится нах-ся в постоянном противостоянии с гос-вом, поскольку в рамках принципа социального гос-ва гр. общ-во позволяло гос-ву активно вмешиваться в соц. экономические процессы.
Такая способность общ-ва к политической самоорганизации возможна была лишь при наличии определенных условий:
В основе гр. общ-ва лежит частная соб-ть, именно она позволяет членам гр. общ-ва сохранять свое экономическое достоинство и гр. общ-во способно таким образом противостоять гос-ву, лишь при наличии экономической свободы, многообразии форм соб-ти и рыночных отношений.
Фундаментальная разработка учения о гр. общ-ве связывается с именем Вельгельма Фридриха Гегеля. Главным элементом гр. общ-ва Гегель считал человека действующего в общ-ве в соотв. со своим социальным положением, своими частными интересами и потребностями. Однако будет ли конкретный человек выступать суб-том гр. общ-ва зависит от его личных и социальных качеств. Таким образом гр. общ-во в соотв. с учением Гегеля хар-ло опред. уровень развития общ-ва, его состояние степень соц. экономической, политической и правовой зрелости.
Основные признаки гражданского общества в соотв. с учением гегеля.
1. Становление и развитие гр. общ-ва связывается Гегелем с формированием буржуазных общ. отношений и утверждением принципа формального рав-ва. 2. Гр. общ-во базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике и полит. плюрализме. 3. Гр. общ-во существует на ряду с гос-вом как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве. 4. Гр. общ-во представляет собой систему кот. построена на основе горизонтальных связей между суб-тами (принцип координации действует) и данной системе свойственны самоорганизация и самоуправляемость. 5. Гр. общ-во не возможно учредить, оно яв-ся рез-том самоорганизации общ-ва при наличии социально экономических условий соц. предпосылок. 6. Гр. общ-во есть сообщество свободных гр-дан собственников, осознающих себя именно в этом кач-ве и готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и полит. отв-ти за состояние общ-ва. 7. С развитием гр. общ-ва и становлением правовой государственности происходит сближение общ-ва и гос-ва по существу правовое гос-во есть способ ор-ции гр. общ-ва, его полит. форма. 8. Взаимодействие гр. общ-ва и прав. гос-ва направленно на формирование прав. демократического общ-ва на создание соц. прав. гос-ва. Гр. общ-во – это сообщество свободных гр-дан собственников способных к экономическому, политическому саморегулированию и готовых в рамках правовой государственности взять на себя всю полноту хозяйственной и полит. отв-ти за состояние общ-ва.
3. Третий этап развития идей гр. общ-ва связан с именами Мишеля Фукко, Хабермаса, Лумона, Жиля Дилеза, Коэна, Арато. Лидеры постмодернистского философского движения. В основе современной концепции гр. общ-ва лежит идея о его несовпадении с социальной политической и экономической жизнью. Гр. общ-во в таком понимании есть сфера отличная от гос-ва и экономики. Под гр. общ-вом идеологи этой концепции понимали объединения социальных движений и разл. форм публичной коммуникации. Гр. общ-во независимо от полит. общ-ва яв-ся сферой жизни полит. партий, полит. ор-ций и органов публичной политики. Также гр. общ-во не зависимо от экономического общ-ва, состоящего из ор-ции занятых производством и распределением материальных благ. Т.е. сфера действия гр. общ-ва в данном случае это пространство между гос-вом экономикой и политикой.
Соответственно в данной теории полит. роль гр. общ-ва не связанна с контролем или захватом власти, а влияние на полит. жизнь со стороны гр. общ-ва проявляется через свободные дискуссии и общ. ассоциации. Составляющими элементами гр. общ-ва данные теории признаются:
1. Плюрализм семьи. Неформальные группы. Добровольные ассоциации дея-ть кот. обеспечивает разнообразие форм жизни гр. общ-ва.
2. Свобода общ. жизни, кот. предполагает разл. институты культуры и формы коммуникации.
3. Неприкосновенность частной жизни, кот. предполагает сферу инд. саморазвития и нравственного выбора. Кроме того как элемент сходит зак-ть как стр-ру общего зак-ва и важнейшим составляющим элементом яв-ся фундаментальные гр. права. Все вместе эти элементы обеспечивают существование современного дифференцированного гр. общ-ва.
Современное гр. общ-во в понимании представителей постмодернизма это либерально демократическое плюралистическое открытое общ-во – осн. суб-том кот. яв-ся свободный индивид реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка. Квинтесенцией гр. общ-ва яв-ся гр. инициативы по кот. следует понимать проявляющиеся через общ. движения, иные объединения гр-дан, непосредственное воле изъявление гр. общ-ва имеющие своей целью оказать влияние на принятие властными стр-рами решений отвечающих общим интересам. Развитие гр. инициатив позволяет деформированному гр. общ-ву под влиянием процессов изнутри не прибегая к внешней силе освободится от чрезмерного огосударствления. Распространение гр. инициатив дает возможность заменить вертикальные общ. отношения на присужие развитому гр. общ-ву горизонтальные межличностные и межгрупповые соц. связи.
Становление идей гр. общ-ва в России.Не смотря на то что КРФ не содержит термин гр. общ-во мы можем говорить о создании в Конст. 93 г. конституц. прав. основ гр. общ-ва. Основы закреплены в конст. нормах о признание и защите равным образом всех форм соб-ти о едином экон. пространстве, о поддержке конкуренции и о свободе экон. дея-ти. Вместе с тем необходимо различать гр. общ-во как концепцию и как реальность. Мы пока говорим о процессе становления гр. общ-ва в РФ. Сама идея гр. общ-ва слабо распространена в сознании российского общ-ва, гораздо более утвердилась идея правового гос-ва.
В советской теории гос-ва и права категория гр. общ-ва не разрабатывалась и предметом исследования она стала лишь в конце 80х, 90х годов 20 в. Когда произошли значительные изменения соц. экономических и полит. отношений рос. общ-ва. Многие черты рос. гр. общ-ва в настоящее время нах-ся в стадии развертывания и формирования. Сегодня этот процесс осложняется тем что не сформирован слой собственников – ср. класс.
8. ОБЩЕСТВЕННЫЕ КРИЗИСЫ И ПРАВО. ПРАВОВЫЕ РЕФОРМЫ: ИХ НЕОБХОДИМОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
Что же входит в понятие прав. реформы: 1) законодательное обеспечение системы прав чел-ка в общ-ве. 2) защита конституционного строя; 3) реформирование гос. управления; 4) создание целостной прав. базы ор-ции и дея-ти суд. системы и органов юстиции; 5) обеспечение координации нормотворческой дея-ть ФОГВ а также ФОГВ суб. РФ; 6) направление институциональной реформы правоохр. системы; 7) конкретизация основ федерализма в РФ; 8) выработка форм осущ-я реформ МС; 9) прав. развитие экономики; 10) реформирование в развития системы прав. воспитания в том числе через укрепление системы юр образования и юр науки.
Современная прав. реформа происходит в 2 осн. формах: 1) законодательная реформа; 2) судебная реформа; Прав. реформа как и любое кординальное преобразование представляет собой смену ранее существующих прав. принципов. Все эти прав. принципы закреплены в гл. 1 КРФ: разделение властей, закрепление прав и свобод чел-ка и гр-на, гос. власть осущ-ся через систему сдержек и противовесов, през-нт РФ не входит в систему разделения властей.
Этапы развития правовой реформы.Начало современной правовой реформы было положено в конце 1991 г. На тот момент прав. среда хар-сь приоритетом полит. решений и подзак. актов органов исполнит. власти перед законами и конст. установлениями. Соотв. в реализации нормат. установок преобладало админ. решение. Кроме того с конца 80 х годов в россии начинает предприниматься реформирование существующей суд. системы. В это время верх. совет в 1989 г. принимает зак. о статусе судей; о порядке обжалования в суд неправомерных действий органов гос. управления и ДЛ, в то же время данные прав. акты не обеспечили в полной мере процесс реформирования существующей суд. системы, однако послужили основой для дальнейшей суд. реформы.
Первый этап суд. реформа. 1991-1996. В это время принимается закон СССР О статусе судей, где впервые были предприняты меры направленные на обеспечение независимости судей, именно этим законом был увеличен срок суд. полномочий до 10 лет. В 91 г. был созван первый всерос. сьезд судей, кот. выражал волю всех судей гос-ва. Совет судей представлял собой представит. орган суд. сообщества, кот. должен был содействовать проведению суд. реформы, защищать интересы судей, представлять интересы судейского сообщества, в др. органах гос. власти, именно советом судей была создана концепция суд. реформы 91-96 г.
Задачи поставленные суд. реформой 1 этапа:
1. Закрепление в нормах угол. и гражд. процесса и др. закон. актах демократических принципов ор-ции и дея-ти правоохранительных органов закрепление положений отвечающих рекомендациям юр. науки
2. Обеспечение достоверности и повышение доступности информации о дея-ти правоохранительных органов и суд. прав. статистики.
3. Формирование фед. суд. системы.
4. Признание права каждого лица на раз-во его дела судом присяжных в случаях установленных законом.
5. Расширение возможности обжалования в суд неправомерных действий ДЛ, установление суд. контроля за зак-тью применения мер пресечения и др. мер проц. принуждения.
6. Ор-ция суд-ва на принципах состязательности, равноправии сторон, презумпции нев-ти подсудимого.
7. Дифференциация форм судопроизводства.
Авторы данной концепции суд. реформы выдвинули радикальные положения ее осущ-я. В частности основопологающие идеи данного этапа яв-ся максимальный суд. контроль во всех сферах правоохранит. дея-ти, реализация этой концепции потребовала многократного увеличения финансирования суд. системы (это нужен был доп. штат судей, аппаратов судов, строит-во новых помещений судов, оплата воз-я присяжным зас-лям, но бюждет гос-ва не мог позволить финансирование в таком объеме).
На этом этапе создан новый орган суд. сообщества так называемая квал. коллегия судей, на кот. были возложены важнейшие функции связ. с формированием суд. сообщества. Здесь решались вопросы отв-ти судей, вопросы охраны суд. независимости, продвижения судей по службе, наличие данного органа яв-ся непременным условием независимого функционирования суд. власти. Кроме того на этом же этапе была создана служба мат. обеспечения судов, так называемый департамент суд. управления, кот. подчиняется только суд. сообществу.
Второй этап суд. реформы 96-2002 г. Принят ФКЗ О суд. системе РФ. На основание этого закона были приняты зак. акты о разл. звеньях судов РФ и финансировании судов.
В ноя. 2000 г. прошел 5 всерос. сьезд судей в рамках кот. подводились итоги 1-2 промежуточных этапов на этом же сьезде выступал Путин и сказал что в базовых параметрах концепция суд. реформы была реализована.
Третий этап 2002-06 г. На данном этапе была принята фед. целевая программа – Развитие суд. системы РФ на 02-06 г. кот. была утверждена пост. прав-ва от 20 ноя. 2006 г.
В дек. 2004 г. проходит 6 всерос. сьезд судей, на кот. было принято постановление о состоянии правосудия в РФ и перспективах его совершенствования. Созданна обновленная модель рос. правосудия, отвечающая потребностям суд. практики и новым стандартам.
Последний этап суд. реформы 07-11 г. принята фед. цел. реформы на 07-11 г принята 4 авг. 2006 г.
Задачи и цели этого этапа: цель – повышения кач-ва осущ-я правосудия; совершенствование суд. защиты прав и зак. интересов гр-дан и ор-ций. Задачи: обеспечение открытости и прозрачности правосудия; повышение доверия к правосудию, в том числе за счет повышения эффективности и кач-ва рассм. дел; создание необходимых условий для осущ-я правосудия и обеспечения его доступности; обеспечение нез-ти судей; повышение уровня исполнения суд. актов.
КОНЦЕПЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РФ. Реформированием системы гос. управления яв-ся самым важным условием ускорения соц. экон. развития любого гос-ва. Совет мудрецов – Яковлев. Указом през-та РФ от 2003 г. № 824 О мерах по проведению адмю реформы 03-05 г. были определены осн. направления адм. реформы:
1. Ограничение вмешательства гос-ва в экон. дея-тью суб-тов пред-ва, в том числе за счет прекращения избыточного гос. регулирования.
2. Исключение дублирования фун-ций и полномочий ФОИВ.
3. Развитие системы саморегулируемых ор-ций в области экономики.
4. Орг. разделение фун-ций регулирования экон. дея-ти, надзора и контроля, управления гос. имущ-вом и предоставление гос. ор-циями услуг гр-нам и юр. лицам.
5. Завершение процесса разграничения полномочий между ФОИВ и ОИВ суб. РФ, а также оптимизация дея-ти террит. органов исполнит. власти. Для проведения этого этапа реформы была создана правит. комиссия по проведению адм. реформы кот. была образованна пост-ем прав-ва РФ от 31 июл. 2003 г. На данном этапе были проведны анализ и классификация всех фун-ций осущ-ых ФОИВ, всего в рамках правит. комиссии в рамках реформы было проаналированно примерно 5 тыс. фун-ций избыточными признанно 268, дублирующими – 200, треб. изменения – 800, был принят указ през-та РФ от 9 мар. 2004 г. о системе и стр-ре ФОИВ. На основе этого указа была образованна новая система и стр-ра ФОИВ. Мин-ва. кот. брали фун-ции по выработке гос. политики и выработке норм. прав. регулир, контроль и наздор – Фед. службы, фун-ции по указанию ос. услуг и управлению гос. имущ-вом брали на себя фед. агентства. Сейчас нет агентств. На этом же этапе были приняты изменения в КоАП связ. с устранением фун-ций ФОИВ по вне суд. приостановлению работы ор-ции, отдельных произ-тв. Были нва этом же этапе приняты изменения в ФЗ о лицензирование отдельных видов дея-ти, внесены изменения в ФЗ о защите прав ЮЛ и ИП при проведении гос. контроля, надзора. И также в КоАП были внесены изменения предусм. поэтапную отмену лицензирования 49 видов дея-ти из 123. В это же время готовились законопроэкты о передаче саморег. ор-циям гос. фун-ций в области финн. аудита и оценочной дея-ти. На этом же этапе принято пост. прав-ва от 19 янв. 2005 г. о типовом регламенте взаимодействия ФОИВ. В это же время готовились проекты ФЗ об адм. регламентах в ОИВ и готовились проекты законов о стандартах гос. услуг. В это же время принят основопологающий закон о размещении заказов на поставке товаров, выполнение работ, оказании услуг для гос. и мун. нужд.
Второй этап. 06-08 на этом этапе ставились 2 осн. цели кот. продолжались с перв. этапа: повышение кач-ва и доступности гос. услуг, и ограничение вмешательства гос-ва в экон. дея-ть суб-тов пред-ва, в т.ч. прекращение избыточного гос. регулирования и появляется цель – повышение эффективности дея-ти ОИВ. На данном этапе были поставлены след. задачи: это внедрение о ОИВ принципов и процедур управления по рез-там.
Разработать и внедрить стандарты гос. услуг предоставляемых ОИВ, а также адм. регламентов ОИВ.
Отпимизация функционирования ОИВ и введения механизмов противодействия коррупции в сфере действия ОИВ.
Повышение эффективности взаимодействия ОИВ и гражданского общ-ва, а также повышение прозрачности дея-ти ОИВ. Кроме того предусм. модернизация системы информац. обеспечения ОИВ.
Управление по рез-там – чтобы достичь целей гос. политики необходимо не только их сформулировать обеспечить прав. базу и разработать план, но необходимо организовать выполнение, постоянный контроль за их реализацией и необх. корретировку, эта задача предпологает методику раз-ку показателей результативности по ряду важн. направлений дея-ти ФОИВ. Здесь же предпологается система сбора и обработки информации. Стандартизация и регламентация – отсудствие стандартов кач-ва и доступности гос. услуг не позволяют упорядочить и конкретизировать обяз-ва ОИВ перед общ-вом, поэтому раз-ка норм. норм. прав. базы для стандартизации усуг, перечня гос. услуг яв-сь наиболее важным показателем эффективности дея-ти ОГВ. Предпологается раз-ка и введение адм. регламентов ФОИВ и ОИВ суб. РФ. Под админ. регламентами исполнение гос. фун-ций и предоставление гос. услуг понимается норм. прав. акт ФОИВ и ОИВ суб. РФ, определяющий посл-ть действий ОИВ (админ. процедур), обеспечивающих исполнение гос. фун-ций, эффективную работу структурных подразделений и ДЛ.
9. ИСТОЧНИКИ ПРАВА.
1. Прав. обычай – в силу многократного применения приобретал общеобязательное значение и его соблюдение обеспечивалось принудительной силой гос-ва.
Сов-ть действовших в гос-ве обычаев представляло так называемое обычное право, в отличие от писанного права прав. обычаи формировались непоср. самой практикой. В том случае, если сформировавшиеся в прктике обычаи не получали признание и защиты гос. власти, они не приобретали статус правовых и оставались бытовыми обычаями. Если гос-во признавало и обеспечивало обычай, то за такими обычаями признавалось юр. значение. При рассм. дела суд или иной гос. орган мог в этом случае ссылаться на обычаи как источник права.
Правовыми становились лишь обычаи кот. выражали:
1) продолжительную прав. практику
2) однообразную прав. практику, т.е. имели устойчивый типичный хар-р.
3) выражали правосознание данного общ-ва.