Глашение правящей династии как бы обосновывало идею
Братства князей, покоящегося на родоначалии, и способство-
Вало единению всех русских земель.
Большое значение для русской общественно-полити-
Ческой мысли имело произведение, приписываемое Даниилу
Заточнику и созданное примерно в конце XII – начале XIII вв.
Основной политической идеей «Моления Даниила Заточни-
Ка» является идея сильной центральной власти, представлен-
Ной фигурой идеального князя, обладающего внешней и
Внутренней привлекательностью. Однако в духе традиций
Русской политической мысли, власть князя ограничена нали-
Чием «думцев», на советы которых он опирается. Идеальное
Конфликтология
Управление реализуется не только при идеальном типе князя,
Но и при идеальных чертах, присущих его совещательному
Органу. Внешняя и внутренняя политика должна ориентиро-
Ваться на сохранение мира. В целом учение Даниила выража-
Ет стремление к реализации главной политической задачи то-
Го периода – объединение русских земель под властью единого
Князя в преддверии татаро-монгольского нашествия.
Наиболее видным представителем доктрины «нестя-
жательства» принято считать старца Нила Сорского (1433–
Гг.). В центре его теоретических построений стоит инди-
Вид, обладающий комплексом неизменных психобиологиче-
Ских пристрастий (страстей). Их восемь: чревообъедение,
Блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гор-
Дость. Наибольшей критике Нил подвергает сребролюбие,
Которое, по его мнению, появляется в силу неправильной ор-
ганизации общественной жизни. Оно порождает стяжание –
Наиболее гибельное для рода человеческого качество.
Идеальной формой организации общества он считает
Раннехристианскую общину, основой социальной организа-
Ции которой служила общая собственность и обязательность
Труда для всех. С точки зрения Сорского, все виды трудовой
Деятельности приемлемы, главное – не допускать присвоения
Чужого труда.
В силу своих убеждений, Сорский отрицал монастырскую
Форму организации монашества (монашеская община, живу-
Щая по определенному уставу), как склонную к сребролюбию и
Стяжательству, и выступал за скитничество. Объективно «не-
Стяжатели» выступали за секуляризацию церковных земель и
Тем самым за укрепление центральной светской власти. Дея-
Тельность церкви ограничивается только духовной областью, в
Которой неприменимы светские механизмы воздействия на
Людей. Нил был против гонений людей за их убеждения. С его
Точки зрения, каждый человек имеет право на свободу воли,
Причем свобода воли предполагает полную внутреннюю само-
Стоятельность, ответственность за свои действия.
История конфликтологии
Оппонентами «нестяжателей» выступали «иосифляне»
(«стяжатели»). Основные положения политической доктрины
«иосифлян» были изложены Иосифом Волоцким, Волоко-
Ламским игуменом (1439–1515 гг.).
Вопрос о соотношении власти церковной и светской
Иосиф трактует в пользу первой. Разрабатывая данную тео-
Рию, он формулирует понятие государственной власти и вы-
Ясняет ее происхождение.
Источником государственной власти является воля бо-
Жья, но ее носитель – только человек, он равен всем лицам,
Над которыми его возвышают лишь данные ему полномочия.
Из этого Иосиф делает два основных вывода: 1) властвующая
Персона по естеству своему равна подвластным, а следова-
Тельно, и употребление власти должно быть ограничено; 2)
Властитель, как и всякий человек, может совершать ошибки, за
Что должен нести ответственность.
Царь, по мнению Иосифа, властвует над телом, та же
Часть человека, в которой он равен Богу, т.е. его нетленная
Душа, недоступна царским повелениям. Над душой человека
Властен только Бог и его наместники на земле в лице служите-
Лей церкви.
Если царь может личные страсти подчинять основной за-
Даче – обеспечению наибольшего блага подданных – его власть
Неоспорима. Если же нет, то Иосиф считает возможным оказы-
Вать ему сопротивление. Он первый в русской политической
Литературе начал обсуждать и критиковать личность и дей-
Ствия властителя. Таким образом, Иосиф одним из первых в
Отечественной политической мысли отделил понятие «проис-
Хождение власти» от понятия «употребление ______________власти».
Дальнейшее развитие русская общественно-полити-
Ческая мысль получила в произведениях таких известных по-
Литических деятелей XVI столетия, как князь Андрей Курб-
Ский (1528–1583 гг.) и царь Иван IV (1530–1584 гг.).
В их произведениях нашел отражение процесс борьбы
Между сторонниками неограниченной монархии и тенденцией
Сочетания учреждений приказного аппарата с органами со-
Словного представительства в центре и на местах.
Конфликтология
В идеях Курбского получило дальнейшее развитие тео-
Ретическое положение, сформулированное И. Волоцким, о
Праве народа на сопротивление злонамеренной власти, при-
Чем характеристика беззаконного правления была значитель-
Но расширена.
Наилучшая концепция государственного устройства, со-
Гласно Курбскому, – это ограниченная монархия с установлени-
Ем выборного сословно-представительного органа, участвую-