Правление Александра I

Император Александр I (1801 - 1825 гг.) не мог не считаться с духом времени, влиянием идей Великой Французской революции, он первым в России XIX столетия пробовал свои силы в поисках ответов на возможности усиления европейского влияния на развитие экономических и социальных процессов в России. Начало его царствования были эпохой обновления и либеральных реформ. Александр I восстановил действие Жалованных грамот дворянству и городам, ликвидировал Тайную экспедицию Сената, объявил частичную амнистию, снял ограничения на въезд и выезд из страны, на торговлю с Англией и т.п. Под председательством императора был учрежден негласный комитет, задачей которого было рассмотрение общего плана государственных преобразований. В комитет вошли единомышленники Александра I: князь А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов, граф В.П. Кочубей, граф Н.Н. Новосильцев, разделявшие обширные надежды и замыслы царя. На заседаниях комитета в 1801 - 1805 гг. обсуждался род проекта Конституции с определением “атрибутов верховной власти”, ее обязанностей, прав подданных и четырех государственных сословий. Особое значение придавалось обсуждению вариантов освобождения крестьян, при этом было решено придерживаться принципа постепенности.

В первый же год царствования Александра I была запрещена передача населенных крестьянами государственных земель частным владельцам, продажа крепостных крестьян без земли. Указ от 12 декабря 1801 г. разрешил всем свободным людям приобретать в собственность незаселенные земли, тем самым лишив дворян многовековой монополии владения сельскохозяйственными угодьями. Закон “о вольных хлебопашцах” (февраль 1803 г.) позволил помещикам отпускать на волю за выкуп своих крестьян или общины с землей. Таким образом, был заложен способ массового прекращения крепостного состояния крестьян по инициативе помещиков, представлявший поворот к развитию буржуазных отношений в деревне. Вольные хлебопашцы вместе с прежними однодворцами образовали бы ядро нового среднего сельского сословия лично свободных крестьян. Однако помещики не спешили воспользоваться этим предложением власти, за годы царствования Александра I вольными стали только менее полупроцента всего крепостного населения России. В 1804 - 1805 гг. начинается первый этап аграрной реформы в Прибалтике (отмена крепостного права).

В 1802 г. устаревшие петровские коллегии были заменены современной европейской формой - министерствами, учреждался Комитет министров для совместного обсуждения дел государственного управления. Министерства сыграли важную роль в упорядочении и централизации бюрократической системы, на которую опиралось самодержавие. Сенат получил статус высшего судебно-административного органа. В 1803 г. была проведена реформа народного просвещения, создавшая новую структуру и систему управления для его среднего звена.

К осени 1809 г. М.М. Сперанский подготовил проект конституционных преобразований российского самодержавия. В основе предложенной реформы лежал принцип разделения властей: законодательная власть концентрировалась в Государственной думе, исполнительная - в министерствах, судебная - в Сенате. Структура государственного управления связывалась с императором через Государственный совет, Государственную канцелярию, Госсекретаря. Первое заседание Госсовета состоялось 1 января 1810 г. Созыв Государственной думы не состоялся.

В 1812 г. армии Наполеона вторглись в Россию. Война с Францией была провозглашена Отечественной и привела к небывалому патриотическому подъему в обществе. Армия и народ шли на любые жертвы во имя победы. Всенародное сопротивление врагу обеспечило победу России в войне. Росту престижа и роли страны на международной арене способствовали заграничные походы 1813 - 1814 гг. Александр I становится одним из инициаторов создания Священного союза, объединившего европейских монархов с целью поддержания политической стабильности, защиты монархии. Правительство же, в 1815 - 1825 гг. идет на усиление консервативно-охранительных начал в государстве. Крестьянство России не получает ожидаемой свободы; интеллигенция и прогрессивно настроенное дворянство не дождались конституции.

После Отечественной войны 1812 г. русское общество испытывает необыкновенное политическое и нравственное возбуждение, растет число сторонников преобразований среди дворянства.

Проведение правительственных реформ после войны было перенесено в западные губернии страны. Так, в мае 1815 г. была дарована Конституция Польше, Сейм и конституционное устройство действовали в Финляндии. В 1816 - 1819 гг. царь подписал положения об отмене крепостного состояния крестьян в Прибалтике.

Разработка реформ непосредственно для России проводилась в условиях строжайшей секретности. В начале 1819 г. Н.Н. Новосильцев подготовил проект Конституции - “Уставную грамоту Российской империи”. В проект вошли положения о представительных органах, о разделении властей, равенстве всех граждан перед законом, были строго очерчены границы власти императора, государственное устройство базировалось на принципе федеративности. “Грамота” не была обнародована. Подобная судьба постигла и новые проекты крестьянской реформы, разработанные Н.С. Мордвиновым, А.А. Аракчеевым, Д.А. Гурьевым, Е.Ф. Канкриным.

Реформаторский пыл императора ослабевает. В этот период первое место в окружении государя занимает А.А. Аракчеев, с именем которого связаны жестокие меры против народных движений, введение военных поселений, создание системы тайной полиции, реакция в области просвещения. Самодержавие, отойдя от реформ, избирает путь реакции.

По каким же причинам не состоялась первая в России XIX столетии “революция сверху”? Все попытки преобразований Александра I столкнулись с могучей оппозицией со стороны дворянства и бюрократического аппарата. Александр I не увидел тех сил, на которые можно было опереться, осуществляя преобразования. Оторванность верховной власти даже от дворянства не позволила императору увидеть потенциальных союзников в проведении реформ и привели его к заключению, что преобразования в России “некем взять”. Реформы не состоялись и в силу российской небуржуазности и слабости третьего сословия. Тем не менее, в итоге преобразовательной деятельности первых двух десятилетий XIX столетия были сформулированы конституционные принципы государственного устройства, нашедшие воплощение в реформах последующих лет.

15. 1. Декабристы — революционное движение в России 20-х гг. XIX в., ставившее своей целью проведение революционным путем мае­штабных реформ Российского государства и отмену крепостного права. Особенностью движения декабристов было то, что впервые носителем революционных идей стал класс дворянства. Движение декабристов зародилось во второй половине второго десятилетия XIX в. Главными предпосылками возникновения данного движения было распространение прогрессивных и патриотических взглядов среди дворянства в результате победы в Отечественной войне 1812 г. и более близкого знакомства с жизнью Европы.

2. В своей эволюции организации декабристов прошли следующие этапы:

— 1816 г. — образование в Санкт-Петербурге первого тайного общества дворян — «Союз спасения», в которое вошли будущие лидеры движения (П.И. Пестель, М.И. Муравьев-Апостол, СП. Трубецкой и др. — всего 28 человек);

— 1818 г. — преобразование тайного кружка — «Союз спасения» в многочисленную тайную организацию с разветвленной структурой — «Союз благоденствия», в которую вошли более 200 человек;

— 1820 г. — ликвидация «Союза благоденствия» связи с внутренними противоречиями (желанием большинства действовать исключительно мирным путем), а также угрозой раскрытия организации;

— начало 1825 г. — создание Северного (Санкт-Петербург) и Южного (Украина) обществ декабристов.

3. Основными программными документами Северного и Южного обществ были:

— Конституция Никиты Муравьева;

— «Русская правда» Павла Пестеля.

Конституция Никиты Муравьева — главный программный документ Северного (Санкт-Петербургского) общества, веду игу ю роль в составлении которого сыграл лидер общества Никита Муравьев. Конституция Никиты Муравьева имела двойственную природу:

— с одной стороны, содержала ряд революционных идей;

— с другой — имела умеренно-монархический характер. Согласно Конституции Никиты Муравьева:

— в России сохранялась конституционная монархия, в которой власть императора существенно ограничивалась законом;

— император становился символом государства и почти не имел реальной власти;

— учреждался парламент — двухпалатное Народное вече;

— Россия преобразовывалась в федерацию земель, имеющих широкое самоуправление;

— крепостное право отменялось, но сохраняюсь помещичье землевладение (крестьяне должны были выкупать землю). «Русская правда» — конституционный проект лидера Южного общества Павла Пестеля, был более радикальным. Согласно «Русской правде»:

— в России полностью ликвидировалась монархия;

— устанавливалась президентская форма правления;

— учреждался парламент — Народное вече;

— правительство — Державная дума, состоящее из 5 человек;

— предусматривался Верховный собор — орган из 120 человек, призванный следить за законностью в стране;

— крепостное право и крупное помещичье землевладение ликвидировались;

— крестьяне получали свободу вместе с землей.

4. Восстание, в ходе которого дворянские революционеры собирались убить царя и взять власть в свои руки, намечалось на лето 1826 г. Однако ряд обстоятельств вынудил восставших выступить на полгода раньше:

— 19 ноября 1825 г. неожиданно умер император Александр I и Россия почти на месяц осталась без императора;

— возникли проблемы с престолонаследием — согласно указу Павла I бездетному Александру I должен был наследовать его следующий по возрасту брат Константин и армия первоначально присягнула на верность ему;

— Константин отказался от престола, и новым наследником должен был стать его младший брат Николай, присяга на верность которому (переприсяга) была назначена на 14 декабря 1825 г. Именно этот день — 14 декабря 1825 г., давший название самому движению, был выбран в качестве даты восстания. Восстание проходило следующим образом:

— утром на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге (около строящегося Исаакиевского собора и памятника Петру I) вы­шли части Московского полка, руководимые членом Северного общества М.П. Бестужевым-Рюминым;

— по замыслу восставших на площадь должны были выйти и другие силы восставших, после чего руководители декабристов планировали войти в здание Сената и предъявить сенаторам Манифест о свержении самодержавия;

— вопреки ожиданиям восставших значительная часть планировавших выступить частей на площадь не вышла, также не явился руководитель восстания С. Трубецкой — планы восставших были нарушены;

— в это время сенаторы присягнули на верность новому императору Николаю I, и к восставшим вышел генерал-губернатор Санкт-Петербурга М. Милорадович с призывом разойтись;

— М. Милорадович был убит декабристом П. Каховским, после чего мирный путь развития восстания был исчерпан;

— вскоре к площади подошли верные правительству войска и открыли огонь по восставшим;

— восставшие были вынуждены разойтись и восстание в Санкт-Петербурге было подавлено.

5. После поражения восстания в Санкт-Петербурге 29 декабря произошло восстание Черниговского полка на Украине, руководимое членом Южного общества СИ. Муравьевым-Апостолом. Восставшие части Черниговского полка надеялись спасти восстание, однако 3 января 1826 г. выступление Черниговского полка было подавлено превосходящими правительственными войсками.

6. Поражение восстания вызвало волну репрессий со стороны властей:

— около 600 человек были привлечены к ответственности;

— 131 человек был признан виновным и осужден, в основном — к ссылке в Сибирь;

— пять человек — лидеры декабристов (П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин и П. Каховский) — были казнены.

Главные причины поражения восстания декабристов:

— отсутствие глубоких корней в народе;

— малочисленность восставших;

— слабая организация восстания, противоречия внутри декабристов, нежелание части восставших идти до конца.

7. Восстание декабристов 1825 г. имело двойственные последствия:

— положило начало революционному движению XIX в.;

— дало повод властям ужесточить репрессии, которые продолжались на протяжении всего 30-летнего царствования Николая

16. 1. Николай I Павлович, брат Александра 1, ставший императором в 1825 г., находился у власти 30 лет (до 1855 г.). 30-летняя эпоха Николая 1, пришедшего к власти в день восстания декабристов, отличалась крайней консервативностью и реакционностью. Николай I был убежден во вредности любых революционных и реформаторских процессов и видел спасение страны в стабильности и консерватизме, усилении самодержавия. В годы правления Николая I были сделаны следующие крупные политические шаги:

· создана собственная его императорского величества канцелярия;

· проведена кодификация законодательства;

· проведена реформа образования;

· усовершенствовано помещичье землевладение;

· введена цензура.

2. Собственная его императорского величества канцелярия — мощная бюрократическая структура, взявшая под контроль различные сферы внутренней жизни страны. Данная организация состояла из нескольких отделений, наиболее важными из которых были и III отделения:

· отделение руководило работой по кодификации законодательства;

· отделение стало органом политического надзора и сыска. Фактически III отделение стало «государством в государстве», стоящим над всеми иными органами — Сенатом, Государственным советом, министрами. Оно имело широкие полномочия и при Николае Т стало играть решающую роль в жизни страны. Жандармы III отделения, в чьи обязанности было вверено искоренять любое вольнодумие и революционные идеи, стали опорой режима Николая I. Агенты III отделения были внедрены почти во все сферы жизни общества. Первым руководителем III отделения был назначен граф А.Х. Бенкендорф, ставший символом эпохи. В стране сложилась атмосфера подозрительности, доносительства, тотального сыска. Россия официально стала полицейским государством. Созданная при Николае I в 1826 г. политическая полиция стала одним из ведущих государственных органов на протяжении столетия и просуществовала до 1917 г.

3. II отделение собственной его императорского величества канцелярии в течение почти 10 лет провело работу по кодификации всего законодательства России. Данной работой руководил вьшедший из тени известный при Александре I реформатор М.М. Сперанский. Результатом работ отделения и М.М. Сперанского стал выход в 1833 г. 15 томов «Свода законов Российской Империи», где было собрано все законодательство России: с Соборного Уложения 1649 г. до современных Сперанскому законов.

4. При Николае I была проведена реформа образования, суть которой состоит в следующем:

· все школы были разделены на три вида строго по сословному принципу, приходские — для крестьян, уездные — для горожан, гимназии — для дворян;

· в 1835 г. был введен новый Университетский устав, в результате которого университетское образование было жестко подчинено государству, образовательные программы очищались от вольнодумных идей, а сами университеты фактически переходили на казарменное положение.

5. В годы правления Николая I также было усовершенствовано помещичье землевладение и предпринята попытка решить крестьянский вопрос:

· был создан секретный комитет для рассмотрения вариантов решения крестьянского вопроса во главе с П.Д. Киселевым;

· П.Д. Киселевым ставился вопрос об отмене крепостного права, однако он не нашел поддержки императора и дворянства;

· компромиссом стало решение о нераспространении крепостных порядков на крайне западные районы России — Польшу, Финляндию и Прибалтику, а также о праве помещика давать «вольную» некоторым крестьянам по своему усмотрению (впервые была создана возможность официального освобождения части крестьян);

· улучшилось и положение помещиков — были сокращены подати; помещики и дворяне освобождены от телесных наказаний, получивших распространение при Павле I.

6. Несмотря на то, что эра Николая 1 стала временем расцвета русской культуры, в частности, таланта А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др., в стране вводилась жесточайшая и обязательная цензура, которая имела два уровня:

· предварительная, когда отсеивались неугодные для режима произведения и публикации;

· карательная — цензура вышедших произведений, в ходе которой «просеивались» вышедшие произведения и наказывались цензоры и авторы вольнодумных произведений, случайно или умышленно прошедших первоначальную цензуру.

17. Объективными предпосылками реформы 1861г. были экономические процессы.

Александр II для проведения реформы «сверху» создает Комитет из сановной элиты. В итоге 19 февраля 1861 г. Александр II утвердил все законодательные акты, касающиеся отмены крепостного права. Среди них выделялись:

1) «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», провозгласившее отмену крепостного права и общие условия этой отмены;

2) «Положение об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости».

Все общие для крестьян права и обязанности были законодательно закреплены в Манифесте и Положениях 19 февраля 1861 г. Крестьяне получили права юридического лица:

1) заключать договоры, принимать на себя обязанности и подряды;

2) право производить «свободную торговлю» без наличия торговых свидетельств и без уплаты пошлин;

3) открывать торговые лавки, фабрики и другие промышленные и ремесленные заведения;

4) право участия в сходах, составления мирских приговоров, участия в выборах на общественные должности в качестве избирателей и избираемых;

5) переходить в другие сословия, наниматься в рекруты или просто поступать на военную службу, отлучаться от места жительства;

6) право поступать в общие учебные заведения.

Земская реформа – 1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

В июне 1870 г. было утверждено «Городовое положение».

«Судебные уставы» и указ о судебной реформе от 20 ноября 1864 г. сделали суд гласным, ввели принцип состязательности судопроизводства и суд присяжных. Появлялись новые судебные органы.

Итогом военной реформы стал Устав о воинской повинности от 1 января 1874 г., который вместо рекрутского набора вводил всеобщую воинскую повинность мужского населения после 21 года.

К 1870-м гг. капиталистическая система хозяйства начала вытеснять все другие. Крестьяне стали арендовать землю у помещиков и платили за нее деньгами или отработкой. Отработочная система хозяйства стала переходной от барщинной к капиталистической.

Крестьянская реформа стимулировала развитие промышленности. Подъем сельского хозяйства способствовал созданию спроса на промышленную продукцию.

В результате поддержки Турции, Россия добилась отмены запрета держать военный флот на Черном море и строить там военные корабли. С этого момента на первый план выдвигается восточный вопрос, обострившийся из-за удачного продвижения России в Средней Азии в 1860—1870-х гг. Так, в 1868 г. Россия поставила под свой контроль Кокандское ханство. Вслед за ним договор с Россией подписал бухарский эмир. В 1873 г. капитулировало Хивинское ханство. На образованных землях Россия создала Туркменское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте. В конце 1870-х гг. началось наступление на туркменские племена. В результате долгих военных действий в мае 1881 г. была образована Закаспийская область с центром в Ашхабаде.

В 1873 г. Россия и Австро-Венгрия подписали политическую конвенцию, к которой присоединилась Германия. В результате в Европе оформился так называемый «Союз трех императоров». Заключение «Союза» означало выход России из международной изоляции.

Летом 1875 г. славянские народы Турции восстали из-за отказа султана уравнять в правах христианское население с мусульманами. Когда началась война Сербии и Черногории с Турцией (июль 1876 г.), русские офицеры вступали в сербскую армию, а русское общество поставляло туда оружие и продовольствие. Александру II пришлось объявить войну Турции. 12 апреля 1877 г. начались военные действия. Они продолжались недолго, и после побед русских войск Россия и Турция подписали мирный договор (февраль 1878 г.). По Сан-Стефанскому мирному договору Турция признавала независимость Румынии, Сербии, Черногории, а также передавала России крепости Ардаган, Карс и Батум. На Балканах создавалось также независимое Болгарское княжество.

Лидерство России на Балканах не устраивало Австро-Венгрию, и под ее нажимом Россия вынуждена была отдать договор на международное рассмотрение, которое проходило на Берлинском конгрессе в июне-июле 1878 г. Там Сан-Стефанский мирный договор был изменен. Австро-Венгрия получала возможность оккупировать Боснию и Герцоговину, Турция получала обратно часть территорий. Берлинский конгресс означал дипломатическое поражение России.

Отмена крепостного права вызвала необходимость проведения ряда других социально‑экономических реформ. Земская реформа.С 1864 г.в европейской части России вводились земства – бессословные органы местного самоуправления. В компетенцию земств входили вопросы местного здравоохранения, образования, местных путей сообщения, торговли и промышленности. Политические права земств были ограничены, они могли обращаться к правительству только с ходатайствами, но не обладали законодательной инициативой. В 1870 г. подверглось реорганизации и городское самоуправление. Судебная реформа. Наиболее последовательной и продуманной была реформа судопроизводства (1864).Судебная реформа ввела в действие бессословный, открытый, гласный, состязательный процесс. Появился также институт присяжных заседателей, избираемых из представителей всех сословий. Предварительное следствие изымалось из ведения полиции и передавалось специальным судебным следователям. Финансовая реформа. Еще в 1860 г. был учрежден Государственный банк, упорядочен государственный бюджет. Единственным распорядителем доходов и расходов стал министр финансов. Начались публикации для всеобщего сведения росписи доходов и расходов государства. Была отменена система откупов. Во всех губерниях учреждались независимые от местных властей контрольные палаты, следившие за доходами и расходами всех губернских учреждений.Военные реформы(1864–1874). Поражение в Крымской войне показало военно‑техническую отсталость России от ведущих европейских стран. Реорганизация армии во многом зависела от уровня развития промышленности и транспорта. Поэтому военные реформы растянулись на длительное время. Главным идеологом и организатором реформ был военный министр Д.А. Милютин – высокообразованный и прогрессивный государственный деятель. Под его руководством была реорганизована система военного управления, расширена сеть военно‑учебных заведений, изменена структура управления войсками. Центральное место в реформах заняла новая система комплектования армии и флота – замена рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью. Введение всеобщей воинской повинности давало эффект лишь при быстрой мобилизации находившихся в запасе резервистов. Однако только рост железнодорожного строительства в 60–70‑е гг. XIX в. позволил перейти в 1874 г.на новую систему комплектования армии. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20‑летнего возраста, без различия сословий. От действительной службы освобождались лица, имевшие льготы (единственный сын, единственный кормилец в семье и т. п.). Значительно сокращался срок службы в зависимости от образовательного ценза. Так, полный срок срочной службы в армии составлял 6 лет, а для лиц, имевших высшее образование, – всего полгода.

Были также проведены реформы в области среднего и высшего образования, печати.

Значение реформ. Отмена крепостного права и другие реформы значительно изменили социальный и экономический уклад России. Реформирование страны, ее модернизация вели к устранению сословных перегородок. Постепенно падало экономическое и культурное значение землевладельческого дворянства, и одновременно увеличивались численность и влияние в обществе представителей средних классов, которых называли разночинцами. Только после ликвидации крепостного права началось медленное, но неуклонное превращение России в страну с современной капиталистической промышленностью. Безусловно, реформы носили противоречивый, непоследовательный характер, особенно крестьянская. Во всех сферах жизни сохранялись крепостнические черты. Самодержавие как основа политического строя изменений не претерпело. Незавершенный характер реформ 60–70‑х годов во многом способствовал революционному взрыву в начале ХХ столетия.

С отменой крепостного права быстро начинает развиваться крупное машинное производство, возникают новые отрасли промышленности, складываются новые экономические районы. Начавшийся еще в дореформенный период процесс расслоения крестьянства резко усилился после реформ. Росла численность двух крайних групп крестьянства – зажиточных и беднейших. Это создавало предпосылки для развития рынка рабочей силы как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Обедневшие, разорившиеся крестьяне вынуждены были продавать свою рабочую силу.

Для пореформенного времени характерны две основные формы ведения помещичьего хозяйства – отработочнаяикапиталистическая. Первая представляла собой обработку помещичьей земли крестьянами за предоставление им дополнительных пахотных наделов и других угодий; вторая – наем помещиком рабочих. Уже в 1880‑е гг. стала преобладать капиталистическая форма ведения помещичьего хозяйства. Для тех помещичьих хозяйств, которые не сумели перестроиться на капиталистический лад, начался мучительный процесс упадка и разорения.

После отмены крепостного права значительная часть крестьян стала нищать, не сумев приспособиться к новым условиям ведения хозяйства. Именно они пополняли ряды сельского и городского пролетариата. В то же время наблюдался рост числа богатых крестьян (кулаков), сосредотачивавших в своих руках пахотные земли менее удачливых собратьев и разорившихся помещиков. Кулацкие хозяйства, как и помещики, перестроившие свои хозяйства на капиталистический лад, производили продукты главным образом на рынок.

Промышленный переворот в России начался в 30–40‑е гг. ХIХ в. и в основном закончился в 80‑е гг. Именно с этого времени в промышленности начинает преобладать производство средств производства, в то время как в первые пореформенные годы ведущую роль играло текстильное производство и другие отрасли легкой промышленности.

В 70–80‑е гг. XIX в. появляются новые для России отрасли промышленности: угольная, химическая, нефтедобывающая, машиностроение. К старым экономическим центрам (Санкт‑Петербург, Москва, Прибалтика, Урал) добавляются новые: Донбасс, Бакинская нефтедобыча, Украина. Крупными центрами машиностроения становятся Коломна, Сормово, Харьков, Одесса. Общий объем производства за 60–90‑е гг. XIX в. возрос в 8 раз. Особенно быстро развивалась горнодобывающая отрасль. Настоящий бум испытывало железнодорожное строительство (в 1861 г. насчитывалось 1488 верст железных дорог, в 1900 – 47800).

Промышленное развитие в пореформенный период протекало неравномерно и носило циклический характер. После подъема в 60е гг., со второй половины 70‑х гг. XIX в. начинается спад. С начала 90‑х гг. и до конца века – новый, уже более мощный подъем, который связывают с экономической политикой С.Ю. Витте.

Развитие промышленности способствовало формированию промышленного пролетариата и промышленной буржуазии. Возникают постоянные кадры рабочих, которые навсегда порывают с деревней. Растет удельный вес потомственных пролетариев. Социальной базой формирования промышленной буржуазии служили главным образом купечество и зажиточное крестьянство. Именно из крестьянской среды вышли российские предприниматели конца ХIХ – начала ХХ в.: Морозовы, Прохоровы, Гучковы, Рябушинские, Коноваловы.

В целом в пореформенное время экономика России сохраняла четко выраженные черты многоукладности: наряду с современной индустрией и товарным сельским производством существовали в значительном объеме ремесленное производство и патриархальное крестьянское хозяйство.

18. В 1863 основные положения крестьянской реформы были распространены на “удельных” крестьян, а в 1866 – на крестьян государственных; последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну. Земельное обеспечение крестьян удельных и государственных было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян.

1. было малоземелье, её не хватало (необходимо 5,5 десятин, а давали 1,5);

2. рождается народничество (защита народа от царя);

3. крестьяне не становились полноправными членами общества.

Реформа учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян, и обладала очень коротким “ресурсом времени” - не то что на “500 лет”, а, пожалуй, не более чем на 20. Затем должна была встать необходимость новых реформ в том же направлении.

И все же она имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Велико и нравственное значение этой реформы, покончив с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Её введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству.

В крестьянской реформе проявилась ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Преследуя цели укрепления собственной власти, опираясь на традиционные элементы общества, государство неизбежно смешивало элементы либеральной и попечительной политики. Это усилило непоследовательность реформ, но вело к достижению искомого правительством результата.

Активизация революционного движения в пореформенный период была вызвана несколькими причинами. Часть радикально настроенной интеллигенции выражала недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния. Поводом для активизации революционеров служили медлительность и неповоротливость правительства при претворении реформ в жизнь, а также непоследовательность самого А II, сохранение им на ведущих постах многих деятелей николаевской эпохи.

Идейным вождем революционного движения в России стал в конце 50-х — начале 60-х гг. редактор “Современника” Н. Г. Чернышевский. Он выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена об общинном социализме, ратовал за создание в стране револ. орг-и. В июле 1862г. Чернышевский был арестован

В 1861 г. в Петербурге возникла тайная революционная организация. Для ее названия были взяты ключевые слова одной из статей Н. П. Огарева, помещенной в “Колоколе” — “Земля и воля”. Орг-я объединила несколько десятков единомышленников, людей из разных социальных групп и сословии: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, то есть разночинцев.

Программа “Земли и воли” включала требования созыва народного собрания и установления демокр. республики, широкого местного самоуправления, равноправия женщин. Выдвигалась также идея передачи крестьянам всей земли и объединения не только сельского, но и городского населения в самоуправляющиеся общины. Практическая деят-ть орг-и сводилась к изданию и распр-ю револ. литературы, к содействию побегам революционеров из тюрем, материальной помощи ссыльным. “Земля и воля” готовилась начать открытое выступление в 1863 г., когда, по мнению ее членов, можно было ожидать крестьянского восстания в связи с тем, что в этом году истекал срок подписания уставных грамот. Но уже в 1862 г. были арестованы наиболее активные члены “Земли и воли”. А в 1863 г. русским революционерам пришлось испытать самое горькое разочарование — не оправдались их расчеты на массовые выступления крестьян. Нужно было осмыслить случившееся. Весной 1864г. “Земля и воля” приняла решение о самороспуске.

Теория революционного народничества.Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского стали теоретической основой своеобразного политического течения русской радикальной интеллигенции — народничества. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную полит. силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и социальной справедливости. Наиболее крупными теоретиками револ. народничества в 70-х гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.


Бакунин - идеолог анархического крыла народничества. Он считал необоснованным утверждение Маркса о ключевой роли пролетариата в обществе. Особенно отрицательно он относился к идее о диктатуре пролетариата, считая, что она не приведет к свободе. По мысли Бакунина, гос-во диктатуры пролетариата попробует навязать крестьянам коммунизм, а это вызовет бунт всего крестьянства. Чтобы подавить его, потребуется многочисленная хорошо вооруженная армия, появятся честолюбивые генералы из пролетарской среды. Отсюда только шаг до появления диктатора. Подавив крестьянский бунт, коммунистическое государство “поручит своей бюрократии заведовать обработкой земли и выплачивать заработок крестьянам, что приведет к ужаснейшей безурядице, к плачевному расхищению и гнуснейшему деспотизму”.

Бакунин уповал на стихийный народный бунт. Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция — “умственный пролетариат

Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство. Если почти все социалистические мыслители считали главной причиной всех народных бед частную собственность, то для Бакунина высшим злом являлось государство. При этом он критиковал не только буржуазное, но и любое государство, даже так называемое “народное”, к созданию которого призывали другие социалисты.

Отвергая не управление как таковое, а управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, идущее “сверху вниз”, он предлагал взамен государства федеративную свободную организацию “снизу вверх” — рабочих ассоциаций, групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество, по мысли Бакунина, — это общество, в котором осуществился бы принцип самоуправления народа.

Наши рекомендации