Внутренняя политика Николая I

Основные даты и события: ]825-]855 гг. - царствование Нико­лая 1; 1837-]841 П. - реформа государственных крестьян П. Д. Киселева; 1842 г. - указ об обязанных крестьянах.

Исторические деятели:Николай 1; А. Х. Бенкендорф; С. С. Ува­ров; П. Д. Киселев; Е. Ф. Канкрин.

Основные термины и понятия:государственные крестьяне; обя­занные крестьяне; охранительная политика; теория официаль-

ной народности. .

План ответа: ]) личность Николая 1; 2) основные задачи и на­правления внутренней политики Николая 1; 3) усиление роли государственного аппарата; 4) укрепление социальной базы са­модержавия; 5) реформа государственных крестьян; 6) власть и церковь; 7) усиление борьбы с революционными настроени­ями; 8) итоги и значение внутренней политики Николая 1.

Материал к ответу:Николай был третьим сыном Павла 1. К ро­ли самодержавного правителя России его никто не готовил, так как вступление на престол при двух старших братьях для него было маловероятным. Николая готовили к военной карь­ере. Династический кризис и восстание 14 декабря 1825 г. на­ложили серьезный отпечаток на все его царствование, заста­вили предпринять шаги по упрочению самодержавного строя .. В людях Николай больше всего ценил исполнитель­ность, покорность, готовность К подчинению. Прекрасно по­нимая необходимость и неизбежность реформ, Николай тем не менее стремился в первую очередь обеспечить стабиль­ность социально-политических порядков. Разработка же ре­форматорских планов велась в обстановке большой секретно­сти из опасения новых потрясений.

]64

Недоверие, с которым после восстания декабристов Нико­лай относился ко всем окружающим, прошло .не скоро. В от­личие от Александра 1,Николай стремился сам решать не толь­ко важн~йшие, но даже незначительные вопросы. для личного контроля над делами министерств и ведомств он расширил функции Собственной его императорского величества канце­лярии, которая начала доминировать в делах государсtвенно­го управления и во многом подменять Кабинет министров. В январе 1826 г. царь создает II Отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из ссылки М. М. Сперанским. Глав­ной его задачей долж.на была стать подготовка единого Свода законов страны. Прежде эта работа велась десятилетиями и успеха не принесла. Сперанскому удалось выполнить ее все­го за пять лет. В 1832 г. бьию опубликовано первое Полное со­брание законов Российской империи (в 45 томах), а в 1833 г. - Свод действующих законов государства.

В декабре 1826 г. Николай создал секретный комитет под.' председательством бывшего члена Негласного комитета - гра­фа В. П. Кочубея (назначенного в следующем году председате­лем Госсовета и Кабинета министров), которому было поруче­но составить проект реформы государственного управления.­Однако выполнить эту задачу Кочубею так и не удалось. В 18ЗО-е п. были приняты решения, пост.авившие под кон­троль государственных чиновников дворянские собрания. За­частую многие, даже самые мелкие решения должны были принимать высшие государственные opraHbl страны. Для это­го требовалась огромная армия чиновников. К концу царство­вания Николая их численность составляла 90 тыс. человек (в начале правления Александра - 15 тыс.). Обычным делом стало засилье генералов в министерских кабинетах. Они мало что понимали в своих новых обязанностях, но это было не­важно: колоссальный аппарат делал свое дело, даже если бы министра или директора департамента не было вовсе. В нача­ле 1840-х гг. были ограничены и без того лишь совещательные функции Государственного совета. В принятом в 1842 г. «Уч­реждении Государственного совета» закреплялось право импе­ратора утверждать мнение менылинства членов совета или свое особое решение по рассматриваемому вопросу. Болылие огра­ничения накладывались и на местную администрацию, управ­лявшую делами Польши, Закавказья, Прибалтики (запрещалось принимать решения без учета мнения центральных властей).

Болылое внимание Николай 1 уделял укреплению дворян­ского сословия.' Его беспокоило продолжение начавшегося еще перед Отечественной войной обнищания части дворянст-

ва. Для укрепления материальной базы дворянства был изме­нен порядок наследования крупных имений (включавших не менее 400 крестьянских дворов). Теперь они не могли быть раздроблены между наследниками или проданы, а передава­лись в порядке наследования старшему представителю рода. Был повышен имущественный ценз для участников выборов в дворянские органы самоуправления. Согласно новому школь­ному уставу 1828 Г., в средние и высшие учебные заведения те­перь принимали только детей дворян и чиновников. Царь не пошел на лишение дворянского звания многих разорившихся представителей высшего сословия. Но, ограничив доступ в дво­рянское сословие, ввел новые социальные группы - «чинов­ных'), «именитых» И «почетных граждан».

Николай прекрасно понимал, что главным продолжает ос­таваться крестьянский вопрос. К тому времени даже среди крупнейших помещиков никто не оспаривал положения о том, что жизнь и быт крестьян следует улучшить. Изменения нача­лись с реформы управления государственными крестьянами, которую провел генерал п. Д. Киселев - член Госсовета и ми­нистр государственных имуществ. Главным пунктом реформы стало введение крестьянского самоуправления. В деревнях со­здавались школы и больницы. Там, где земли не хватало, при­нимались решения о переселении крестьян на свободные зем­ли в другие районы страны (особенно в восточные). Для того чтобы обезопасить крестьян от неурожая, было решено часть земли оставить под «общественную запашку,), где они работа­ли сообща и имели право пользоваться плодами общего труда. На этих землях крестьян насильно заставляли сеять картофель, что вызвало в начале 1840-х гг. серию «картофельных бунтов,). Реформа Киселева не могла получить поддержку со стороны по­мещиков, так как контраст между государственной и крепост­ной деревней был слишком велик. Недовольство высших слоев наряду с волнениями крестьян (совсем по другому поводу) при­вели Николая к убеждению, что хоть крепостное право и зло, но попытки его немедленного устранения грозят протестом со стороны всех сословий. Тем не менее была запрещена продажа крепостных с аукционов за долги; запрещалась «розничная,) продажа членов одной семьи; в 1842 г. был принят указ об обя­занных крестьянах, по которому помещики могли заключать с креСТЬЯНlli\ofИ договор о предоставлении им земельных участков в наследственное владение (этим своим «правом,) помещики так и не воспользовались); было дано разрешение помещикам осво­бождать крепостных без земли; в 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их вла-

дельца выставляется на продажу за долги; наконец, в 1848 г. им было предоставлено право выкупать не заселенные земли и строения. Однако, несмотря на все нововведения, крепостное право в России продолжало сохраняться.

Одним из важнейших направлений царствования Николая 1 стала борьба с любыми проявлениями несогласия и оппози­ционности царизму. Расправившись с декабристами, царь ре­шил по-новому организовать деятельность политической по­лиции и поставить ее под свой личный контроль. Указом 3 июля 1826 г. было создано IIIОтделение императорской кан­целярии, которому были поручены все политические дела и контроль за умонастроениями. «Филиалы» этой организа­ции были созданы и на местах. для наведения порядка в рас­поряжении шефа IIIОтделения находилась вооруженная сила корпуса жандармов (шефом обоих этих подразделений стал отличавшийся жестокостью и облеченный особым доверием царя генерал А. Х. Бенкендорф). Для обуздания «распустив­шейся печати» Николай поставил ее под жесткий цензурный контроль (цензурный устав 1826 г. был метко назван «чугун­ным»). Опасаясь плодов народного просвещения, царское пра­вительство запретило принимать крепостных крестьян в сред­ние и высшие учебные заведения, ограничив их образование лишь одноклассными приходскими училищами. Особым усердием отличался здесь министр народного просвещения граф С. С. Уваров, заявивший: «Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что говорят ей теории, то я испол­ню мой долг и умру спокойно».

Таким образом, главным направлением внутренней политики Николая 1 стало укрепление дворянской империи и борьба про­тив революционной угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в этих целях.

Наши рекомендации