Структура правовой нормы

Структура нормы права является формой ее внутреннего содержания. Норма права выполнит свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в которых они формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно, в норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой нрава, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов - предписаний, выполняющих все указанные выше функции.

Глубокое, разностороннее влияние на структуру нормы права оказывает выделение правоохранительных правовых предписаний. Изучение истории законодательства показывает, что развитие правовых систем неизбежно выражается в обособлении предписаний, регламентирующих юридические санкции. Такого обособления требует дифференциации мер государственно-принудительного воздействия, необходимость нормативного закрепления разнообразных фактических условий объективных и субъективных.

Выделение правоохранительных предписаний только отражается на структуре регулятивных норм, из состава которых “выводятся” указания на государственно-принудительные меры обеспечения, но и влечет за собой формирование самостоятельных правоохранительных институтов, а, следовательно, влияет на структуру права более высоких уровней.

Существенное воздействие на структуру права оказывает и обособление общих правовых предписаний, в которых закрепляются правые понятия, принципы, правовое положение субъектов, общие условия совершения тех или иных юридических действий и т.д.

Будучи составной частью более широкой проблемы вопрос о структуре юридической нормы имеет свое вполне самостоятельное значение.

Норма-предписание, как, правило, соответствует первичной структурной части текста нормативного акта (статье, пункту, абзацу статьи, конкретной фразе текста).

Дробление нормы-предписания, распределение ее содержания между разными статьями, пунктами статьи и т.д. вообще невозможно.

Норма-предписание - это цельное, логически завершенное и формально закрепленное государственно-властное веление. По своему словесно- логическому построению она представляет собой нерасчленяемое единство по формуле “если - то”.

Практика законодательства показывает, что выделение части нормы-предписания возможно только путем самостоятельного ее формулирования в виде особого общего правила (при этом качество самостоятельного правила сохраняет и “усеченная” норма). Однако при характеристике соотношения нормы-предписания и статьи важно отметить, что полного совпадения здесь тоже нет. Норма-предписание-это правило, веление, нормативно-властное суждение, тогда как статья представляет собой лишь подразделение текста нормативного юридического акта. Следовательно, в данном случае возможно говорить только о соответствии нормы права и статьи или иной части текста акта, а не об их тождестве.

Чем выше уровень специализации права, тем более упрощаются правовые предписания, каждое из которых становится самостоятельным нормативным обобщением, посвященным отдельной операции в процессе правового регулирования. При этом нередко статья нормативного акта содержит несколько тесно взаимосвязанных правовых предписаний.

Элементы нормы-предписания условно можно расположить по схеме: “если - то”. Указанные две части нормы-предписания являются ее обязательными элементами. Правовое веление непременно должно содержать указания на его суть, т.е. на юридические последствия, и на условия их наступла классификация норм права

Поскольку одной из характерных черт правовых норм является их формальная определенность, необходимость в четкой систематизации и структурной классификации вполне очевидна. “Право, являясь высшей инстанцией в регулировании отношений между людьми, должно подразделяться на строго специализированные группы норм, отвечающих за различные сферы общественной жизни и имеющих характерную внутреннюю структуру

.

Нормы права могут подразделяться на несколько видов. Приказ, например, может быть выражен как в положительной, так и в отрицательной форме. Нормы права или требуют от лиц, к которым обращены, чтобы те или совершили определенные действия (обязывающие нормы) или же воздержались от каких-либо, определенных законом действий (запрещающие нормы).

Регулятивные нормы непосредственно нормируют поведение (свободу) субъектов общественных отношений, опосредствуя принадлежащие им субъективные права и обязанности.

Регулятивные нормы делятся многими теоретиками на запрещающие (диспозиция подобной нормы содержит запрет, обязывающий воздерживаться от определенного рода действий), управомочивающие (их диспозиция содержит дозволение, т.е. Право на совершение тех или иных действий) и обязывающие (их диспозиция содержит предписания, являющиеся своеобразным синтезом запрета и дозволения: субъект не только имеет право совершить предписанное, но и обязан сделать это

Охранительные нормы регулируют отношения юридической ответственности, которые возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Целесообразность выделения охранительных норм в отечественной юридической литературе обосновывается спецификой задач, возникающих в правоприменительной сфере, и необходимостью при установлении государственно-принудительных мер учитывать многочисленные особенности правонарушений, определяющие вид и величину санкций.

4.Понятие правоотношений. Человек, являясь членом общества, занимая в нем определенную нишу, всегда реализует различные социальные роли, выступая в зависимости от конкретных обстоятельств в качестве члена семьи, работника, потребителя, избирателя, пассажира, налогоплательщика и т. д. В связи с этим человек на протяжении всей жизни вступает в различные отношения с государством, другими индивидуумами, организациями, обществом в целом. Эти отношения, именуемые общественными или социальными, весьма разнообразны по своему характеру, свойствам, имеют различные стороны и формы внешнего выражения. Они могут носить характер моральных, политических, национальных и иных отношений. Наибольшее же значение приобретают отношения юридического характера -- отношения, охватываемые правовым регулированием. Они традиционно именуются правоотношениями. Правоотношения могут возникать во всех сферах общественной жизни, регулируя взаимоотношения людей в области производства, распределения и потребления материальных благ, труда, занятости, образования, брака и семьи и т. д. Однако далеко не все общественные отношения могут быть урегулированы нормами права. Приобретать юридическую форму могут только отношения, в основе которых лежат акты поведения, имеющие социальную значимость. Когда же дело касается мыслей и чувств, а также поступков и событий, не имеющих социально значимых последствий, то правовым регулированием они охвачены быть не могут. .

Ряд отношений и линий поведения их участников определяется комплексом императивных и диспозитивных норм; разные способы и формы их соединения предопределены необходимостью сочетания точной правовой регламентации ряда сторон общественных отношений (особенно тех, которые связаны с распоряжением материальными ценностями, с применением государственного принуждения) со свободой, самостоятельностью и активностью участников общественных отношений.

Структура правоотношений

Структура правоотношения -- это внутреннее его строение, состоящее из взаимосвязанных друг с другом элементов и определяющее его форму, содержание и значение.

Структура правоотношения складывается из ряда элементов: юридического факта, субъектов, объектов и содержания правоотношения. В упрощённом виде механизм правового регулирования представляет собой социальный процесс, в рамках которого в результате события или действия (юридического факта) люди и организации (физические и юридические лица) приобретают определённые социальные блага (объекты правовых отношений), приобретение социальных благ связано с определёнными изменениями в комплексе субъективных прав участников правоотношений (содержание правоотношения).

Наши рекомендации