Раздел 5 Административно-правовое регулирование различных отраслей

Тема 21. Специальные административно-правовые режимы

Методические указания.

Студентам необходимо рассмотреть понятие специального административно- правового режима, его виды; раскрыть особенности отдельных видов режимов (режим чрезвычайного положения, режимы особого и военного положения, режим секретности. режим охраны Государственной границы, таможенные режимы). При ответах на вопросы необходимо ссылаться на нормативные акты.

1.Понятие специального административно-правового режима.

2.Виды специальных режимов.

3.Правовой режим чрезвычайных положений (ЧП): а) порядок введения и прекращения режима ЧП; б) содержание режима ЧП; в) административная ответственность в условиях ЧП.

4.Режим охраны государственной границы.

5.Режим секретности.

6.Паспортный режим.

7.Военный режим.

8.Таможенный режим.

Нормативные акты

ФЗ «О чрезвычайном положении» от 24 мая 2001 г. // СЗ. 2001.

ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 г. // ВВС. 1992. № 33. Ст. 361.

ФЗ «Об обороне» от 31 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.

Положение о паспорте гражданина РФ. Утв. Правительством РФ 8 июля 1997 г. (ред. от 25 сентября 1999 г.) // СЗ РФ 1997. №28. Ст. 3444.

ФЗ «О Государственной границе».

ФЗ «О Государственной тайне».

Вопросы для обсуждения

1. Какие признаки характеризуют административно – правовой режим?

2. Какие особенности присущи специальным административно-правовым режимам?

Кем и как изменяются функции и полномочия исполнительной власти в экстремальных ситуациях?

Каковы особенности режимов ЧП, вызванных социальными и природными обстоятельствами?

Следовало ли вводить режим чрезвычайного положения на территории Чеченской республики до начала боевых действий в декабре 1994 г.?

Задания

1.Сгруппируйте по видам меры административного принуждения, предусмотренные чрезвычайным законодательством.

2. Разработайте план – схему структурных преобразований аппарата управления администрации области, вызванных: сильным наводнением, угрозой распространения эпидемии, взрывом и радиоактивным выбросом на Белоярской АЭС.

В одном из областных центров происходят массовые беспорядки: осаждены здания областной прокуратуры, суда, военкомата, УВД, предприняты попытки захвата ГОВД с целью завладения оружием, блокирована воинская часть гарнизона города, группой боевиков предприняты попытки захватить автовокзал; блокированы железнодорожный вокзал и аэропорт.

В городе не работают транспорт, большинство предприятий и учреждений, нарушено нормальное функционирование городских служб, блокированы подъездные дороги к городу, что затрудняет доставку продовольствия и других грузов.

На центральных площадях города проходят несанкционированные митинги, в которых принимают участие около 2 тыс. человек. Митингующие требуют смены власти и правительства.

Газеты различных общественных организаций, радио, телевидение дают противоречивую информацию, которая рождает слухи и еще больше обостряет напряжение.

Указом Президента РФ в области введено чрезвычайное положение. В качестве особой формы управления избрана Временная администрация. Начальник УВД назначен комендантом территории, на которой введено ЧП.

В районные суды направлены материалы о нарушении гражданами режима ЧП.

Данная фабула предлагается для организации методического игрового процесса, в ходе которого студенты, исполняя роль государственных должностных лиц и органов, пишут нормативные и процессуальные документы.

Необходимо подготовить и составить следующие документы:

1. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

2. Постановление Совета Федерации об Указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

3. Приказ главы Временной администрации об осуществлении и поддержании режима чрезвычайного положения;

4. Приказ коменданта территории, на которой было введено ЧП, об организации комендантской службы и поддержании режима ЧП;

5. Постановление народного судьи о наложении взысканий за нарушение режима ЧП.

Задачи

1. 21 мая в областном центре Указом Президента РФ было введено чрезвычайное положение. 20 июня народный судья Панов получил из районного комендантского участка материал о нарушении Захаровым режима чрезвычайного положения, выразившемся в том, что, управляя автомобилем, Захаров не остановился по требованию патрульной службы.

25 июня Панов рассмотрел дело об административном правонарушении и постановил подвергнуть Захарова административному аресту на 5 суток. 26 июня пресса опубликовала Указ Президента РФ от 24 июня об отмене ЧП.

На основании законодательства прокомментируйте эти факты.

2. В результате сильного наводнения в одной из областей создалась угроза жизни и здоровью населения, имуществу и нормальной деятельности предприятий и организаций. Глава администрации области объявил на территории области особое положение. Была создана чрезвычайная комиссия, которая издала постановление, содержащее норму о мобилизации ресурсов предприятий, учреждений, организаций, об установлении особого порядка распределения продуктов первой необходимости и особого режима передвижения по территории области, о мобилизации плавательных средств, принадлежащих гражданам.

Правомерны ли действия субъектов власти?

После объявления в городе чрезвычайного положения комендант издал распоряжение, обязывающее начальника узла связи отключить один из микрорайонов от городской телефонной сети, мотивируя свое решение сложившийся чрезвычайной ситуацией. Граждане, проживающие в микрорайоне, решили обратиться всуд.

Какой должна быть юридическая оценка данных факторов?

При обсуждении в Совете Федерации указа Президента РФ « О введении чрезвычайного положения в Северо – Осетинской и Ингушской республике» один из депутатов заметил, что Президент РФ уже второй раз продлевает правовой режим чрезвычайного положения на указанной территории, хотя закон ему такой возможности не предоставляет. Указ был отклонен. Через два дня Президент РФ снова внес Указ на рассмотрение Совета Федерации, расширив при этом территорию действия режима ЧП. Совет Федерации утвердил Указ Президента РФ, но несколько его членов обратились в Конституционный Суд РФ.

Каким должно быть решение Конституционного Суда?

Наши рекомендации