Государственное устройство. Колумбия - унитарное государство
Колумбия - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 31 департамент; Санта-Фе-де-Богота и департамент Кундинамарка выделены в столичный округ.
Действует Политическая Конституция от 4 июля 1991 г., сменившая Конституцию 1886 г. По форме правления Колумбия - президентская республика. Политический режим - неустойчивая демократия. Внутриполитическая ситуация на протяжении нескольких десятилетий крайне напряженна. На территории страны действуют левацкие партизанские формирования. Одной из острейших проблем является также деятельность наркомафии, которая активно использует террористические методы, в том числе убийства политических лидеров и захват заложников.
Высший законодательный орган - Конгресс, состоящий из Сената (102места) и Палаты представителей (165 мест). Избирается на 4 года всеобщим тайным голосованием: Сенат - по общенациональному, Палата представителей - по территориальным и специальным избирательным округам. Два места в Сенате зарезервированы для представительства индейских народов.
Конгресс собирается на совместное заседание обеих палат исключительно для введения в должность Президента Республики.
Обычные законы принимаются простым большинством от числа присутствующих на заседании членов палат. Одобрение, изменение или отмена статутных (т.е. органических) законов требуют абсолютного большинства голосов членов Конгресса и должны осуществляться в рамках одной легислатуры. Процедура включает предварительную проверку исполнимости (конституционности) законопроекта Конституционным судом, причем любой гражданин может выступить в защиту проекта или оспаривать его. Одобрение собственно органических законов (см. ниже) требует абсолютного большинства голосов членов каждой из палат Конгресса.
Принятые законопроекты санкционируются Правительством, возглавляемым Президентом. Вето Правительства может быть преодолено абсолютным большинством членов палат, и Президент обязан санкционировать законопроект. Если Президент возражает против этого по мотиву неконституционности проекта, последний, по настоянию палат, поступает в Конституционный суд, обязанный вынести решение в течение 6 дней. Положительное постановление Суда обязывает Президента санкционировать законопроект. В случаях, когда Президент не выполняет свою обязанность санкционировать закон в срок и на установленных Конституцией условиях, его промульгирует председатель Конгресса (т.е. Сената).
Глава государства и Правительства, верховный главнокомандующий вооруженными силами - Президент, избираемый прямым тайным голосованием на 4 года без права переизбрания на второй срок. Вице-президент избирается тем же путем и на тот же срок.
В состав Правительства входят сам Президент, министры и директора административных департаментов. Президент назначает и смещает министров и директоров по личному усмотрению. Все акты Президента для вступления в силу должны быть скреплены подписью соответствующего министра или директора, исключая акты о назначениях последних.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Колумбии в целом относится к романо-германской правовой семье, входя в ее обособленную латиноамериканскую группу. Первоначальной основой для формирования колумбийского права выступила бывшая метрополия - Испания. Конституционное право во многом следует модели США, на гражданское и уголовное право значительное влияние оказало французское законодательство.
До 1821 г. в стране действовало испанское колониальное право (см. раздел "Аргентина"). После провозглашения независимости начались работы по созданию современного кодифицированного законодательства. Как и большинство других стран региона, Колумбия активно заимствовала правовой опыт других стран, а иногда и готовые кодексы. В 1873 г. здесь был введен ГК Чили 1857 г. При составлении УК 1924 г. сказалось влияние итальянского права.
В послевоенный период основные усилия колумбийских законодателей были направлены на борьбу с левым повстанческим движением и левой политической оппозицией, а несколько позднее - и с организованной наркопреступностью. Закон от 14 сентября 1954 г. запретил "политическую деятельность международного коммунизма", а Декрет от 1 мая 1956 г. предусмотрел, что лица, занимающиеся "коммунистической деятельностью", заключаются в тюрьму на срок от 1 до 5 лет без права на помилование.
В то же время с конца 1950-х гг. в Колумбии после ряда гражданских войн и диктатур окончательно установилось гражданское конституционное правление, хотя достигнуто это было весьма оригинальным путем. В 1958 г. был подписан документ под названием "Concordancia", в соответствии с которым две главные партии договорились приостановить соперничество на президентских выборах взамен на чередование у власти.
Конституция 1991 г. - одна из наиболее современных и демократических в мире. Она характеризует Колумбию как социально-правовое государство, организованное в форме унитарной республики, децентрализованное, с автономией его территориальных единиц, демократическое, плюралистическое, основанное на уважении человеческого достоинства, труде и солидарности людей, которых оно объединяет, и на приоритете общего интереса. Конституция 1991 г. закрепляет практически все известные как латиноамериканскому праву, так и мировой демократической конституционной практике институты и гарантии защиты прав человека. Однако реализации этих положений на практике препятствует разгул уголовного насилия, по масштабам которого Колумбия занимает первое место на планете.
Основным источником права в Колумбии являются законодательные и другие нормативные правовые акты, иерархию которых составляют Конституция, органические, статутные и обычные законы и резолюции парламента, декреты Президента, подзаконные акты других органов государственной власти.
Органическими законами (leyes organicas) устанавливаются регламенты Конгресса и каждой из палат, правила подготовки, одобрения и исполнения сметы доходов и закона об ассигнованиях, а также общего плана развития, правила наделения нормативными компетенциями территориальных единиц. Статутные законы (leyes estatutarias) регулируют основные права и свободы лиц, процедуры и средства их защиты, судебные учреждения и механизмы политического участия граждан, а также чрезвычайное положение.
Правовой системе Колумбии известен институт делегированного законодательства. Согласно п.10 ст.150 Конституции Конгресс может предоставлять сроком на 6 месяцев строго определенные чрезвычайные полномочия по изданию норм, имеющих силу закона, когда существует такая необходимость. Эти полномочия предоставляются по просьбе Правительства абсолютным большинством голосов членов каждой из палат Конгресса. Не передаются полномочия по изданию кодексов, органических законов, законов о налогах. Конгресс может в любой момент изменять декреты-законы, изданные Правительством в порядке чрезвычайных полномочий.
Согласно Конституции 1991 г. ратифицированные и вступившие в силу международные договоры о правах человека и конвенции о труде составляют непосредственную часть внутреннего законодательства. Международно-договорные нормы о правах человека имеют приоритет над законами Колумбии и не могут быть приостановлены в периоды военного или чрезвычайного положения.
Решения Верховного суда и Государственного совета используются судами в разъяснительных целях, но обязательной силы не имеют.
Определенное значение в качестве источника права в Колумбии имеет обычай, поскольку индейское сельское население во многих вопросах по-прежнему руководствуется обычным правом.