Летом 1856 в составе экспедиции полковника М.М. Холинтовского Ш. Валиханов совершил путешествие на озеро Иссык – Куль

По возвращении из поездки Валиханов подготовил обширную историко – этнографическую работу под названием «Записка о киргизах», которая, к сожалению, не была опубликована при его жизни.

Основные произведения: « Предания и легенды большой киргизской сакской Орды», «Тенкри», «Образец причитаний», «песня об Аблае», «О формах казахской народной поэзии», «Киргизское родословие» и другие.

ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН

(1841 – 1889)

Родился в ноябре 1841 г. в ауле Жанбурчи, что расположен в нынешнем Затобольском районе Костанайской области. В 1850 г. Ибрая устроили в Оренбургскую школу, специально открытую для детей степной аристократии в целях подготовки писарей и перводчиков для колониальной администрации царизма в Казахстане.

После окончания учебы он сначала работал писарем при войсковом старшине, затем переводчиком в Оренбургском правлении. С этого времени начинается активная общественная, научная, педагогическая деятельность Алтынсарина Алтынсарина. Сблизившись с прогрессивным и деятелями русской интеллигенции, он стал глубже осваивать передовые для своего времени педагогические, научные, социально-политические и философские идеи и учения.

В своей практической деятельности он выступил как инициатор создания в Казахстане русско–казахских школ для детей казахской бедноты, а также специальных школ для девочек-казашек. Так, благодаря его настойчивому ходатайству были открыты специальные школы с интернатом для казахских девочек в г. Иргизе, женские училища с интернатом в Тургае, в Кустанае, в поселке Карабутак, в г. Актюбе.

И. Алтынсарин активно занимался литературной деятельностью. Он известен как автор превосходных стихотворений, направленных в защиту бедноты от угнетения со стороны власть имущих и духовенства, а также многих рассказов , которые были в основном посвящены детям и наполнены дидактическим содержанием.

Значительный вклад внес И. Алтынсарин в исследование устного народного творчества казахов, их обычаев и традиций. Его исследования «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов оренбургского ведомства» и других пользовались в свое время широкой популярностью среди ученых кругов России не утратили своего значения до сих пор.

По своим политическим убеждениям И. Алтынсарин был демократом, боролся за активное участие народа в политической жизни общества, за выборность всех должностных лиц органов управления.

Основные произведения: «Очерк обычаев о сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства», «Шариати ислам» и другие

АБАЙ КУНАНБАЕВ

(1845 – 1904)

Абай Кунанбаев - выдающийся казахский просветитель и демократ, поэт и мыслитель, основоположник казахской письменной литературы. Родился в 18 г. в Чингизских горах Семипалатинской области в богатой семье старшины рода тобыкты – Кунанбая.

Абай рано начал свою творческую деятельность. По данным Ауэзова, уже в неполных 12 лет он стал сочинять стихи и распространять их среди народа от имени своих друзей. Начиная с 1886 г., Абай стал распространять и печатать свои произведения под собственным именем. Им написано достаточное количество содержательных произведений, затрагивающих самые жгучие проблемы казахской общественной мысли.

Первый сборник его стихов был опубликован лишь после его смерти в 1909 г. в Петербурге.

Абай был врагом эксплуататоров и искренним другом и радетелем трудящихся. Во множестве своих стихов, таких ,как «О, казахи мои! Мой бедный народ», «Бай живет и охраняет свой скот», «Звереет бай» и многих других, поэт с глубоким страданием и сочувствием описывает те невероятные бедствия, на которые обрекают казахскую бедноту их угнетатели.

Изучение русской культуры, полагал Абай, не только помогает познанию действительной сущности окружающего нас мира, но и в определенном смысле может помочь в борьбе передовых людей против притеснения народа со стороны царизма и других угнетателей.

В творческом наследии Абая большое внимание занимают проблемы религии и особенно ислама. Абай Кунанбаев критически относился к представителям мусульманского духовенства, считая, что верой во всемогущество Аллаха они пытаются прикрыть свою гнусную душу и свои коварные цели. Однако он решительным образом оберегал веру во Всевышнего от религии и не проявлял никакой склонности отождествлять религию с искренней верой (иман), которая как он полагал, должна быть основана на глубоком понимании сущности Божественного духа.

Центральным вопросом в философии Абая были нравственно – этические проблемы. Основное свое философское произведение «Книга слов» он написал в форме афоризмов .

Умер Абай в 1904г., не успев достигнуть полных 60 лет. Весь казахский народ переживал это событие как свою собственную трагедию. Но Абай оставил будущим поколениям не только свое богатое творческое наследие, но и своих талантливых учеников.

Наши рекомендации