Предложения по системе регулироваия цен на газ

Проблема Предложения Минэкономики РФ Предложения РАО «Газпром»
1. Продажа газа газодобывающими организациями системы РАО «Газпром». ФЭК России устанавливает верхний предел для оптовой цены продажи газа для каждой газодобывающей организации системы РАО «Газпром». Используется единая среднеотраслевая цена покупки газа. Методика расчета не определяется.
2. Услуги по транспортировке газа Предоставляются на одинаковых условиях как ООО «Межрегионгаз» — поставщику газа по регулируемым оптовым ценам, так и независимым поставщикам газа. ФЭК России устанавливает величину тарифа за услуги по транспортировке и величину максимальной валовой выручки для каждой газотранспортной организации системы РАО «Газпром». Выделяются только для независимых поставщиков газа. При осуществлении поставок газа ООО «Межрегионгаз» тарифы за услуги по транспортировке газа не применяются. Используются среднеотраслевые затраты на транспортировку. При осуществлении поставок газа независимыми поставщиками используется единый по системе РАО «Газпром» тариф на транспортировку газа. Обоснование затрат при расчете данного тарифа производится в агрегированном виде, в целом по системе РАО «Газпром».
3. Услуги по доставке газа конечным потребителям (для потребителей, непосредственно присоединенным к сетям РАО «Газпром» и имеющим высокие индивидуальные затраты по доставке газа). ФЭК России устанавливает для каждого такого потребителя индивидуальную абонентную плату за пользование газопроводом-отводом. Не рассматриваются.
4. Услуги ООО «Межрегионгаз» по поставкам газа по регулируемым оптовым ценам. ФЭК России устанавливает величину абонентной платы за услуги по поставкам газа. Не выделены и не являются предметом государственного регулирования.
5. Услуги по газоснабжению (поставкам газа на региональном рынке). ФЭК России устанавливает верхний предел для оптовой цены покупки газа для каждой ценовой зоны (пояса), и РЭК соответствующего субъекта РФ устанавливает величину тарифов на газ для всех категорий потребителей газа каждой газораспределительной организации (по методике, утверждаемой ФЭК России). ФЭК России устанавливает единую оптовую цену промышленности как сумму среднеотраслевых цены покупки газа, затрат на транспортировку и необходимой прибыли в транспорте.
6. Услуги по распределению газа. РЭК соответствующего субъекта РФ устанавливает величину тарифов на услуги по распределению газа по сетям отдельных газораспределительных организаций (по методике, утверждаемой ФЭК России). Не рассматриваются.


Таблица 7.2.

Динамика основных показателей экономики и
железнодорожного транспорта

Показатель 1996 к 1991
               
Темпы роста индекса оптовых цен в промышленности, в разах к предыдущему периоду 33,8 10,0 3,3 2,8 1,256 1,074 3 923
Темпы роста тарифов на перевозки грузов, в разах к предыдущему периоду 37,4 19,2 4,0 2,4 1,296 1,014 8 934
               
Темпы роста индекса потребительских цен, в разах к предыдущему периоду 26,1 9,4 3,2 2,3 1,218 1,110 2 199
Темпы роста тарифов на перевозки пассажиров, в разах к предыдущему периоду 8,3 21,8 8,2 2,9 1,423 1,250 6 122
               
Общая рентабельность перевозок, в процентах 2,7 23,5 23,2 19,4 –2,0 9,7  
Рентабельность перевозок грузов, в процентах 26,1 58,9 58,0 52,7 22,5 33,0  

1Fred E. Foldvary. Ист. I.

2Конкуренция. От лат.Concurre – сталкиваться; в повседневном понимании – соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров, в классической экономической теории – элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение, в теории строения рынка – критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка

Совершенная конкуренция – это форма организации рынка, при которой на рынке участвуют множество продавцов и покупателей и ни один из низ не может влиять на рынок

3 Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. При несовершенной конкуренции затруднены вступление в рынок и выход из рынка, ограничен доступ к информации.

4 Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

5Ценовая дискриминация - монополистическая конкуренция, при которой в один и тот же момент один и тот же продукт продается разным покупателям по разным ценам, причем разница в ценах не оправдана различиями в издержках производства этого продукта. Обязательными условиями ценовой дискриминации являются:

· отсутствие у покупателей возможности перепродажи продукта;

· наличие у продавца возможности градации покупателей в зависимости от их эластичности спроса на покупаемый товар.

В США подобная ценовая практика объявлена Актом Клейтона незаконной в том случае, когда она ограничивает конкуренцию.

6 В соответствии с Постановлением Правительства Ґ 793 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)» от 12 июля 1996 года на ФОРЭМ были выделены: энергозона в пределах европейской части России и Урала, объединившая энергозоны Центра, Северо-Запада, Волги, Урала и Юга, энергозона Сибири и энергозона Востока.

Томас ДиЛоренцо. Миф о естественной монополи. (Thomas DiLorenzo.The Review of Austrian Economics Vol. 9, No. 2 (1996): 43–58)

Перевод с английского Бориса Львина

Наши рекомендации