Политико-государственный режим: характеристика и виды

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

Политический режим является ключевым понятием для фор­мирования представлений об основных системах власти. Именно, исходя из политического режима, судят о подлинной картине прин­ципов организации политического устройства общества. Полити­ческий режим характеризует определенный политический кли­мат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Политический режим обеспечивает стабильность и определен­ную упорядоченность политической власти; управляемость субъ­ектов политики, приемлемую для власти динамику и направлен­ность политических отношений; достижение целей государствен­ной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

Политический режим определяется уровнем развития и интен­сивностью социально-политических процессов; структурирован­ностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующего в обществе политическим сознанием, поведением, типом леги­тимности.

Различают следующие основные формы государственных режимов:

- демократический;

- антидемократический;

Демократический режим -понимается политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Характерные черты демократического режима:

- народовластие, то есть признание народа единственным источником государственной власти;

- режим представляет собой свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;

- реальная гарантированность прав и свобод граждан;

-осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

- выборности и сменяемость органов государственной власти;

- децентрализация государственной власти;

- наличие политика – правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государство и контроля над ними;

- учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений.

- политический плюрализм, то есть отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений;

- наличие легальной оппозиции.

Демократия (народовластие) может осуществляться посредст­вом двух форм:

- прямой (непосредственной);

- представительной;

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим на­родом без политических посредников, отсюда и ее название — не­посредственная. Данная форма проводится в жизнь через следующие ин­ституты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего из­бирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, пе­тиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуж­дения.

Одни из них — выборы, референдумы — четко регламентиро­ваны соответствующими нормативными актами (конституцией федеральными конституционными (органическими) законами, федеральными законами) носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы де­мократии, их влияние на механизм принятия политических ре­шений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительны­ми институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимность власти; обеспечивает контроль над политической элитой и т.п.

К недостаткам часто относят следующие: отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управлен­ческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых прямо демократических мероприятий, низкая эффективность прини­маемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей».

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, полити­ческих партий и общественных организаций.

К сильным сторонам представительной демократии можно от­нести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с ин­ститутами прямой демократии) для принятия эффективных реше­ний, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профес­сионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую сис­тему, позволяя каждому заниматься своим делом и т.п.

К недостаткам часто относят следующие: возможно неограни­ченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей от своих избирателей; принятие решений в интересах не большин­ства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Виды демократического режима:

- либерально – демократический;

- социально – демократический.

Либерально – демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.

Помимо отмеченных черт данному режиму свойственны следующие признаки:

- экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы;

- государственная власть осуществляется на основе принципов разделения властей;

- в отношениях личности и государства приоритет отдается интересам личности;

- высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.

Социально – демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует.

К другим особенностям данной разновидности демократического режима относятся:

- максимальное использование в политической жизни общества демократических институтов: демонстраций, шествий, собраний, митингов и т.д.;

- принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств;

- строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (решение вопросов касающиеся местного населения);

- утверждение верховенства закона, режим законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.

Некоторые ученые выделяют консервативно-демократический режи­м, в данном режиме опираются не столько на конституцию, сколько на политичес­кие традиции, которые являются основой данных режимов.

Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осущест­влял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно стремиться. Между тем суще­ствует ряд государств, которые сделали в этом направлении боль­ше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Анг­лия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Антидемократический режим -политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц.

Характерные черты антидемократического режима:

- господство одной политической партии или движения;

- господство одной, «официальной» идеологии;

- существование одной формы соб­ственности;

- сведение к минимуму или ликвидация, каких бы то ни было политических прав и свобод;

- резкое расслоение населения по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам;

- низкий экономический уровень жизни основных слоев народа;

- ак­цент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внеш­ней политике.

Антидемократические режимы делятся:

- тоталитарные;

- авторитарные;

- военные.

Тоталитарный режим – представляет собой всеобъемлющий контроль над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу применения.

Слово «тоталитаризм» происходит от латинского totalis, что означает весь, целый, полный. Сам термин был введен в полити­ческий оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в ита­льянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фа­шизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление то­талитарного строя в Италии. В каждой из стран, в которых возни­кал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем всем формам тоталитаризма прису­щи общие черты, которые отражают его суть.

Характерные черты данного режима:

- идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне вводится единственная, общая, официальная для всей страны идеология;

- нетерпимость ко всякому инакомыслию;

- монополия на информацию;

- подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против всего населения;

- слияние государственного и партийного аппарата;

- жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма);

- упразднение местного самоуправления;

- отрицание частной жизни и частной собственности.

Тоталитаризм имеет три разновидности:

- левый тоталитаризм (коммунизм);

- правый тоталитаризм (фашизм);

- религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский,который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 году. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью его было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская. Тоталитарный политический режим фашистского типа харак­теризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шови­низмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспо­щадной власти, которая держится на всеобщем господстве автори­тарной партии, на культе вождя. Считается, что в настоящее время фашистского режима нигде нет, так как официально данный режим запрещен. Однако периодически можно наблюдать всплески или отдельные проявления фашистской идеологии.

Авторитарный режим - государственно-политическое устрой­ство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минимальном участии народа.

Авторитарный режим, можно рассматривать, как своего рода «компромисс», между тоталитарным и демократическим режимам. Он мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но жестче, антинароднее, чем демократизм. Главной характеристикой данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управ­ления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Ф. Франко, Чили во времена власти А. Пиночета).

Характерные черты данного режима:

- власть элиты не ограниченна законом;

- народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

- в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещаются;

- имеются сферы, свободные от политического контроля,- экономика и частная жизнь.

- устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;

- принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В ли­тературе выделяют:

- деспотический;

- тиранический,

Деспотический режим- есть абсолютно произвольная, неограни­ченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим -основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавлива­ется насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим- это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая власть в результате государственного переворота.


Характерные черты военного режима:

- переход власти в результате военного переворота к хунте;

- отмена конституции и замена ее актами военных властей;

- роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;

- ограничение действия политических прав и свобод человека;

- создание при хунте консультативных органов из технократов.

Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции.

Заключение.

Политические формы государств современности складывались в течение нескольких столетий. Эти формы определялись, в конечном счете, экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что каждая форма государства удобна при определенных условиях и целях, и каждая зависит от состояния развития общества.

Литература.

· Лазарев В.В. Общая теория права и государства.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001. 520 с.

· Морозов В.А. Теория государства и права. М: изд. «Юрист» 2003 г. 414 с.Матузов Н. И.Теория государства и права. Учебник. М: изд. «Юристъ» 2004 г.269 с.

· Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М: Юристъ 2008 г. 384 с.

· Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: « ОМЕГА-Л» 2005 г. 595 с.

· Малько А.В. Теория государства и права. Изд. М: «Юристъ» 2001 г. 304 с.

· Макарова Е. А. Монархическая система Великобритании. - Таганрог, 2004 г.

· Макаренко М.Н. Теория государства и права. М.: Издательство «Зерцало», 2005 г.

· Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. Москва: издательство «Зерцало» 2004 г.

· Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и регалии. Титулы. Под ред. В.Бутромеева - М.: Деконт+Подкова, 2000; 384 с.

· Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002.

· Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.


Наши рекомендации