Политико-государственный режим: характеристика и виды
Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти.
Политический режим является ключевым понятием для формирования представлений об основных системах власти. Именно, исходя из политического режима, судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.
Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующего в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.
Различают следующие основные формы государственных режимов:
- демократический;
- антидемократический;
Демократический режим -понимается политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.
Характерные черты демократического режима:
- народовластие, то есть признание народа единственным источником государственной власти;
- режим представляет собой свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;
- реальная гарантированность прав и свобод граждан;
-осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;
- выборности и сменяемость органов государственной власти;
- децентрализация государственной власти;
- наличие политика – правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государство и контроля над ними;
- учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений.
- политический плюрализм, то есть отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений;
- наличие легальной оппозиции.
Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм:
- прямой (непосредственной);
- представительной;
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников, отсюда и ее название — непосредственная. Данная форма проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
Одни из них — выборы, референдумы — четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией федеральными конституционными (органическими) законами, федеральными законами) носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии, их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.
К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимность власти; обеспечивает контроль над политической элитой и т.п.
К недостаткам часто относят следующие: отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых прямо демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей».
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
К сильным сторонам представительной демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом и т.п.
К недостаткам часто относят следующие: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.
Виды демократического режима:
- либерально – демократический;
- социально – демократический.
Либерально – демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.
Помимо отмеченных черт данному режиму свойственны следующие признаки:
- экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы;
- государственная власть осуществляется на основе принципов разделения властей;
- в отношениях личности и государства приоритет отдается интересам личности;
- высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.
Социально – демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует.
К другим особенностям данной разновидности демократического режима относятся:
- максимальное использование в политической жизни общества демократических институтов: демонстраций, шествий, собраний, митингов и т.д.;
- принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств;
- строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (решение вопросов касающиеся местного населения);
- утверждение верховенства закона, режим законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.
Некоторые ученые выделяют консервативно-демократический режим, в данном режиме опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.
Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно стремиться. Между тем существует ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.
Антидемократический режим -политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц.
Характерные черты антидемократического режима:
- господство одной политической партии или движения;
- господство одной, «официальной» идеологии;
- существование одной формы собственности;
- сведение к минимуму или ликвидация, каких бы то ни было политических прав и свобод;
- резкое расслоение населения по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам;
- низкий экономический уровень жизни основных слоев народа;
- акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике.
Антидемократические режимы делятся:
- тоталитарные;
- авторитарные;
- военные.
Тоталитарный режим – представляет собой всеобъемлющий контроль над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу применения.
Слово «тоталитаризм» происходит от латинского totalis, что означает весь, целый, полный. Сам термин был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии. В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем всем формам тоталитаризма присущи общие черты, которые отражают его суть.
Характерные черты данного режима:
- идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне вводится единственная, общая, официальная для всей страны идеология;
- нетерпимость ко всякому инакомыслию;
- монополия на информацию;
- подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против всего населения;
- слияние государственного и партийного аппарата;
- жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма);
- упразднение местного самоуправления;
- отрицание частной жизни и частной собственности.
Тоталитаризм имеет три разновидности:
- левый тоталитаризм (коммунизм);
- правый тоталитаризм (фашизм);
- религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).
Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский,который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 году. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью его было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская. Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя. Считается, что в настоящее время фашистского режима нигде нет, так как официально данный режим запрещен. Однако периодически можно наблюдать всплески или отдельные проявления фашистской идеологии.
Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минимальном участии народа.
Авторитарный режим, можно рассматривать, как своего рода «компромисс», между тоталитарным и демократическим режимам. Он мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но жестче, антинароднее, чем демократизм. Главной характеристикой данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Ф. Франко, Чили во времена власти А. Пиночета).
Характерные черты данного режима:
- власть элиты не ограниченна законом;
- народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;
- в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещаются;
- имеются сферы, свободные от политического контроля,- экономика и частная жизнь.
- устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;
- принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя.
Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют:
- деспотический;
- тиранический,
Деспотический режим- есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим -основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Военный режим- это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая власть в результате государственного переворота.
Характерные черты военного режима:
- переход власти в результате военного переворота к хунте;
- отмена конституции и замена ее актами военных властей;
- роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;
- ограничение действия политических прав и свобод человека;
- создание при хунте консультативных органов из технократов.
Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции.
Заключение.
Политические формы государств современности складывались в течение нескольких столетий. Эти формы определялись, в конечном счете, экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.
Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.
Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что каждая форма государства удобна при определенных условиях и целях, и каждая зависит от состояния развития общества.
Литература.
· Лазарев В.В. Общая теория права и государства.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001. 520 с.
· Морозов В.А. Теория государства и права. М: изд. «Юрист» 2003 г. 414 с.Матузов Н. И.Теория государства и права. Учебник. М: изд. «Юристъ» 2004 г.269 с.
· Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М: Юристъ 2008 г. 384 с.
· Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: « ОМЕГА-Л» 2005 г. 595 с.
· Малько А.В. Теория государства и права. Изд. М: «Юристъ» 2001 г. 304 с.
· Макарова Е. А. Монархическая система Великобритании. - Таганрог, 2004 г.
· Макаренко М.Н. Теория государства и права. М.: Издательство «Зерцало», 2005 г.
· Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. Москва: издательство «Зерцало» 2004 г.
· Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и регалии. Титулы. Под ред. В.Бутромеева - М.: Деконт+Подкова, 2000; 384 с.
· Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002.
· Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.