Зависимость бюджетной политики от внешней конъюнктуры. стабилизационный фонд

Уже несколько лет в центре внимания находится вопрос о зависимости российской экономики от колебаний внешней среды и возникающих в связи с этим проблемах, т. к. проблема макроэкономической безопасности накладывает определенные ограничения на бюджетную политику.

Основным фактором нестабильности внешней среды являются резкие колебания мировых цен на экспортируемые нашей страной товары, и прежде всего цен на нефть. Отклонение от средних цен составляло в отдельные годы: для нефти – от -42 до +50%, для газа – от – 32% до +23%, для черных металлов – от -33 до +63%. В 2005 г. цены на нефть превысили средний уровень более чем вдвое, на газ – на 66%.[9]

Зависимость российской экономики от внешней среды определяется ее сырьевой ориентацией. В 2004–2005 гг. углеводороды и металлы обеспечивали более ѕ стоимости российского товарного экспорта, а доля налогов нефтегазового комплекса составила около 30% всех доходов бюджетной системы.

Колебания экспортных цен на сырьевые товары приводят к нестабильности доходов бюджета, что требует частого пересмотра либо величины государственных расходов, либо налоговых ставок, либо размеров заимствований.

Кроме того, следует учитывать непредсказуемость изменения сырьевых цен. Из приведенной ниже таблицы будет видно, что фактические цены на нефть в последние годы не совпадали с прогнозами, использовавшимися при составлении бюджетов. Поэтому и основные макроэкономические показатели серьезно отклонялись от ожидаемых значений.

Существует налогово-бюджетная политика, сглаживающая внешние колебания. Она исходит из того, что внешняя среда воздействует на бюджетную политику путем влияния на бюджетные доходы. Ухудшение конъюнктуры приводит к замедлению роста экономики и снижению поступлений в бюджет. С другой стороны, доходы, связанные с благоприятной конъюнктурой, обычно подлежат повышенному налогообложению. Превышение фактических доходов над их стандартной величиной вследствие благоприятной конъюнктуры есть конъюнктурные доходы. Соответственно, недобор доходов из-за неблагоприятной конъюнктуры – это конъюнктурные потери. При правильно выбранном базовом уровне за длительный период они должны в целом взаимно погашать друг друга.


Табл. 2.1. Прогнозные показатели, предусматриваемые законами о федеральном бюджете, и их фактические значения

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Цены на нефть, долл./барр. прогноз н/д 19,0 21,0 23,5 21,5 22,0 26,0
  факт 17,1 26,7 23,0 23,7 27,2 34,4 50,6
Инфляция, % прогноз 30,0 18,0 12,0 14,0 12,0 10,0 8,5
  факт 36,5 20,2 18,6 15,1 12,0 11,7 10,9
Среднегодовой обменный курс, руб./долл. прогноз 21,5 32,0 30,0 31,5 34,0 31,3 30,2
  факт 24,7 28,1 29,2 31,3 30,7 28,8 28,3
Доходы федерального бюджета Отклонение от прогноза, %

Стандартным инструментом сглаживания расходов при колебаниях поступлений в бюджет служит контрциклическая долговая политика: увеличение заимствований в фазе спада и их уменьшение в фазе подъема. Проведение данной политики в России обеспечило сравнительно стабильный уровень государственных расходов, кроме того, к положительным результатам можно также отнести уменьшение государственного долга, что само по себе ускоряет экономический рост благодаря уменьшению рисков. Так, в России в 2000–2005 гг. отношение внешнего долга к экспорту уменьшилось с 209 до 33%, чему соответствует повышение темпов роста на 1,5–2,5%.

Для обеспечения устойчивости конъюнктурных расходов в 2004 г. был создан Стабилизационный Фонд. СФ определяется как «часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой».[10] Формирование СФ происходило из двух источников: доходов, образуемых за счет превышения фактических цен на нефть над базовой и остатков средств федерального бюджета на начало соответствующего года. Однако СФ не выполнял одну из своих задач – стабилизация уровня жизни в стране. В России отмечается большой разрыв между уровнем производства на душу населения и качеством жизни, т.е. уровень жизни существенно ниже потенциально возможного.

В настоящее время в Бюджетном послании Президента России Федеральному собранию для обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктурных сырьевых цен предусматривается преобразование СФ в Резервный Фонд и Фонд будущих поколений.[11]

Резервный Фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.[12] Резервный Фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления Резервным Фондом.

Фонд будущих поколений должен аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный Фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета.

Наши рекомендации