О ценах на энергоносители

Развитие экономики в ближайшие годы будет во многом определятся ценами на электрическую энергию и природный газ. Перекосы в тарифной политике и неплатежи за потребленные энергоресурсы привели основных кредиторов народного хозяйства и бюджетов всех уровней - электроэнергетиков и газовиков к истощению их производственных возможностей и может серьезно подорвать энергетическую безопасность России. Отсутствие инвестиционных ресурсов не дает возможности производить реконструкцию, строительство и освоение новых газовых месторождений, электрических станций, газопроводов и линий электропередач. В обществе сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны относительная дешевизна энергоресурсов создали у многих потребителей об их неисчерпаемости и бесплатности. Отсюда происходит расточительное расходование энергии, а энергоемкость ВВП России одна из самых высоких в мире. С другой стороны постоянно приходится слышать о безудержном росте цен на природный газ и электрическую энергию. Ни то, ни другое не соответствует действительности. В качестве примера можно привести данные одной из республик Северного Кавказа, имея в виду, что положение других регионах аналогично.

Кроме цен для населения, оптовые цены для остальных потребителей на электроэнергию и газ не менялись с 1996 года до конца 1999 , а на электрическую энергию даже снижались, что означает их реальное снижение с учетом инфляции в 2,5 раза.

 
 
О ценах на энергоносители - student2.ru

Рис. 7.3. Рост потребительских цен январь 2009 г. к 1999 г. в среднем по РСО-А

О ценах на энергоносители - student2.ru

Рис. 7.4. Динамика цен на природный газ для населения по РСО-А

О ценах на энергоносители - student2.ru

Рис. 7.5. Динамика изменения цен на электроэнергию для населения за 1990-2009 гг.

 
 
О ценах на энергоносители - student2.ru

Рис. 7.6. Темпы роста тарифа на электроэнергию и газ для населения и потребительских цен, январь 2009 г. к декабрю 1999 г

О ценах на энергоносители - student2.ru

Рис. 7.7. Динамика изменения тарифа на природный газ для населения и промышленности с учетом дефлятора в сопоставимых ценах к 1996 г

 
 
О ценах на энергоносители - student2.ru

Рис. 7.8. Динамика изменения тарифа на электроэнергию с учетом индекса дефлятора в сопоставимых ценах к 1996г

Если посмотреть потребительский рынок, то индекс цен на продовольствие и услуги значительно опередил аналогичный индекс для энергоресурсов за последние десять лет более, чем в 2 раза (рис. 3-3.-3-8.). По видимому причины спада производства и снижения жизненного уровня населения находятся вне сферы деятельности энергетических естественных монополий. Однако значительный рост цен на продукцию ТЭК может стать мощным инфляционным стимулом, что может оказать отрицательное влияние на все народное хозяйство. В связи с этим ниже приводятся факторы, оказывающие влияние на динамику изменения цен в сторону их замедления .

1. Повышение производительности труда в отрасли. К сожалению, наблюдается обратная картина. Так в электроэнергетике за последние десять лет производство электроэнергии снизилось более, чем на 30%, с 1083 млрд. кВт час. до 823, а количество работающих возросло в полтора раза без учета численности системы Госэнергонадзора. Это же происходит и в региональных энергосистемах, так в одном из них, например, отпуск за указанный период снизился на 44%, а персонал возрос с 744 человек до 1191. ( рис. 7.9 ).

2. Отказ от затратной идеологии определения тарифов. Она приводит к тому, что поставщики энергоресурсов необоснованно завышают свои затраты, и это влечет за собой увеличение цен. Более целесообразно использовать нормативный метод расчета тарифов с учетом имеющегося оборудования и отпущенных количеств энергии. Этот метод тоже имеет свои недостатки в части корректности определения нормативов, но позволяет сдержать рост затрат. Можно к этой проблеме подойти с позиций макроэкономики, определив, какая часть ВВП приходится на газо- и электроснабжение народного хозяйства при заданной величине среднедушевого дохода, и на этой базе рассчитать предельно допустимые цены. Возможен и микроэкономический подход к проблеме ценообразования. Известно, что капитал, вложенный в производство, должен приносить доход его владельцу вне зависимости от того, в какой вид бизнеса вложены деньги. Не являются исключением и компании общего пользования- энергетические естественные монополисты, регулируемые Государством. В этом случае при регулировании в первую очередь следует определить рыночную стоимость основных средств, необходимых для реализации главной функции монополиста- поставки потребителя заявленных количеств энергоресурсов, исключив из расчета стоимость сооружений, транспортных средств и оборудования, которые не имеют отношения к энергоснабжению. Это и будет тот капитал, который должен приносить прибыль владельцу. Содержание компанией не относящихся к ее целевой функции основных средств должно осуществляться за счет собственных средств, а не за счет платежей потребителей за потребленную энергию. При этом наиболее сложной задачей в процессе регулирования станет определение нормы прибыли и определение величины общественно необходимых затрат, необходимых на осуществление успешной технологической и финансовой деятельности компании. Для осуществления таких подходов к ценообразованию необходимо проведение соответствующих исследований и выполнение большого объема аналитической работы с учетом рыночной конъюнктуры.

3. Сокращение затрат естественных монополистов на собственные нужды, в том числе переход там, где это возможно на отечественную оргтехнику, мебель, транспорт, материалы и оборудование, что с одной стороны поддержит отечественных производителей, с другой снизит издержки.

4.Уменьшение расхода энергоресурсов на собственные нужды и сокращение потерь, в том числе коммерческих. Этому будет способствовать выделение сбыта в отдельный вид деятельности.

5.Переход всех компаний- естественных монополистов на международную систему бухгалтерского учета. Обеспечение возможности контроля за движением финансовых потоков внутри компаний.

6.Отказ от некорректной практики сопоставления внутренних цен на энергоносители с ценами за рубежом. Реальная покупательная способность Российского рубля внутри страны и за границей не сравнимы, да и зарплату граждане получают не в валюте, а в рублях. Поэтому обозначение финансовых потоков естественных монополистов в иностранной валюте затрудняет анализ их реального положения.

7.Проведение инвентаризации основных средств.Невостребованные основные средства необходимо вывести за баланс, законсервировать, ненужное продать, а устаревшее оборудование списать. Это позволит уменьшить налог на имущество, сократить эксплуатационные расходы и амортизационные отчисления.

8.Снять все ограничения кроме технических по выбору потребителями поставщиков энергоресурсов, обеспечить свободный выход на оптовый рынок и к транспортным сетям, что будет способствовать развитию конкуренции. Провести реструктуризацию долгов за потребленные энергоресурсы, которые составляют в настоящее время более 250 млрд. рублей и реально не могут быть полностью погашены. Значительная часть этих долгов это долги бюджетных организаций всех уровней. Целесообразно часть безнадежных долгов списать, а для остальных составить реальные графики погашения в течении десяти или более лет. 9.Отмена всех льготных тарифов. Необходимо, чтоб потребители, имеющие право льготные тарифы, получали адресные дотации из бюджетов соответствующего уровня на оплату нормированных количеств энергоресурсов с целью ликвидации перекрестного субсидирования.

 
 
О ценах на энергоносители - student2.ru

Рис. 7.9. Сравнение отпуска электроэнергии с ростом численности работающих на ОАО «Севкавказэнерго».

В настоящее время сложилось положение, когда поставщик, не получая оплату кредитует неплательщиков за счет тех потребителей, которые регулярно осуществляют платежи, что ведет к неравным условиям конкуренции и поощряет должников. Такое положение замедляет процесс оздоровления Российской экономики. Либерализация рынка электрической и природного газа, создание конкурентной среды на уровне производства и продажи энергоресурсов. За государством сохраняются функции регулирования услуг по транспортировке и распределению. При этом неукоснительно соблюдается условия свободного доступа к источникам и транспортным сетям на недискриминационной основе без сложных бюрократических процедур. Такой подход уравнивает права всех субъектов рынка и повышает его прозрачность и открытость.

Таким образом энергетическим естественным монополиям, прежде чем ставить вопрос об увеличении тарифов на свои услуги, необходимо сократить свои технологические затраты, повысить эффективность своей работы, показать обществу как они распределяют свои доходы и доказать обоснованность своих издержек. Однако какие бы эффективные меры не были бы приняты, в условиях неплатежей не следует ожидать улучшения ситуации в отрасли. В этой связи необходимо продолжить деятельность по улучшению сбора платежей и работу по:

· включению в бюджеты всех уровней защищенных статей на оплату нормированных объемов электроэнергии и газа;

· отключению неплательщиков;

· ликвидации льгот и переходу к адресным дотациям;

· формированию инвестиционных ресурсов.

Наши рекомендации