Конституция сша 1787 года
Весной 1787 г. в городе Филадельфия собрались 55 делегатов (Конституционный Конвент) с формальной целью пересмотра " Статей конфедерации". В условиях развала "вечного Союза", чудовищного партикуляризма, экономического хаоса и угрозы гражданской войны перед "отцами-основателями" стояла триединая задача остановить дальнейшее развитие революции, создать более совершенный Союз, надежно гарантировать права собственников.
В результате почти 3-месячной работы "отцов-основателей" (среди которых были Дж. Вашингтон, А. Гамильтон, Б. Франклин, Дж. Мэдисон) появился документ, который до сей поры является одним из главных статей американского экспорта (все последующие конституции, в том числе и Конституция РФ 1993 г. вынуждены были учитывать опыт создания этого основного закона).
СТРУКТУРА:
Конституция состояла из преамбулы, 7 статей и 10 поправок.
Статья I | Разделы 1-9 закрепляли структуру Конгресса, порядок образования, права, привилегии и обязанности конгрессменов. Раздел 10 содержал положения, ограничивающие законодательную власть штатов. |
Статья II | Разделы 1-4 содержали положения, определяющие порядок избрания и отстранения президента в случае нарушения им своих обязанностей. |
Статья III | Разделы 1-3 закрепляли общую организацию судебных органов во главе с Верховным Судом США. |
Статья IV | Разделы 1-4 предусматривали особые права федеральных органов, права граждан штатов. |
Статья V | Излагала порядок внесения и принятия поправок к Конституции. |
Статья VI | Закрепляла верховенство на всей территории страны федерального законодательства, обязанность всех должностных лиц исполнительной и судебной сласти США и отдельных штатов под присягой или обещанием соблюдать Конституцию и др. |
Статья VII | Определяла порядок ратификации и вступления в силу Конституции. |
ПРИНЦИПЫ:
В основу Конституции США заложен ряд принципов, многие из которых в настоящее время приобрели универсальный характер:
1. Республиканизм (большинство государственных органов и должностей выборные, срочные и сменяемые). Конституция закрепила президентскую республику (нигде кроме США, в чистом виде не существующую), основными чертами которой являются:
а) соединение в руках президента функции главы государства и главы правительства (отсутствие премьера);
б) жесткое разделение властей, закрепленное в Конституции;
в) внепарламентский метод избирания президента, дающий ему
независимость от законодателей;
г) внепарламентский метод формирования правительства, отсутствие института парламентской ответственности (устойчивость Правительства и политического курса);
д) отсутствие у президента права роспуска Конгресса (независимость законодателей от исполнительной власти);
е) правление в президентской республике носит менее партийный характер, чем в парламентской (президент и кабинет может представлять одну партию - например, республиканскую, а большинство депутатов палаты представителей - другую, например, демократическую).
2. Разделение властей (система "сдержек и противовесов"):
а) все три ветви власти имеют разный источник формирования, что обеспечивает им определенную независимость друг от друга:
- Президент избирается всенародно посредством 2-ухстепенных выборов;
- Палата представителей (нижняя палата Конгресса) избирается всенародно посредством прямых выборов;
- Сенат - верхняя палата - до 1913 г. избиралась легислатурами (законодательными собраниями) штатов;
- Верховный Суд назначался президентом (с «совета и согласия» Сената);
б) все ветви власти имеют разные сроки и полномочия, что обеспечивает нормальную преемственность власти:
-президент избирается на 4 года с возможностью повторного переизбрания;
-палата представителей избирается на 2 года с возможностью повторного переизбрания;
- в Сенате каждые 2 года происходит ротация на 1/3;
- судьи Верховного Суда назначаются пожизненно, в соответствии с англо-саксонской доктриной "несменяемости судей";
в) все ветви власти имеют возможность воздействовать друг на друга, что препятствует узурпации власти тем или иным лицом или органом:
Например,
-Конгресс может:
- не ратифицировать международный договор, заключенный исполнительной властью,
- отклонить кандидатуру, предлагаемую президентом на тот или иной пост,
- отклонить законопроект, исходящий от исполнительной власти,
- подвергнуть президента импичменту - в 19 и 20 вв. состоялась два импичмента в отношении президентов Джонсона и Клинтона, но оба неудачны;
-Президент может отклонить закон Конгресса, воспользовавшись правом отлагательного вето, которое, впрочем, можно преодолеть квалифицированным большинством при повторном голосовании;
-Верховный суд может нуллифицировать (признать несоответствующим Конституции) указ президента, либо закон Конгресса). Конституция США - "это то, что скажет Верховный Суд" (так во всяком случае полагают многие положения, которые носят "рамочный" характер, допускающий весьма широкое его толкование, посему Верховный Суд (осуществляющий помимо всего прочего функцию конституционного надзора) является весьма важным элементом системы "сдержек и противовесов".
3. Федерализм (предполагающий супрематию - верховенство Федеральной Конституции и федеральных законов над Конституцией и законами отдельных штатов). США - первая буржуазная федерация, на основании изучения которой можно определить ряд черт федеративной ФГУ. к числу которых относятся:
а) территория государств в политико-административном отношении не представляет единого целого, а состоит из субъектов (штатов) с достаточно широкой автономией (но не суверенитетом, т.к. в противном случае это не союзное государство, а союз суверенных государств;
б) субъекты федерации наделены учредительной властью- правом издания собственных конституций (1780 г. - Конституция штата Массачусетс, 1783 г. - Конституция штата Нью-Гемпшир), соответствующих федеральному основному закону и его дополняющих;
в) субъекты федерации имеют право издания соответственных законов в пределах установленной для них компетенции;
г) субъекты федерации имеют собственную правовую и судебную систему (значительный правовой партикуляризм, до сей поры создающий проблемы и для граждан, и для судей);
д) наличие института двойного гражданства (особого значения не имеющее).
4. Защита прав и свобод личности (принцип, закрепленный не в основном тексте Конституции, а в первых 10-ти поправках к ней, именуемых "Билль о правах"1791 г.).
Несмотря на крайне усложненную процедуру, внесение поправок в конституцию (за 200 лет истории вносилось около 5000 предложений об изменении конституции, было принято только 27, из которых впоследствии действовали только 26, т.к. поправка 18 была отменена принятием 21-ой поправки) первые 10 поправок были приняты пакетом и вступили в действие после ратификации легислатурами штатов в 1791 г.
Особенностью "Билля о правах" является провозглашение тех или иных прав не в позитивной форме, а в форме запрета на их ограничения:
ПОПРАВКИ:
I. свобода совести, слова, печати, собрания, подачи петиций правительству;
II. право на хранение и ношение оружия;
III. запрет постоев армии в мирное время в домах частных лиц без их согласия;
IV. неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества и запрет необоснованных обысков или арестов;
V. процессуальные гарантии:
- право не свидетельствовать против себя,
- возбуждение уголовного дела (за исключением дел военнослужащих) должно осуществляться Большим жюри (расширенной коллегией присяжных),
- недопустимость повторного уголовного преследования за одно и то же преступление;
- недопустимость применения санкций против человека «без законного судебного разбирательства»;
- недопустимость изъятия частной собственности «для общественного пользования без справедливого вознаграждения»
VI. право обвиняемого в уголовном судопроизводстве:
- скорый и публичный суд присяжных из штата и округа,
- очная ставка,
- ознакомление с материалами дела
- право на квалифицированную (адвокатскую) защиту;
VII. распространение суда присяжных на ряд гражданских дел[1] (при производстве по гражданским делам в федеральных судах, стороны имеют право на рассмотрение дела судом присяжных);
VIII. запрет чрезмерных судебных залогов, чрезмерных штрафов, жестоких и необычных наказаний;
IX. перечисление в Конституции конкретных прав граждан не должно толковаться как отрицание или умаление иных, не упомянутых в ней прав народа;
X. полномочия, не переданные Союзу - "остаточная компетенция" отдельных штатов: «Те полномочия, которые не переданы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не возбранено ею отдельным Штатам, остаются соответственно за Штатами или народом».
Таким образом, достижение независимости от Великобритании и оформление собственной республиканской государственности создали предпосылки того, что в 19 в., а особенно к 20 в. США становятся одним из крупнейших и могущественных государств мира (оставаясь таковым и в 21 веке).
[1] В тяжбах общего права, где цена иска превышает 20 долларов.