Теория контроля и манипуляции сознанием в новых религиозных объединениях
Проблема манипуляции и управления людьми существовала на всём протяжении истории человеческого общества. Отечественные исследователи религиозного сознания, в числе которых представители русской религиозной философии (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, В.С. Соловьёв, С.Л. Франк) и современные философы (И.Н. Яблоков, Д.М. Угринович), рассматривают религиозное сознание как одну из форм общественного сознания, в которой находит отражение религиозная жизнь общества, а также как совокупность теоретических и обыденных взглядов на природу религиозного, предполагающих осмысление специфики религиозных процессов. Воззрения на проблему сознания таких отечественных философов, как Э.В. Ильенкова и М. К. Мамардашвили можно отнести к антиредукционизму в сочетании с элементами функционалистской методологии. В целом, схематическую модель религиозного сознания можно представить как отражение системы «Бог - Человек».
На сегодняшний день под сознанием понимается «многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного». В буквальном смысле сознание — это «соотнесенность знаний, т.е. первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе». Под сознанием, выступающим в роли совести, понимается «соотнесение «знания добра и зла», т.е. их различия, со способом жизни». Как единство ментальной сферы, сознание — это «соотнесение между собой восприятия, памяти, фантазии, суждения, предпочтения, любви и ненависти, радости и огорчения, сомнения, воли, желания, решения и других своих модусов, каждый из которых отделяет себя от других в своем специфическом формировании смыслового или ценностного коррелята, образуя вместе с другими модусами конкретное единство сознания».
Проблема манипуляции сознанием человека разрабатывалась многими зарубежными и отечественными психологами. В её основе, по мнению Б.Н. Бессонова, лежит форма духовного воздействия, осуществляемая насильственным путём. Согласно Г. Шиллеру, базисом манипуляции является скрытое принуждение или программирование мыслей, намерений, чувств, установок и поведения человека. О.Т. Йокояма под манипуляцией понимает обманное или косвенное воздействие на человека в интересах манипулятора. В.А. Волкогонов исследуя эту проблему, говорит о том, что в качестве основы манипуляции может выступать, в том числе, и господство или управление духовным состоянием личности. Согласно Э. Шострому, природа манипуляции состоит в управлении, контроле или использовании другого человека в качестве объекта.
На сегодняшний день в психологии под манипуляцией понимается «вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определённых действий». Однако, на наш взгляд, для определения термина «манипуляция» больше подходит его трактовка, данная В.Ю. Питановым: «Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями». Под «контролем сознания» понимается «нарушающее свободу человека внутреннее управление им, духовное и психологическое влияние посредством скрытого побуждения к совершению определенных действий (в пользу манипулятора) с применением насильственного или якобы свободного обращения в веру (внедрение убеждения) или техники модификации поведения без его осмысленного согласия».
По утверждению американского психолога Л. Веста, новые религиозные объединения превращают своих адептов в «псевдоличностей, которые, провозглашая великое счастье, прячут великое страдание». Тем или другим способом психологической обработки в данных объединениях достигается их главная цель – первоначальная добровольность, трансформирующаяся под внешним воздействием в полную подневольность.
В 1950 г. психолог Леон Фестингер на основании собственных исследований выявил зависимость между поведением человека и его мыслями, чувствами, убеждениями. То есть между его поведением и сознанием существует взаимосвязь. Таким образом, меняя поведение человека, можно менять его сознание.
В западных медицинских газетах отмечается, что наличие сильного ментального управления является одной из общих характеристик новых религиозных объединений. Кроме этого, наиболее общей чертой новых религиозных объединений является то, что их адепты подвержены сильному управляемому, постоянно возрастающему ментальному влиянию – так называемому «mind control». В состав «mind control», по мнению С. Хассена, входят определенные правила жизни адепта, особый (культовый) стиль одежды, запреты или настоятельные рекомендации относительно внекультовых фильмов, книг, музыки, разрыва или ослабления контактов с членами семьи и внекультовым кругом общения.
На сегодняшний день в психологии сложилась теория контроля сознания человека. Данная теория представляет собой практическое применение обоснованных и экспериментально проверенных данных научной психологии к феномену быстрых и резких изменений поведения, мышления и чувств у людей, оказавшихся в любых группах, в том числе и религиозных, с высоким уровнем социально-психологического манипулирования и давления. Отечественный исследователь методик манипуляции сознания Е. Волков дал определение понятию контроля сознания как «манипуляции с использованием насильственного обращения в веру (внедрения убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия того человека, к которому эту технику применяют». Одним из главных факторов воздействия на сознание индивида является фактор группового или коллективного влияния.
Существует несколько моделей контроля сознания адептов, применяемых новыми религиозными объединениями, на основании условий, при которых цели методик контроля сознания достигаются. Первой можно выделить модель американского военного психолога Маргарет Т. Сингер, изложенную в её труде «Культы среди нас». М.Т. Сингер, исследуя феномен трансформации мышления сделала вывод о том, что для контроля сознания, «необходимы шесть условий».
К подобным условиям относятся: контроль над временем человека, особенно временем размышления; создание у неофита ощущения беспомощности, при одновременном обеспечении его моделями нового поведения, которое хочет выработать у него руководство; манипулирование сознанием посредством вознаграждений, наказаний и жизненного опыта с целью подавления прежнего социального поведения неофита; использование измененного состояния сознания для выработки требуемого поведения; создание тотально контролируемой системы, где отступающих от взглядов группы, заставляют чувствовать себя неполноценными личностями; содержание неофитов в условиях неведения и неспособности отдавать себе отчет о происходящем. Как мы видим, большинство из рассмотренных условий создаются в новых религиозных объединениях ещё на стадии прозелитической деятельности.
Вторая модель контроля сознания предложена американским исследователем этого феномена Робертом Джеем Лифтоном. Он выделил восемь условий контроля сознания к которым, по его мнению, относятся следующие:
1. контроль жизненной среды и общения в пределах этой среды; сюда же относится проникновение в сознание человека групповых представлений, постепенно начинающих управлять его внутренним диалогом. Для этого индивида помещают в замкнутую психологически и физически, среду, так как изоляция лишает человека возможности сравнивать свой образ жизни и жизненные ценности с какими-либо другими, а это в свою очередь облегчает возможность манипулирования человеком.
2. Мистическое манипулирование – специальная технология планирования случаев, демонстрирующих внешне спонтанные и «чудесные» события. На основании чего любое внешнее действие рассматривается с мистической точки зрения. На сегодняшний день известны практики, приводящие к эффекту галлюцинаций, которые могут трактоваться в мистическом смысле.
3. Требование чистоты: установление невыполнимых стандартов поведения, что способствует созданию комплекса вины и стыда. Независимо от того, какие усилия прикладывает человек, он всегда терпит неудачу, чувствует себя виноватым и работает еще усерднее. Каждый человек грешен, у каждого есть свои слабости. В новых религиозных объединениях спекулируют на человеческих слабостях, так как считают, что кроме руководства никто не может быть способным судить о том, как надо жить и во что верить.
4. Культ «исповеди»: разрушение границ личности, предписывающее делиться и признаваться в любой мысли, чувстве или действии, которые можно заподозрить в несоответствии групповым правилам. Полученная при этом информация не прощается и не забывается, а запоминается или документируется и в дальнейшем используется в целях контроля. Информация, которую человек сообщает о себе, активно применяется для оказания на него давления, выработки у него чувства вины.
5. «Священная наука»: вера в абсолютную научную и нравственную истинность групповой догмы, что не оставляет места для каких бы то ни было вопросов или альтернативных точек зрения. Только позиция руководства нового религиозного объединения, ее точка зрения является правильной во всех вопросах.
6. «Передергивание» языка: использование словесных ресурсов с целью ограничить мышление членов группы черно-белыми «мыслепрерывающими» клише, понятными только для «посвященных». Тот, кто контролирует язык человека – контролирует его мышление. В новых религиозных объединениях часто создается свой собственный язык, активно изобретаются новые понятия, в результате чего образуется своеобразный внутрикультовый жаргон. Человека приучают говорить на нем и думать. Но ведь слова – это, прежде всего, смысловые понятия, за ними – их определяющие. При общении это очевидно, и разница не в словах, а в жизненных ценностях. Также с помощью этого приема его отделяют от несектантского сообщества. Научившись мыслить на внутрикультовом языке, человек вскоре замечает, что за пределами сферы общения на этом языке его не понимают, он начинает ощущать дискомфорт при общении с внешним миром. В новых религиозных объединениях часто используют общеупотребительную лексику в новом ее истолковании. Например, Церковь для православного человека – Дом Божий, а для Свидетеля Иеговы – дом сатаны.
7. Доктрина выше личности: навязывание верований группы в противовес опыту, сознанию и целостности личности. В новом религиозном объединении не подразумевается трансформация учения под человека, а наоборот, человек должен подстроиться и полностью соответствовать учению.
8. Разделение существования: вера в то, что члены группы имеют право на существование, а всяческие критики, диссиденты и «расстриги» – не имеют. В новых религиозных объединениях всех, кто не является их членами, в лучшем случае, считают невеждами, а часто – просто рабами тьмы, дьявола. На всех, кто не состоит в секте, смотрят «сверху вниз», потому адепты неспособны к построению равноправного и равноуважительного сотрудничества.
Вопросы для повторения
1. Актуальность, предмет, задачи, структура и особенности курса «Новые религиозные движения».
2. Дайте краткую характеристику основных разделов курса «Новые религиозные движения».
3. Дайте характеристику основных классификаций НРД.
4. Охарактеризуйте основные условия манипуляции сознанием адептов НРД.
Резюме по теме
Религиозное пространство России. Влияние на него геополитических и российских факторов. Роль теологии и смежных дисциплин в изучении НРД. Причины появления НРД. Понятийно-категориальное пространство курса. Понятия: «новый» и «религиозный». Категории «созидательность» и «деструктивность» — их содержание и причины появления в НРД, созидательный и деструктивный религиозный культ. Традиционные и нетрадиционные культы. Категории и понятия: религиозное движение, новое религиозное движение — НРД, конфессия, деноминация, ересь, секта, культ, секта, деструктивный культ и др. Законность, истинность, полнота и доказательственность вероучения культа. Определение понятий «НРД» и «секта», через разные научные направления: психологические, политологические, социологические, правовые, философские, культурологические, аксиологические, теологические. Древне-языческие системы типологизации и классификации НРД. Средневековые системы типологизации и классификации НРД. Системы типологизации и классификации НРД нового и новейшего времени. Системы признаков религиозных объединений. Понятие: «Характеристика религиозного объединения». Роль вероучебных признаков в деятельности НРД. Система типологизации НРД по основным вероучебным признакам. Законность, истинность, полнота и доказательственность вероучений культов. Выявление, оценка и прогнозирование созидательных или деструктивных признаков НРД на основе важнейших составляющих каждого вероучения: принятые идеалы (объекты поклонения); понимание духовности; отношение к добру и злу (трактовки происхождения и смысл); определение смысла жизни; построение системы нравственности; отношение к общественным институтам и личности; выбор приемлемых средств и методов достижения цели.
Тема 2. Сатанизм.
Цель изучения темы: Изучить НРД сатанинской ориентации.