Формы взаимодействия рф и ее субъектов 9 страница

10. Социальное государство это: а) государство всеобщего благоденствия; б) государство, которое призвано обеспечить достойную жизнь и свободное развитие каждого человека.

11. Автор слов «если бы государство вместо установ­ленной одинаковой свободы для всех вздумало обирать богатых в пользу бедных, то это было бы не только наруше­нием справедливости, но и извращением коренных законов человеческого общежития»: а) Новгородцев И.И.;
б) Чичерин И.Н.; в) Смит А.

12. Признак теократического государства: а) церковь отделена от государства, школа от церкви; б) церковь и государство слиты в единое целое;

в) законодательство закрепляет наличие господствующей церкви.

13. Признак светского государства: а) церковь отделена от государства; б) церковь и государство слиты в единое целое;
в) законодательство закрепляет наличие господствующей церкви.

14. Признак клерикального государства: а) церковь отделена от государства; б) церковь и государство слиты в единое целое;
в) законодательство закрепляет наличие господствующей церкви.

15. Правовое государство - это: а) государство, в котором есть право; б) государство, в котором все органы государственной власти, должностные лица, граждане подчиняются праву (право «стоит» над государством).

16. Политическое многообразие - это: а) наличие многих политических идей, течений; б) многообразие и равенство политических партий.

17. Унитарное государство: а) состоит из автономных образований и административно-территориальных единиц; б) делится на административно-территориальные единицы.

18. Федерация это: а) союзное государство, состоящее из двух и более государств; б) союз государств.

19. Конфедерация - это: а) союзное государство, состоящее из двух и более государств; б) обладает суверенитетом; в) имеет гражданство; г) не имеет единой территории;д) не имеет единых вооруженных сил.

20. Федерализм - это: а) союз государств; б) союзное государство;
в) принцип взаимоотношений федерации и ее составных частей, для которой характерна значительная децентрализация и определенная самостоятельность субъектов федерации в осуществлении государственной власти.

21. Светский характер государства предпо­лагает: а) отделение церкви от государства; б) преподавание в школе знаний о религии;
в) равноправие религиозных организаций; г) обязанность государственных служащих исповедовать определенную религию.

22. Признаки президентской республики: а) отсутствие должности премьер министра; б) возможность роспуска парламента; в) выборы президента народом; г) выборы президента парламентом.

23. Признаки парламентской республики: а) отсутствие должности премьер министра; б) возможность роспуска парламента президентом;
в) выборы президента народом; г) выборы президента парламентом;
д) наличие должности премьер-министра.

24. Признаки смешанной республики: а) президент глава правительства; б) возможность роспуска парламента президентом;
в) президент глава государства; г) выборы президента парламентом;
д) наличие должности премьер министра; г) выборы президента народом.

Нормативные правовые акты

1. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. // ВВС РСФСР. 1990. №2. Ст. 22.

2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // СЗ РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.

3. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединения» // СЗ РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465

4. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. - № 29. - Ст. 2757.

5. Федеральный закон от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. - № 27. Ст. 2711.

6. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СПС Консультант Плюс.

7. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.

Судебная практика

1. Постановления Пленума Верховного Суда РФ:

- от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» // БВС РФ. - 1996. - №1;

- от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» // БВС РФ. - 2003. - №12.

Литература

1. Астафичев П.А. Народный суверенитет: понятие, содержание, конституционные формы выражения // Государство и право. – 2004. - № 4.

2. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. – М., 2006.

3. Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. – Новосибирск, 2005.

4. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. - М., 2002

5. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / отв. ред. Б.С. Эбзеев. В 2-х т. - М., 2002.

6. Курячая М.М. Народный суверенитет: понятие, содержание, конституционные формы выражения // Конституционное и муниципальное право. - 2004. - № 4.

7. Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. – СПб., 2002.

8. Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность – главные принципы российской государственности // Государство и право. – 2004. - №4.

9. Нудненко Л.А. Теория демократии. - М., 2000.

10. Проблемы суверенитета в Российской Федерации / Б.С. Крылов, И.П. Ильинский, Н.А. Михалева и др. – М., 1994.

11. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. - Тюмень, 1997.

12. Чеботарев Г.Н. Особенности реализации конституционного принци­па разделения властей в РФ на современном этапе // Вестник Тюм. ун-та. Серия Право. - 2009. - № 2.

13. Чиркин В.Е. Конституционные проблемы власти народа // Государство и право. – 2004. - № 9.

14. Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. - 2008. - № 12.

15. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. Учебное пособие для вузов. - М., 1997.

ТЕМА 10. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАРОДОВЛАСТИЯ В РФ
И ФОРМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

1. Власть в Российской Федерации: суть и формы проявления.

2. Непосредственная демократия: понятие, институты.

3. Представительная демократия: понятие, система органов государственной и местной власти.

Ключевые понятия:непосредственная демократия, представительная демократия, государственная власть, общественная власть, референдум, отзыв, выборы, опрос, всенародное обсуждение, публичные слушания, коллективные обращения (петиции), народная правотворческая инициатива, наказы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

1. ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

СУТЬ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

Изучение вопроса нужно начать с характеристики статьи 3 Конституции, закрепляющей народный суверенитет, а также определяющей механизм осуществления народовластия. Народовластие – принадлежность власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в соответствии со своей волей и коренными интересами. Это означает, что народ управляет всеми государственными и общественными делами непосредственно и через систему органов, образуемых им самим, либо органами, которые он сформировал. Власть народа – публичная власть, которая осуществляется: в интересах всего народа; гласно; в обществе и государстве. Свою власть народ осуществляет в трех основных формах: 1) государственная власть; 2) общественная власть; 3) власть местного самоуправления.

Затем необходимо дать содержательную характеристику указанных форм, учитывая, что государственную и общественную власть объединяет то, что они исходит от народа, но вместе с тем есть и различия. Государственную власть осуществляет либо народ, либо система государственных органов; акты (действия) государственной власти распространяются на всех граждан, имеют общеобязательный характер, т.е. подлежат обязательному исполнению всеми государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами; государственная власть использует методы убеждения, агитации, воспитания, при необходимости принимает принуждение и систему государственных санкций (наказаний). Общественная власть - власть общественных объединений и групп граждан как средство их самоорганизации; их акты обязательны для соответствующих граждан; опирается на методы общественного воздействия, обычаи, традиции, не может прибегать к государственному влиянию и принуждению для достижения своих целей.

Власть местного самоуправления осуществляется населением в рамках территорий муниципальных образований. Решения обеспечиваются не только авторитетом местного самоуправления, но и государственной поддержкой. В соответствии с Конституцией (ч. 2 ст. 132) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями (городские округа и муниципальные районы) при осуществлении которых они выступают как органы государственной власти, поэтому есть основания называть ее общественно-государственной властью[103].

При изучении вопроса следует учесть, что субъекты муниципальной власти – население отдельных муниципальных образований, а не народ РФ. Муниципальная власть, как и государственная, осуществляется в формах представительной и непосредственной демократии.

2. НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ: ПОНЯТИЕ, ИНСТИТУТЫ

Обсуждение вопроса следует начать с рассмотрения базового понятия демократия (в переводе с греческого «власть народа»), выявить соотношение понятия демокра­тия с понятиями народовластие, народный суверенитет. По мне­нию А.А. Безуглова и С.А. Солдатова, «если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом»3. С учетом такой позиции студентам необходимо проанализировать широко используемое в настоящее время понятие суверенная демократия.

Затем рассмотреть понятие непосредственной демократии. Это форма волеизъявления народа или каких-либо групп населения или прямое управление народа, самоуправление и самоорганизация в общественных и государственных делах. В некоторых случаях - это выражение воли народа иметь обязательный (императивный) окончательный характер, то есть принятое им решение не требует утверждения кем-либо. Такие институты называют императивными: а) выборы депутатов и должностных лиц;
2) референдум; 3) отзыв народом (избирателем) своих представителей.
В рамках вопроса следует раскрыть содержание «императивного» и «свободного» мандата на конкретных примерах; определить правовые основы и процедуру отзыва; исследовать правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросу отзыва.

В других случаях воля народа носит консультативный характер. Консультативность предполагает, что официальное окончательное решение принимает коллективный орган государства или орган местного самоуправления. Это консультативные институты: 1) опрос народа;
2) всенародное обсуждение проектов правовых актов государственной и местной власти, других важных вопросов государственной и общественно-политической жизни; 3) публичные слушания как форма контакта органов публичной власти с населением; 4) коллективные обращения граждан по вопросам общественного значения (петиции); 5) народная правотворческая инициатива; 6) наказы избирателей.

Наличие, набор и степень «императивности» институтов народовластия в значительной мере зависят от характера политической системы и концепции власти в государстве. Институты могут со временем трансформироваться, проявляясь как в императивной, так и в консультативной формах. Студентам нужно привести примеры таких явлений. Для этого следует проанализировать институты непосредственной демократии и изучить историю вопроса.

3. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МЕСТНОЙ ВЛАСТИ

Изучение вопроса начать с определения понятия «представительная демократия», под которым принято понимать осуществление власти народа через выборные органы и должностных лиц. С.А. Авакьян предлагает следующее определение рассматриваемого понятия: «...это совокупность кон­ституционно-правовых институтов, посредством которых навыражает свою волю, сам осуществляет государственную власть или власть местного самоуправления[104]. Далее следует изучить эволюцию идей и учреждений в народном представительстве России. В систему народного представительства можно включить все органы и все лица, которые избраны народом и должны представлять их интересы, хотя эти органы и лица могут осуществлять разные функции.

В России представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также представительных учреждений субъектов РФ и органов местного самоуправления. Затем рассмотреть систему выборных органов, которая сложилась на трех уровнях: 1) на федеральном уровне: Федеральное Собрание, Президент РФ; 2) на уровне субъектов РФ: законодательные (представительные) органы, главы субъектов РФ; 3) на местном уровне: представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований.

Завершить вопрос следует выводом, что на каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система имеет целостный характер, характеризует одно суверенное государство – Российскую Федерацию.

Контрольные вопросы и задания

1. Соотнесите понятие «демократия» с понятиями «народовластие», «народный суверенитет».

2. В чем отличие непосредственной демократии от демократии представительной?

3. Назовите институты непосредственной демократии.

4. В чем значение института наказов избирателей?

5. Какова правовая природа наказов избирателей? Являются ли они обязательными для депутатов?

6. Охарактеризуйте виды публичных мероприятий.

7. Возможно ли осуществить отзыв выборного должностного лица меньшим числом голосов, чем то, которым это лицо было избрано? Какова правовая позиция Конституционного Суда РФ по данному вопросу?

8. Каков порядок организации и проведения публичных мероприятий?

9. Назовите виды избираемых в РФ коллегиальных представительных органов и должностных лиц государственной и местной власти.

10. Зависит ли набор институтов непосредственной демократии от характера политической системы и концепции власти в государстве? Ваши доводы.

11. Проанализируйте понятия непосредственной и представительной демократии. Их соотношение.

12. Обязательно ли избрание государственных или муниципальных должностных лиц народом, лучше ли это, чем избрание, назначение соответственно общегосударственным парламентом или местным собранием депутатов – особенно с учетом расходов на выборы и широким распространением так называемых «грязных» избирательных технологий?

13. Покажите соотношение государственной власти и местного самоуправления в России (Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России. М., 2007).

14. Раскройте взаимосвязь институтов непосредственной демократии и прав личности (Нудненко Л.А. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления теоретические основы. - М., 2004. - С. 144-159).

15. Сравните институт обращений и институт петиций, выделив общее и особенное (Нудненко Л.А. Непосредственная демократия и местное самоуправление в России. - Баранул, 2000; Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии в современной России. - М., 2006.).

Тесты и задачи

1. Народ России - это: а) совокупность физических лиц, проживающих на территории РФ; б) совокупность граждан РФ.

2. Народ и население: а) тождественные понятия; б) не тождественные.

3. Народ и нация - это: а) тождественные понятия; б) не тождественные.

4. Наказы избирателей депутатам: а) институт непосредственной демократии; б) институт представительной демократии; в) институт непосредственной и представительной демократии.

5. Наказ избирателей - это: а) поручение избирателей депутатам, имеющее общественное значение и направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей избирателей; б) пожелание избирателя, направленное на решение его проблем.

6. Отчеты депутатов и встречи депутатов с избирате­лями:
а) однозначные понятия; б) не однозначные понятия.

7. Досрочный отзыв депутата избирателями характерен для:
а) императивного мандата депутата; б) свободного мандата депутата;

в) полусвободного мандата депутата.

8. Отчеты депутатов перед избирателями: а) информирование избирателей о своей деятельности в СМИ; б) выступление депутата с докладом о его работе за определенный период времени на собрании избирателей, предполагающее широкое обсуждение и оценку его избирателями.

9. Собрание и сход граждан имеют: а) одинаковую компетенцию;
б) различную компетенцию.

10. Коллективные обращения граждан и петиции - это:

а) однозначные понятия; б) не однозначные понятия.

11. Виды обращений граждан, указанные в Федераль­ном «О порядке рассмотре­ния обращений граждан РФ»: а) предложения; б) заявления;
в) ходатайства; г) жалобы; д) петиции.

12. Срок рассмотрения обращений граждан органами государственной власти и местного самоуправления: а) 7 дней; б) 14 дней; в) 30 дней.

13. По Конституции РФ, обращения граждан РФ могут быть адресованы: а) государственным органам; б) органам местного самоуправления; в) общественным объединениям.

14. Формами непосредственного волеизъявления граж­дан РФ служат: а) референдум; б) выборы; в) съезды и конференции общественных объединений; г) уличные, домовые комитеты; д) наказы избирателей.

15. Основным методом реализации общественной вла­сти является: а) метод принуждения; б) методы убеждения и добровольного подчинения предписаниям общественных объединений.

16. Государственную власть от имени народа осущест­вляю:
а) российское государство через систему органов государственной власти; б) общественные объединения.

17. Местное самоуправление имеет: а) государственный характер;
б) общественный характер; в) государственно-общественный характер.

18. Признаки государственной власти, присущие местному самоуправлению: а) право самостоятельного формирования бюджета и сбора местных налогов; б) наличие особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением; в) наличие территории, изменение границ которой возможно с учетом мнения населения соответствующей территории; г) наличие территориального общественного самоуправления.

19. Демократия имеет следующие формы: а) представительная;
б) непосредственная; в) виртуальная; г) общественная.

20. Референдумы бывают: а) обязательные; б) факультативные;
в) консультативные.

21. Сход граждан для решения вопросов местного значе­ния может проводиться в поселении с числ. жите­лей не более: а) 100 чел.; б) 500 чел.

22. В случае необходимости государственный орган, рас­сматривающий обращение гражданина: а) может обеспечить его рассмотрение с выездом наместо; б) не может рассматривать его с выездом на место.

23. Продолжите фразу: «Конституция РФ закрепляет право собираться мирно, без оружия, проводить собра­ния...»

Нормативные правовые акты

1. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ 7 октября 2002 г.) // СЗ РФ. - 2005. - № 48. - Ст. 4971.

2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г
«О референдуме РФ» // СЗ РФ. - 2004. - № 27. - Ст. 2710.

3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» // СЗ РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.

4. Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. «Об общественной палате» // СЗ РФ. - 2006. - № 1. - Ст. 6.

5. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. «О политических партиях» // СЗ РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950.

6. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.

7. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушаю­щих прав и свободы граждан» // ВСНД и ВС РФ. - 1993. - № 19. - Ст. 685.

8. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. - 2004. - № 25. - Ст. 2485.

Судебная практика

1. Постановления Конституционного Суда РФ:

– от 15 де­кабря 2004 г. «По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда г. Москвы // СЗ РФ. - 2004. - № 51. -
Ст. 5260;

– от 11 июня 2003 г. «По делу о проверке конституционности Федераль­ного конституционного закона «О внесении измен. и дополн. в Феде­ральный конституционный закон «О референдуме РФ» // СЗ РФ. - 2003. - № 25. - Ст. 2564.

Литература

1. Авакьян С.А. Институты непосредственной демократии в системе мест­ного самоуправления // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в РФ: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Иван­ченко. - М., 2004.

2. Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Непосредственная демократия в СССР. - М., 1984.

3. Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Референдум в системе народовлас­тия. - М., 1995.

4. Комарова В.В. Виды референдумов в современной России // Консти­туционное и муниципальное право. - 2003. - № 5.

5. Комарова В.В. Референдумный процесс в РФ. - М., 2004.

6. Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии в современной России. - М., 2006

7. Марченко М.Н. Институт референдума как форма непосредствен­ной демократии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. - 1991. - № 6.

8. Нудненко Л.А. Теория демократии. - М., 2000

9. Нудненко Л.А. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления теоретические основы. - М., 2004.

10. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России. - М., 2007.

11. Нудненко Л.А. Непосредственная демократия и местное самоуправление в России. - Барнаул, 2000;

12. Руденко В.Н. Институты «отзыва» и «роспуска» в современном рос­сийском законодательстве: Практика реализации и проблемы современного правового регулирования // Журнал российского права. - 2002. - № 4.

13. Руденко В.Н. Прямая демократия: Модели правления, конституци­онно-правовые институты. - Екатеринбург, 2003.

14. Полеина С.В. Развитие представительной и непосредственной демократии в условиях формирования правового государства // Теория права. Вып. 2. - М., 2002.

ТЕМА 11. ВЫБОРЫ И РЕФЕРЕНДУМ В СИСТЕМЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ

1. Выборы: понятие, значение, виды.

2. Избирательная система: понятие, виды, применение.

3. Референдум: понятие, виды, правовая основа.

4. История российских референдумов.

5. Инициатива, порядок назначения и проведения референдума.

6. Юридическая сила решения, принятого на референдуме.

Ключевые понятия:выборы, избирательная система, референдум

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

1. ВЫБОРЫ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ

Изучение вопроса необходимо начать с анализа теоретических подходов к определению выборов, поскольку являясь политико-правовым явлением, выборы не могут иметь однозначного определения. Затем проанализировать законодательное определение выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органов государственной и местной власти или наделения полномочиями должностного лица.

Политико-правовое значение выборов закреплено конституционно
в ч. 2, 3 ст. 3; ч.1, 2 ст. 32 и ч. 2 ст. 130. Выборы имеют и социальное значение 1) это эффективная форма воспитания граждан, прежде всего – молодёжи; 2) выборы способствуют формированию активной жизненной позиции; в) это мощный инструмент воздействия на политическую власть

Выборы можно классифицировать по различным основаниям 1) по уровню (федеральные, региональные и местные); в зависимости от избираемого органа (выборы представительных органов и должностных лиц); по срокам (очередные и внеочередные (досрочные); по составу (общие и дополнительные); от участия избирателей (прямые и косвенные) и др. Студенты должны раскрыть содержание указанных видов выборов, привести примеры, сравнить институт повторных выборов и институт повторного голосования.

2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИМЕНЕНИЕ

При подготовке вопроса нужно исходить из того, что к определению избирательной системы в конституционном праве применяется широкий и узкий подход. Широкий подход: даёт масштабное представление о порядке формирования выборных органов и системе распределения мест после установления результатов голосования. В узком смысле избирательная система связана с порядком определения выборов. Студентам необходимо определить виды избирательных систем, применяемых в России (мажоритарная, пропорциональная и смешанная), рассмотреть разновидности мажоритарной систем (относительного и абсолютного большинства), дать их общую характеристику и привести примеры применения.

3. РЕФЕРЕНДУМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА

Изучение вопроса следует начать с анализа теоретических подходов к определению референдума как высшего непосредственного выражения власти народа. Референдум - форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного значения, в целях принятия обязательных решений, осуществляемого посредством всеобщего и тайного голосования в соответствии с Конституцией РФ[105]. Затем рассмотреть законодательное определение референдума[106]; определить основное отличие выборов от референдума (в объекте волеизъявления избирателей) на выборах это кандидат на выборную должность; на референдуме это определённый вопрос – принятие закона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаяся государства, региона или территории[107]; а также отличие референдума от плебисцита (референдум определяют как голосование народа по внутрипо­литическим вопросам, а плебисцит - по внешнеполитическим вопро­сам).

Оснований для классификации референдумов в современной научной литературе предложено несколько: по обязательности решения, принятого на референдуме; по способу проведения; по содержанию; по времени проведения; от территории, на которой проводится референдум; по инициатору. Студентам нужно проклассифицировать референдумы по указанным основаниям и раскрыть содержание каждого вида. Кроме того, следует обсудить следующие аспекты: круг вопросов, выносимых на референдум и не подлежащих вынесению на референдум; обстоятельства, исключающие его проведению.

Исходные начала референдума, закреплены в Конституции РФ: ч. 3 ст. 3; ч. 2 ст. 32; п. «в» ст. 84; ч. 2 ст. 130; ст. 135; ст. 137. Студентам нужно раскрыть содержание указанных статей. К числу специальных федеральных источников, регулирующих проведение референдумов, относятся: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гаран­тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»[108] - акт, являющийся ключевым для всех видов референдумов в нашей стране; Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. «О рефе­рендуме РФ»[109] направлен на проведение референдумов федерального уровня. Для проведения референдумов имеют также по­становления Конституционного Суда РФ[110].

Завершить вопрос следует выводом о том, что в России предусмотрена возможность проведения только императивных референдумов, хотя напрямую законом не запрещены и консультативные. В ряде субъектов РФ законом допускаются консультативные референдумы.

4. ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ РЕФЕРЕНДУМОВ

При изучении вопроса следует исходить из того, что в истории нашей страны состоялись один референдум в СССР и три референдума в России. Референдум в СССР проводился 17 марта 1991 г., референдумы в РФ – 1
7 марта 1991 г, (вопрос референдума о введении поста президента РСФСР; 25 апреля 1993 г. (вопросы референдума вопросы доверия Президенту РФ и социально экономической политике Президента и Правительства, досрочного прекращения полномочий Президента и народных депутатов РФ; 12 декабря 1993 г. (принятие действующей Конституции РФ).

Студентам рекомендуется сделать их краткий обзор, в рамках которого рассмотреть: 1) причины, послужившие проведению референдума конституции; 2) реальную обстановку, в которой они проводились; 3) особенности содержания нормативных актов, на основании которых проводились референдумы; 4) роль этих референдумов конституционном развитии России; 5) вопросы, выносимые на референдумы; 7) юридическую силу решения, принятых на референдумах.

Наши рекомендации