Нормативный договор и его признаки
Договор нормативного содержания – это соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
Основная характеристика нормативного договора как источника права заключается в том он представляет собой добровольное волеизъявление сторон.
В отличие от нормативного акта, который является актом одностороннего волеизъявления (согласны вы или не согласны с его содержанием, но выполнять придется), в нормативном договоре обязателен элемент добровольности в принятии на себя обязанности следовать установленным правовым нормам (т.е. при заключении договора стороны сами создают нормы права, определяют условия, в соответствии с которыми будут регулироваться их отношения). Но после того, как стороны заключили договор, они обязаны подчиняться содержащимся в нем правовым нормам. Одностороннее невыполнение условий договора влечет соответствующее наказание. В отличие от обычая, который складывается исторически, нормативный договор представляет собой акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения.
Специфика нормативного договора как источника права выражается в том, что он предусматривает правила поведения, не содержащиеся в нормативных актах. В то же время эти новые правила не должны противоречить действующему законодательству.
Нормативные договоры имеют широкое распространение в международном праве (здесь это вообще основной источник права), в гражданском, трудовом и некоторых других отраслях права.
Виды источников права в Республике Беларусь.
Источник права – это способ выражения, закрепления правовых норм.
В теории выделяют следующие виды источников (форм) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, договор нормативного содержания, юридическая доктрина.
Понятие и система правовых актов. Место нормативного правового акта в системе правовых актов.
Достоинства этого источника права состоят в том, что он, более других приспособлен оперативному обновлению действующего права, позволяет осуществлять единую правовую политику в рамках всего государства, сам внутренне организован и легко приводится в систему, доступен для правоприменителя и гражданина непосредственно его реализующего, наконец, именно нормативный правовой акт в максимальной степени выражает формальную определенность права. Система нормативных правовых актов включает в себя такие нормативные акты как конституцию, законы, кодексы, нормативные акты президента, правительства, министерств и ведомств, местных органов управления и другие.
Понятие и признаки нормативного правового акта.
Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Нормативный правовой акт является источником права во всех правовых системах мира в виду его систематизированности, точности, определенности, мобильности, а также в виду того, что он обеспечен государственным характером. В романо-германской правовой системе это основной источник права. Его определяют как акт, который оформляет, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. В Законе Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" под нормативным правовым актом понимается официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченным государственным органом, должностным лицом или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
В данном определении указаны следующие признаки нормативного правового акта:
· Нормативно-правовые акты издаются компетентными уполномоченными органами. Государственные органы принимают акты строго определенного вида;
· Нормативно-правовые акты содержат общеобязательные правила поведения, имеющие более или менее общий характер;
· Нормативно-правовые акты должны быть документально оформлены, иметь строго определенную форму;
· Если исполнитель акта не указан, то он распространяется на неопределенный круг лиц;
· Нормативно-правовые акты направлены на регулирование общественных отношений определенного вида;
· Нормативно-правовые акты обладают юридической силой, под которой понимается свойство правовых актов реально действовать, фактически порождать юридические последствия;
· Нормативно-правовые акты носят государственно-властный характер, их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.