Глава 6. традиционные идеалы и ценности белорусского народа

Цивилизационная идентичность и социокультурная самобытность белорусской общности

Понятие цивилизации

Социокультурная самобытность каждого народа является результатом процесса его собственного становления и развития (этногенеза) и его взаи­модействия с другими окружающими его общностями. Близ­кие по своей пространственной локализации и чертам культу­ры этнические общности образуют более широкие человече­ские сообщества — цивилизации, которые, со своей стороны, становятся средой жизнедеятельности составляющих их групп людей. Поэтому постижение традиционных идеалов и ценностей определенного народа предполагает предварительное рассмот­рение его цивилизационной принадлежности, а значит, и его родовых социокультурных черт. Термин «цивилизация» (от лат. — гражданский, государственно-правовой) ввели в науч­ный оборот просветители XVIII в. Они использовали его для обозначения высокоразвитого в культурном отношении обще­ства, основанного на государственно-правовых, а значит, на ра­зумных и справедливых началах. Цивилизация противопостав­лялась ими патриархальным, родоплеменным отношениям отсталых в своем развитии сообществ как в древности, так и на открытых европейцами в XVI—XVIII вв. землях. В последующем это понятие, сохраняя свое первоначальное содержание, стало вместе с тем приобретать различные интерпретации. Так, в XVIII в. была предложена трехчленная периодизация процесса общественного развития, с выделением в нем стадий дикости (собирание и потребление людьми готовых продуктов природы, незнакомство с собственностью), варварства (возник­новение примитивных орудий труда и собственности) и цивили­зации (развитие производящего хозяйства, возникновение государства и законодательное закрепление собственности). Во второй половине XIX в. получило распространение употребление понятия «цивилизация» во множественном числе, которое использовалось для обозначения культурного своеобразия регио­нальных и локальных типов человеческих сообществ. К концу XX в. утвердилось понимание цивилизаций как локализованных в пространстве и во времени сообществ людей, характеризующихся специфическими формами организации общественной жизни, своеобразием их материальной и духовной культуры.

Предпосылкой возникновения цивилизаций является, таким образом, наличие в сообществе феномена, который принято называть культурой, т.е. создаваемых участниками сообщества, сберегаемых ими и передаваемых от поколения к поколению материальных и духовных ценностей (предметов и явлений), а также способов их созидания. Определяющей характеристикой цивилизации является религия, в силу чего ряд исследователей именуют цивилизации по господствующим в них религиям. Как заметил американский исследователь К. Доусон, «великие религии — это основание, на которых по­коится великие цивилизации» [1].

Цивилизация может включать в себя несколько государ­ственно-организованных сообществ, либо одно. Движение циви­лизации есть процесс ее перехода от одного качественного со­стояния в другое. В различных регионах мира могут возникать и одновременно существовать несколько цивилизаций, кото­рые взаимодействуют, могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать в себя субцивилизации. Границы между цивилизациями редко бывают четкими, но они вполне реаль­ны. Цивилизации есть явление историческое, они зарожда­ются, формируются, развиваются, достигают своей зрело­сти, деградируют и погибают. Источником динамизма циви­лизаций могут выступать как внешние, так и внутренние факторы их существования; любая цивилизация может быть разрушена извне, но она может изжить себя и вследствие внут­ренней эволюции.

Согласно американскому исследователю Самюэлю Хантинг­тону (р. 1927), облик современного мира будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-восьми круп­ных цивилизаций: западная, которую составляют Европа (в гра­ницах распространения западного христианства), Северная Америка, а также Австралия и Новая Зеландия; китайская или конфуцианская, которая не ограничивается Китаем, а включает в себя страны с родственной культурой вне Китая (в том числе Вьетнам и Корею); японская; индуистская; исламская; православ­ная, или славяно-православная (с центром в России); латиноаме­риканская; и, возможно, африканская [2].

Хантингтон актуализировал также ранее высказанную анг­лийским историком Арнольдом Тойнби (1889—1975) мысль о грядущем конфликте цивилизаций (столкновение цивилиза­ций) как завершающей фазе глобальных конфликтов в совре­менном мире. Если в годы холодной войны, по мысли Хантинг­тона, основные очаги кризисов и кровопролития сосредотачи­вались вдоль политических и идеологических границ, то теперь они перемещаются по линии разлома цивилизаций. Главными осями международной политики и, следовательно, линий цивилизационных столкновений, по Хантингтону, станут отноше­ния между Западом и остальным миром.

Наши рекомендации