Особенности российского антимонопольного регулирования

До перехода к рыночной экономике, конкуренции между производителями в России не было вообще. Производство продукции распределял Совет министров страны по крупным предприятиям, и практически любое из них можно, с точки зрения западных экономистов, отнести к классической монополии. Например, в автомобилестроении за каждым заводом, выпускающим легковые автомобили, был закреплен свой вид, или класс автомобилей. Разнообразие автомобилей было минимальным, и власти считали, что за счет этого государство экономит на ненужных рекламных издержках, маркетинге и т.п. Конкуренция рассматривалась как непроизводительное расходование общественных средств.

Продукция отечественных товаропроизводителей во многом неконкурентоспособна по сравнению с товарами западных фирм. Одной из причин этого положения явилось отсутствие стимулов у российских предприятий к созданию более совершенной продукции, снижению себестоимости (издержек производства).

В 1991г. был принят первый нормативный документ – Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Он должен был ограничивать монополистическую деятельность и этим отличался от подобных законов американского типа, где монополии формально запрещены.

Закон делится на две части: репрессивная (запреты и санкции) и созидательная (поддержка новых экономических структур, предварительный контроль над созданием крупных предприятий и их объединений).

Этот закон, подвергшийся значительной переработке в 1995 году, стал ярко выраженным рыночным актом в российской правовой системе. В целом антимонопольное законодательство России состоит из Конституции РФ, названного закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента, постановлений и распоряжений правительства.

Система антимонопольного регулирования экономики включает в себя элементы, представленные на рис. 9.

Понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики. В российской практике в соответствии с указаниями Министерства по антимонопольной политике для определения монополизации рынка, равномерности присутствия на нем хозяйствующих субъектов применяются коэффициенты концентрации (CR) и индекс Херфиндаля-Хиршмана (ННI). Первый из них рассчитывается как процентное отношение реализации продукции конкретным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации на данном товарном рынке. Индекс HHI определяется как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами. Так, высококонцентрированные рынки определяются при CR от 70% до 100%, а HHI от 2000 до 10 000; а низко концентрированные – при CR меньше 45% и HHI менее 1000. Второй тип рынка – умеренно концентрированный – находится в промежутке между ними: 45% < CR < 70%, 1000 < HHI < 2000. В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 65%.

Особенности российского антимонопольного регулирования - student2.ru

Рис. 9. Система антимонопольного законодательства

Виды монопольной деятельности, подлежащие государственному регулированию. К данным видам деятельности относятся все действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции (рис.10).

Особенности российского антимонопольного регулирования - student2.ru

Рис. 10. Виды монопольной деятельности, подлежащие запрету  

Как один из видов монопольной деятельности, подлежащей запрещению, рассматриваются соглашения конкурирующих хозяйственных субъектов, которые могут иметь в совокупности долю на рынке больше 35%.

Перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащих запрещению. Данный перечень включает в себя (рис.11):

Особенности российского антимонопольного регулирования - student2.ru

Рис. 11. Формы недобросовестной конкуренции

В настоящее время Правительство РФ имеет следующие структуры по регулированию антимонопольной политики:

  • Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства с вертикальной управленческой ветвью, охватывающей все субъекты Российской Федерации;
  • Федеральную энергетическую комиссию Российской Федерации.

К основным задачам антимонопольных органов относятся:

- содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства;

- предупреждение, ограничение и пресечение монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции;

- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Система антимонопольного регулирования включает в себя также и меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В России это в основном меры административно-организационного воздействия, хотя в некоторых случаях предусматриваются и более строгие меры.

В развитие Закона "О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках" в России были также приняты другие нормативные документы. Среди них важное значение имеет Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996г. № 154 "О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%". Такой Реестр ведется как на уровне Федерации, так и в регионах с целью подготовки информационной базы данных о таких хозяйствующих субъектах для осуществления государственного контроля над соблюдением ими антимонопольного законодательства. Включение предприятий в Реестр и исключение из него осуществляется на основании решения соответствующей федеральной структуры – Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Наличие доли не должно носить краткосрочного характера. Определение части товарного рынка должно производиться не только подразделениями государственной службы по антимонопольной политике, но и органами статистики, научно-исследовательскими организациями. Решение о включении предприятия в Реестр оформляется приказом руководителя комитета, министерства соответствующего субъекта РФ. В случае введения предприятия в Реестр уровень рентабельности – норма прибыли – подлежит регулированию со стороны государственных служб. Региональные комитеты должны проверять заполняемость своего Реестра и делать расчеты той доли продукции, которая выпускается предприятием-монополистом.

Наши рекомендации