Понятие, структура и виды административно-правовых норм
Любая отрасль права состоит из определенных правовых норм.Административно-правовые нормы — это нормы права, которые регулируют отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, которые возникают в процессе осуществления государственной деятельности.
Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения участников управленческих отношений. Устанавливают правовые положения и компетенцию органов исполнительной власти, а также регулируют ее деятельность. Регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти и определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.
Административно-правовые нормы имеют ряд особенностей:
1) они определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;
2) определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, административно-правовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;
3) административная ответственность является юридическим средством защиты от посягательств на административно-правовые нормы;
4) с помощью административно-правовых норм обеспечивается регулирование таких общественных отношений, как финансовые, земельные, трудовые и др.;
5) административно-правовые нормы часто устанавливаются в процессе реализации исполнительной власти.
Структура административно-правовой нормы
Гипотеза Диспозиции Санкция
Гипотеза, как часть административно-правовой нормы, содержит указание на фактические условия реализации норм, т. е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения.
Диспозиция — правило поведения, предписываемое нормой. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета или ограничений.
Санкция, как элемент административно-правовой нормы, содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю.
Административно-правовые нормыпо различным основаниям классифицируются на определенные виды.
По конкретному содержанию общественных отношенийадминистративно-правовые нормы подразделяются на:
— общие — нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей);
— особенные — нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления.
По предмету регулирования:
— материальные — нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т. е. фактически их административно-правовой статус;
— процессуальные — нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения.
По предмету воздействия на субъектов административного права нормы подразделяются на:
— обязывающие — нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;
— запрещающие — нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий (например, запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения) или специальный характер (например, запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия полицией в отношении женщин и несовершеннолетних);
— дозволительные (разрешительные) — нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;
--стимулирующие (поощрительные) — нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников, регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и т. д.);
— рекомендательные — нормы, которые носят рекомендательный характер. Чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям.
По адресату отмечают нормы, регламентирующие:
— организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;
— административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;
— вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;
— административно-правовой статус общественных объединений;
— отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур;
--- административно-правовой статус гражданина.
По пределу действия нормы разделяют на три вида"
1. По территориальному масштабу административно-правовые нормы подразделяются на;
территориальные — действующие в границах государства, государственно-территориальных образований (например, нормы Кодекса об административных правонарушениях — общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории), межтерриториальные — нормы, действующие в границах нескольких административно-территориальных образований (например, акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать в указанных территориальных масштабах).
2. По действию во времени административно-правовые нормы бывают:срочные, для которых определен срок действия, ибессрочные нормы без указания срока действия, т. е. до официальной отмены компетентным органом.
3. По кругу лиц — нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми организациями), а также бывают нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих).
С учетом федеративного устройства России, существуют нормы, устанавливаемые субъектами федерации, и общефедеральные нормы.