Методика проведения и подготовки лекций и практических занятий по семейному праву
При проведении лекций и практических занятий (семинаров) преподаватель должен быть последователен, логичен. Не следует использовать сложных речевых оборотов и других приемов, сложных для восприятия слушателями лекции или студентами на практическом занятии (семинаре).
Лекции:
При проведении лекции преподаватель:
1. формулирует тему лекции и основные вопросы лекции;
2. определяет цель занятия;
3. дает основные нормативные правовые акты и другие официальные материалы правоприменительных и иных органов власти по тему лекции;
4. излагает основные теоретические представления по вопросам лекции;
5. под запись дает студентам основные определения понятий (возможно несколько понятий, предлагаемых различными авторами), признаки и другие ключевые характеристики, необходимые студенту для изучения и понимания темы лекции;
6. определяет для студентов моменты на которые следует обратить особое внимание при дальнейшем самостоятельном изучении прослушанной лекции;
7. по отдельным темам преподаватель может использовать подробный разбор конкретных ситуационных задач, демонстрируя алгоритм решения, что позволит наиболее глубоко осветить тему лекции и закрепить полученные студентами знания;
8. в конце лекции преподаватель предоставляет студентам возможность задать вопросы по вопросам прослушанной лекции.
Практические занятия (семинары):
Для правильной организации проведения практического занятия (семинара) преподаватель:
1. Рассчитывает примерное время на обсуждение каждого вопроса, выносимого на семинар.
2. Готовит вступительное слово к семинару, которое должно содержать значение темы, цели и задачи семинара, вопросы, подлежащие изучению, порядок работы семинара и т.д.
3. Определяет предварительно группу студентов, которая будет опрошена на семинаре для контроля.
4. Проводит консультации со студентами в специально установленное время.
5. Проводит индивидуальную работу со студентами, готовящими к семинару доклады или рефераты, в том числе утверждает план, рекомендует нормативную, учебную и специальную литературу, оказывает помощь.
6. Готовит заключительное слово, содержащее оценку семинара в целом, оценку докладов и рефератов, выступлений отдельных студентов, освещение и обобщение наиболее важных теоретических вопросов, выводы по теме.
При фактическом проведении практических занятий (семинаров) преподаватель:
формулирует тему семинара и вопросы семинара;
определяет цель семинара;
предлагает студентам в устной форме последовательно ответить на вопросы семинара;
предоставляет слово студентам, подготовившим реферат или доклад;
организует дискуссию по наиболее сложным вопросам семинара;
предлагает студентам решить практические задачи (при их наличии) по вопросам семинара с использованием нормативных правовых актов и других официальных материалов;
предлагает студентам задать вопросы по семинару как преподавателю так и другим студентам;
подводить итог (обобщение) семинара;
может предложить студентам решить тест по вопросам семинара или провести выборочный опрос студентов по основным понятиям темы семинара.
Необходимо требовать от студентов глубокого изучения всех вопросов, выносимых на семинар. Вместе с тем, иногда целесообразно рекомендовать отдельным студентам готовить специальные выступления по сложным вопросам, можно также поручать наиболее подготовленным студентам выступать с обзором журнальных статей по теме семинара.
В начале семинара преподаватель в течение 5-7 минут формулирует цели и задачи семинара, четко показывает место и назначение изучаемой темы в системе учебной дисциплины, обращает внимание студентов на основные положения, проблемные вопросы, активное участие в обсуждении которых должны принять все студенты, нацеливает студентов на рассмотрение теоретических вопросов в тесной связи с практикой, указывает порядок проведения семинара, отмечает его особенности.
В случае активной шумной дискуссии на практическом занятии (семинаре) преподавателю необходимо правильно направлять ее ход, давая каждому желающему студенту высказать свою позиции по рассматриваемому вопросу.
При оценки ответов студентов следует избегать личных мотивов, особо обращая внимание на правильность и объемность ответа студента.
Для проверки качества самостоятельной работы студентов в ходе подготовки к семинару преподаватель может использовать письменный экспресс-контроль в форме выборочного опроса студентов или теста из 5-10 вопросов, относящихся к теме семинара, из перечня вопросов предложенного в настоящем учебно-методическом комплексе. Проведение таких мероприятий экспресс-контроля позволяют преподавателю выявить наиболее сложные и непонятные для большинства студентов понятий и положений темы.
Для обсуждения доклада или реферата можно назначать «положительного» и «отрицательного» оппонентов, которые отмечают и высказывают положительные моменты и недостатки по содержательной, научной и методической сторонам доклада.
В качестве выступления преподаватель может поручить студенту или группе студентов сделать обзор по отдельным вопросам семинара, когда в периодической печати появились важные новые статьи, статистические данные или появились новые монографии или учебные труды по проблемам семинара.
Рассмотрение вопросов семинара следует осуществлять с использованием активных методов обучения. На первых семинарах следует применить традиционный метод обсуждения вопросов «по желанию». Однако в последующем следует использовать такие методы как диалог и дискуссия, которые побуждают студентов к активному участию в обсуждении вопросов. В ходе диалога студентам предоставляется возможность обменяться мнениями и высказать свою точку зрения. Диалог позволяет проверить глубину понимания темы и способствует развитию творческих поисковых навыков обучаемых. В основе дискуссии лежат различия в понимании и толковании различных теоретических положений и практического опыта по тем или иным вопросам семинара. Поэтому необходимо обеспечить такой характер дискуссии, при котором каждый студент почувствовал бы себя участником коллективного поиска истины. При этом особенно важен такт, когда высказываются спорные или ошибочные мнения. Преподавателю не следует спешить исправлять ошибку, он должен стремиться к тому, чтобы сами студенты сообща пришли к правильному выводу.
Преподавателю следует использовать методы повышающие познавательную активность студентов на семинарах, которые развивают аналитическое мышление и правовые знания, способствуют развитию управленческих, методических, профессиональных навыков студентов: «круглый стол», «ситуационная игра» (нестандартные уроки). Применение нестандартных уроков позволяет студентам на семинаре «исполнять» отдельные функции органов государственной власти или должностных лиц, адвокатов, юристов, прокуроров и т.д., что положительно воздействует на их активность в овладении учебным материалом. Кроме того нестандартные уроки позволяют обеспечить особую практическую познавательность семинара, учесть индивидуальные особенности отдельных студентов и группы в целом, а также воспитывать общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную аргументированную точку зрения. Нестандартные уроки предоставляют возможность каждому студенту почувствовать себя участником коллектива и проявить себя в индивидуальном порядке. Необходимо учитывать, что слишком частое обращение к нестандартным урокам нецелесообразно, т.к. это может привести к потере устойчивого интереса к учебной дисциплине и процессу ее изучения. Нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка. Преподавателю при обращении к такому методу изучения дисциплины следует учитывать особенности группы, уровень ее подготовленности и специфические индивидуальные характеристики отдельных студентов.
При рассмотрении вопросов семинара методом «круглого стола» студент заранее готовят варианты ответов на поставленные вопросы, которые затем предлагают на семинаре. После обсуждения выбирается наиболее оптимальный план и подробно рассматривается каждый из пунктов. Этот повод позволяет вовлечь в обсуждение вопроса практически всю учебную группу и одновременно провести степень усвоения основных положений материала.
Дискуссия - это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность. Дискуссия позволяет выявить разные точки зрения, одновременное обсуждение которых позволит найти истину, которая позволит углубить и закрепить знания студентов по дисциплине, а также воспитывает у студентов культуру речевого общения студентов, формирует умение дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойны выслушивать аргументы оппонента. Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами, т.к. позволяет организовать «живое» общение, вовлечь многих студентов в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность студентов и самостоятельность суждений. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, сформулировать цель. Преподаватель должен создать обстановку, чтобы студенты не стеснялись высказывать свое мнение и стремились обосновать его, при этом не следует принуждать к выступлению. Преподаватель может стимулировать дискуссию, задавая вопросы, высказывая нестандартные мнения и направляющие реплики. Преподаватель должен исправлять заблуждающихся в корректной форме, но перед этим следует предоставить такую возможность участникам дискуссии. Преподаватель не должен спешить предлагать готовое решение по вопросам дискуссии. Преподаватель не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать давление на участников спора, избегать резких оценочных суждений, замечаний в адрес участников дискуссии, прерывать выступающих на полуслове. Свою позицию по теме дискуссии преподаватель может высказать подводя итоги дискуссии.
Метод «ситуационной игры» применяется при разборе конкретной практической ситуации по ране предложенному плану, например, в форме судебного заседания по рассмотрению конкретного вопроса или процедуры голосования в Совете Федерации по кандидатуре судьи. Студенты заранее готовят теоретические и практические вопросы ситуационной игры в зависимости от распределенных между ними ролей. В ходе обсуждения преподаватель выясняет знание студентов в области рассматриваемой проблематики.
При подведении итогов семинара преподавателю в течении 3-4 минут в заключительном слове необходимо отразить: степень подготовленности группы к семинару и его оценку в целом, положительные стороны и недостатки, краткий анализ докладов и рефератов, качество ответов отдельных студентов, особенно выступающих впервые или подготовивших особенные доклады, степень активности группы в целом и т.д. Заключительное слово завершается методическими советами по дальнейшей учебной работе по освоению материала дисциплины.