Водохозяйственный баланс подземных вод
Либо делается отдельно и тогда часть требований исключается из расходной части общего ВХБ, либо учитывается в приходной части суммарного баланса в размере гидравлически несвязанной с поверхностным стоком составляющей подземных вод, либо, что более правильно вносится в расходную часть баланса как «ущерб речному стоку».
При отсутствии данных считается, что:
Влияние отбора подземных вод практически не сказывается на поверхностном стоке при расположении подземных горизонтов ниже местного базиса эрозии или если водозабор находится на значительном удалении от гидрографической сети.
Уравнение водохозяйственного баланса для водохозяйственного участка реки:
Sпп – проектный приток сверху, учитывающий изъятие выше входного створа; Sбок – боковая приточность на участке, иначе сток, формируемый на участке; Wподз – подземный водозабор; S – антропогенное изменение стока; TR – переброска стока извне; Wвв – возвратные воды на участке; V – регулирование стока на ВХУ;
W - суммарный водозабор на участке ; КП – комплексный попуск; UR - ущерб речному стоку в результате подземного водозабора; переброска стока из реки; D – дотация стока в другие бассейны или створы. ПОТ – потери на фильтрацию и дополнительное испарение, связанные с регулированием стока на участке.
Водохозяйственный баланс речного бассейна
W0 = Wбс + Wвдв ± Wпд – Wр – Wпг – Wвдс – Wсан
Главными приходными элементами этого уравнения являются речной сток в бассейне Wбс и сбросные воды Wвдв.
Основными расходными элементами – водоотбор (поверхностный Wр и подземный Wпг), потребности в воде для пополнения полезного объёма водохранилищ Wвдс и для санитарных нужд Wсан. Переброска воды в другие бассейны оценивается как Wпд. И, наконец, традиционный член ± Wгосп – изменение стока под влиянием хозяйственной деятельности вошёл как составляющая часть в значение Wбс
Структура водохозяйственного баланса:
Форма представления ВХБ должна соответствовать принятой структуре. Традиционная структура включает приходную и расходную части баланса, а также результат баланса.
В ответственных случаях структура баланса существенно отходит от стандартной формы, отражая существо принимаемых проектных решений и реализации тех или иных мероприятий. ВХБ должен отражать инженерную составляющую в сопоставлении ресурсов и требований.
При составлении баланса сложной водохозяйственной системы существенным моментом является порядок представления материалов. По опыту проектирования оптимальным вариантом является многолетний ВХБ в годовых объемах стока и водопотребления, ВХБ характерных по водности лет и иллюстративный ВХБ, дающий графическую интерпретацию произведенных балансовых расчетов.
ВХБ не должен быть «несведенным». Окончательный вариант должен быть увязан с учетом необходимых водохозяйственных и водоохранных мероприятий, для обоснования которых данный баланс и предназначен.
Водохозяйственный баланс предприятия:
Объём водопотребления организации в водохозяйственном балансе рассчитывается на основании нормативов водопотребления, установленных СП 30.13330.2012, в зависимости от количества персонала, вида и продолжительности водопользования, паспортов водопотребляющего оборудования, технологии производства и других специфических нужд организации.
26.Бассейновый принцип управления водопользованием. Органы бассейнового управления, планы управления речными бассейнами.
В России бассейновый принцип стал применяться только в 1980-х годах, когда были созданы, но не нашли своего развития комиссии по охране и рациональному использованию природных ресурсов в отдельных водосборных бассейнах, например, в бассейне р. Алей. В начале 1990-х годов Роскомвод приступил к разработке концепциибассейнового управления водопользованием, и в 1992 г. были выпущены первые методические рекомендации по заключению бассейновых соглашений и созданиюбассейновых советов. В соответствии с этими документами в 1994 г. были разработаны бассейновые соглашения и созданы бассейновые советы практически для всех крупнейших рек России: Волги, Оби, Енисея, Лены. Однако само понятие «бассейновый совет» появилось в российском законодательстве только в 1995 г. (ст. 120 Водногокодекса РФ). Следует отметить, что, несмотря на правовой статус, созданные в начале 1990-х годов бассейновые советы в течение нескольких лет распались, причиной тому послужили политические и экономические перемены в стране, а также изначально непроработанный механизм управления водными ресурсами в рамках бассейнового совета.
Бассейновый принцип управления — это современный подход к управлению водными ресурсами, где основным субъектом управления выступает речной бассейн. Такая система помогает предотвратить истощение водных ресурсов, а также достичь и поддерживать высокое качество воды.
Органы бассейнового управления
Наиболее распространенным подходом к управлению водными ресурсами на водосборе является создание бассейновых советов.
Бассейновый совет – координационный орган, создаваемый с целью обеспечения реализации бассейнового соглашения и координации совместной деятельности договаривающихся сторон в рамках бассейнового соглашения.
Бассейновое соглашение о восстановлении и охране водных объектов заключается в соответствии со ст. 120 Водного кодекса РФ и имеет целью юридическое закрепление добровольного объединения усилий договаривающихся Сторон для взаимодействия и координации действий по восстановлению состояния водных ресурсов, их рациональному использованию, гарантирующих надежное обеспечение населения и объектов экономики водой требуемого качества. Оно является государственным актом, реализуемым в соответствии с актами экологического законодательства.
В 1992 г. Роскомвод разработал концепцию бассейнового управления водопользованием, методические рекомендации и механизм заключения бассейновых соглашений и создания бассейновых советов. В соответствии с этими документами в 1994 г. были разработаны бассейновые соглашения и созданы Бассейновые советы практически для всех крупнейших рек России: Волги, Оби, Енисея, Лены. Однако, спустя год, после принятия Водного кодекса РФ, большинство из них не было пролонгировано и закончило свое существование.
Действующий Водный кодекс включает ст. 120, вводящую понятие бассейнового соглашения.
Статья 120. Бассейновые соглашения о восстановлении и охране водных объектов. Бассейновые соглашения о восстановлении и охране водных объектов (далее - бассейновые соглашения) предназначаются для координации и объединения деятельности, направленной на восстановление и охрану водных объектов.
Бассейновое соглашение заключается между специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенными в пределах бассейна водного объекта (с 01.01.2005 г. этот абзац утрачивает силу в соответствии с ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.; следовательно, снимаются строгие требования к составу участников бассейнового соглашения).
В рамках бассейнового соглашения может создаваться координационный орган (бассейновый совет). Положение о бассейновом совете утверждается Правительством Российской Федерации. Участие в бассейновом совете представителей федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и водопользователей определяется Положением о бассейновом совете.
Для реализации целей и задач бассейнового соглашения гражданами и юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством может быть создан фонд, средства которого предназначены для осуществления мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. Подготовка бассейнового соглашения осуществляется на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов и иных научных и проектных разработок, а также предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
«Статья 29. Бассейновые советы
1. В целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа.
2. Рекомендации бассейновых советов учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов.
3. В состав бассейновых советов входят представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
4. Порядок создания и деятельности бассейновых советов устанавливается Правительством Российской Федерации».
В такой редакции бассейновые советы не привязаны к заключению бассейновых соглашений и, по идее, могут быть образованы и существовать автономно. Пункт же 3 предлагаемой редакции означает, что до утверждения соответствующего порядка создания и деятельности бассейновых советов Правительством РФ норма о бассейновых советах действовать не будет. Несмотря на то, что норма о бассейновых советах появилась в законодательстве почти 10 лет назад, бассейновые советы пока не стали тем полезным органом, каким могли бы стать. Кроме того, существует ряд заключенных бассейновых соглашений при том, что бассейновые советы в рамках этих соглашений не созданы. Для речной общественности более важны именно бассейновые советы, т.к. в их работе может принимать участие общественность (через общественные объединения). Бассейновые соглашения, как определено действующим ВК, заключаются между федеральным «водным органом» (Федеральным агентством водных ресурсов) и органами исполнительной власти субъектов РФ без прямого участия общественности. Бассейновые соглашения заключаются для реализации конкретных целей, поэтому в одном бассейне может быть заключено несколько соглашений в разной комбинации участников. Особенно это характерно для бассейнов крупных и густонаселенных рек, таких как Волга.