Специальные требования охраны земель

И ПОЧВ

Правообладатели земель (почв) — собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, срочные безвозмездные пользователи земельных участков — обязаны наряду с установленными для них зако­ном общими или обычными каждодневными агротехническими, эколо­гическими, строительными, санитарно-эпидемиологическими, проект-МО-планировочными правилами и регламентами выполнять узкоспеци­альные мероприятия по охране своих земель с учетом их естественно-природного состояния, К ним относятся, в частности: за­щита земель (почв) от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загряз­нения радиоактивными и химическими веществами и от других нега­тивных (вредных) последствий природного или антропогенного воздей­ствия.

В процессе хозяйственной деятельности применяются различные специальные способы защиты и восстановления нарушенных, повре­жденных земель (почв). Если невозможно в ближайшее время вос­становить плодородие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, устранить вредное влияние на окружающую природную сре­ду химического или радиоактивного загрязнения, то проводится кон­сервация земель, т. е. территории, отграниченной от других участков путем землеустройства.

В отличие от консервации более трудоемкими и дорогостоящими мероприятиями по охране земель (почв) является их мелиорация.

МелиорацияСамой активной мерой улучшения земель

земель и почвслужит их мелиорация (от лат. те1юга1ю -«улучшение»). В этих целях принят Федеральный закон «О мелиорации» .

Как указано в ст. 1 названного Закона, мелиорация земель осуще­ствляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земле­делия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйст­венной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

Мелиорация земель призвана обеспечить гарантированное произ­водство продукции растениеводства за счет повышения плодородия почв. Проведение работ по мелиорации земель в комплексе с культур-техническими мероприятиями по расчистке земель от древесно-кус-тарниковой растительности и т. п. позволило расширить площади пашни в некоторых индустриальных районах Российской Федерации.

СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 142.

Повышение плодородия почв достигается за счет улучшения хи­мических и физических ее свойств, предотвращения водной и ветро­вой эрозии, недопущения деградации почв. Однако строительство крупных водохранилищ на реках низменного рельефа в ряде регионов привело к подтоплению населенных пунктов и прилегающих террито­рий. Отказ от строительства дренажа на крупных оросительных систе­мах Поволжья привел к поднятию уровня грунтовых вод и засолению земель. Во многих районах Нечерноземной зоны России при осуше­нии торфяных болот на значительных площадях нарушались экологи­ческие условия ландшафтов, наносился ощутимый вред болотным ви­дам флоры и фауны. Все эти ошибки и просчеты при проектировании и строительстве мелиоративных систем и гидротехнических сооруже­ний породили некоторое недоверие к мелиорации, отрицанию ее по­лезной роли в обеспечении устойчивого и высокопродуктивного сель­скохозяйственного производства.

По общеизвестным данным земельного кадастра, общая площадь сельскохозяйственных угодий (по всем категориям земель) в России составляет 220,5 млн гектаров, в том числе пашни — 127,5 млн гекта­ров. Из них подвержены затоплению и подтоплению 3,3 млн гектаров сельхозугодий, 25 млн гектаров переувлажнены и заболочены, 1,8 млн гектаров заовражены, 25,8 млн гектаров подвержены ветровой эрозии и 4,2 млн гектаров — водной эрозии, 68 млн гектаров имеют повы­шенную кислотность, 62 млн гектаров — каменистые почвы'.

Природно-климатические условия Российской Федерации почти во всех регионах страны крайне затрудняют ведение устойчивого сельскохозяйственного производства. По данным ученых, около 80% сельскохозяйственных угодий в России нуждаются в проведении раз­личных видов мелиорации. В результате неустойчивости сельскохозяй­ственного производства происходят его значительные колебания, что отрицательно сказывается на обеспечении населения страны продук­тами питания.

Проведение мелиоративных работ призвано значительно снизить негативные для сельского хозяйства последствия неблагоприятных природно-климатических условий, придать этой важной отрасли ус­тойчивый характер, резко повысить продуктивность сельскохозяйст­венных земель как основы всего сельскохозяйственного производства.

Наиболее капиталоемким типом мелиорации земель является гид­ромелиорация. Она обеспечивает коренное улучшение заболоченных, засушливых, эродированных и других земель, эффективное использо­вание которых без проведения соответствующих мелиоративных меро­приятий невозможно.

Гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиора­тивных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболочен­ных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. Она

1 См. об этом подробно: Комментарий к Федеральному закону «О мелио­рации земель» / под ред. Ю. Г. Жарикова и А. В. Колганова. М., 1999. С. 12 и

след.

направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и пита­тельного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуще­ствления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помо­щью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидро­технических сооружений.

К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осуши­тельная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.

Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса ме­лиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение зе­мель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. Таким образом, осуще­ствляются различные виды мелиорации земель: противоэрозион­ная — защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях; полезащит­ная — защита земель от воздействия неблагоприятных явлений при­родного, антропогенного и техногенного происхождения путем созда­ния защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяй­ственного назначения; пастбищезащитная — предотвращение деградации земель пастбищ путем защитных лесных насаждений.

Культуртехническая мелиорация включает следующие виды мелио­рации земель:

расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой рас­тительности, кочек, пней и мха. Этот вид мелиорации повсеместно распространен в Нечерноземной зоне России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Широкомасштабное выполнение работ по расчистке сель­скохозяйственных угодий от древесно-кустарниковой растительности в 70—90-е годы способствовало вовлечению в оборот миллионов гек­таров ранее не используемых земель, улучшению конфигурации полей севооборотов, уничтожению рвов, оставшихся после Великой Отечест­венной войны;

расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов. Этот вид мелиорации требует больших трудовых затрат. На значитель­ных площадях работы по уборке камней из пахотного горизонта поч­вы применяются в Республике Карелия и многих других регионах России;

мелиоративная обработка солонцов. Солонцы представляют земли с избыточной щелочностью (иногда значительные по площади). Для улучшения их физико-химических свойств в почву вносится в ос­новном сыромолотый гипс.

Наибольшее распространение получили первичная обработка поч­вы и рыхление. Эти работы проводятся, как правило, при расчистке земель от древесно-кустарниковой растительности, камней, кочек, пней и мха, а в качестве самостоятельного вида мелиорации применя­ется при коренном улучшении участков сенокосов и пастбищ со сгнившим травостоем и плотной дерниной, а также поросшие редким и мелким кустарником. Эти участки обрабатываются фрезами, кустар-никово-болотными плугами и дисковыми боронами.

И наконец, химическая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических

и физических свойств почв. Химическая мелиорация земель включает в себя известкование, фосфоритование и гипсование почв.

Известкование почв — внесение в почву извести для уменьшения кислотности. Этот вид коренного улучшения сельхозугодий широко применяется в большинстве регионов Российской Федерации и оп­равданно считается самым простым и надежным способом повыше­ния плодородия почв.

Гипсование почв — внесение в почву гипсосодержащих материалов для нейтрализации избыточности щелочности, вредной для многих сельскохозяйственных культур.

Фосфоритование почв — внесение фосфоритной муки при освое­нии новых земель. Это увеличивает содержание в них подвижных форм фосфора и его валовые запасы.

ИспользованиеЗначительный вред плодородию земель при-
земель, чиняет загрязнение химическими и иными

подвергшихсявеществами. Они при превышении нормати-

химическомувов их применения вместо пользы наносят

загрязнениювред не только землям, но и всей окружаю-

щей природе. В целях охраны земель от

вредных загрязнений принят Федеральный закон от 19 июня 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимиката-ми»'.

Пестициды — группа химических и биологических соединений и препаратов, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений и животных, сорными растениями, вредителями сельскохо­зяйственной продукции, для регулирования роста растений, предубо­рочного удаления листьев и подсушивания растений.

Агрохимикаты — удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования пло­дородия почв и подкормки животных (см. ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицида­ми и агрохимикатами»).

Особенностями, определяющими потенциальную опасность пести­цидов для человека и среды его обитания (далее — окружающая сре­да), являются: высокая биологическая активность при малых уровнях воздействия, способность к циркуляции в окружающей среде и воз­можность контакта с ними населения.

Закон требует прежде всего от владельцев земельных участков сле­дить и не допускать нежелательных концентраций в почве вредных веществ (пестицидов, удобрений). Некоторые из названных веществ вообще запрещается использовать. Поэтому утверждены списки ве­ществ, которые применять запрещено. Если они применяются, это серьезные правонарушения, за которые следует строгая юридическая ответственность, вплоть до уголовной. Что касается разрешенных к применению веществ, то здесь необходимо соблюдать правила и нормы, порядок транспортировки, хранения и использования, сро­ки, дозировку. При соблюдении всех условий и осторожном обраще­нии с пестицидами и ядохимикатами можно избежать причинения

нреда почве. Он может быть минимальным и устраняется естествен­ными процессами в окружающей природной среде. Для сельского хо­зяйства действует Перечень химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками, регуляторов роста растений, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, который ежегодно обновляется. Перечни устанавливаются соответст­вующими заинтересованными органами, в данном случае Минсельхо-зом России по согласованию и с утверждением Минздрава России и органов охраны окружающей среды Минприроды России.

К другим вредным веществам относятся бактериальные и парази-гарно-бактериальные вещества. Их применение (в необходимых слу­чаях) одобрено Минздравом России и Минсельхозом России. Участие Минздрава России во всех случаях определения этих вредных веществ обязательно, потому что они затрагивают не только качество почв, но и здоровье населения, поэтому их применение регулируется в интере­сах здоровья населения.

Правила по преду-Постановлением Главного государственного
преждениюсанитарного врача Российской Федерации

химическогоМинздрава России утверждены Санитарные

загрязненияправила и нормы (СанПиН 1.2.1077—01) от

окружающей8 ноября 2001 г. № 34 (зарегистрированы

средыМинюстом России 10 января 2002 г. Регист-

рационный номер 3150)', которыми

установлены гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов.

Названные выше Санитарные правила устанавливают гигиениче­ские требования, направленные на обеспечение максимальной без­опасности пестицидов и агрохимикатов для человека и окружающей его среды.

Санитарные правила распространяются на все производственные объекты, процессы и оборудование, связанные с хранением, транс­портировкой и применением пестицидов и агрохимикатов, и являют­ся обязательными для исполнения всеми гражданами и юридически­ми лицами, применяющими пестициды и агрохимикаты (выполняю­щими защитные работы), а также проектирующими, строящими и эксплуатирующими производственные здания, средства транспорти­ровки, технологическое, санитарно-техническое оборудование, пред­назначенные для работ с пестицидами и агрохимикатами, в том числе оборудование для их обезвреживания.

На территории Российской Федерации возможны ввоз, хранение, транспортировка, реализация и применение пестицидов и агрохими­катов, прошедших токсиколого-гигиеническую экспертизу в учрежде­ниях, аккредитованных Минздравом России в установленном порядке и включенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимика­тов, разрешенных к применению на территории Российской Федера­ции (далее — Каталог), а также использование технологий, техники и оборудования, на которые имеются соответствующие санитар-




1 СЗ РФ.1997. №29. Ст. 3510.

1 РГ. 2002. 23 янв.



но-эпидемиологические заключения органов и учреждений Госсан-эпидслужбы России.

За нарушение Санитарных правил устанавливается администра­тивная, дисциплинарная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. ст. 55 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблю­дением требований по охране здоровья населения при обращении пестицидов и агрохимикатов и выполнением настоящих Санитарных правил осуществляют органы и учреждения Государственной санитар­но-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в спе­циально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах). Ежегодно указанные склады предъявляются учреждениям Госсанэпидслужбы для оформления заключения установленного образ­ца.

Территория комплексов должна отвечать требованиям действую­щих Санитарных норм и правил и природоохранным требованиям.

Размер санитарно-защитных зон для складских помещений, пред­назначенных для хранения пестицидов и агрохимикатов, должен соот­ветствовать действующим Санитарным правилам и нормам.

Размещение, строительство и оборудование агрохимических ком­плексов осуществляются в соответствии с действующими Строитель­ными нормами и правилами (СНиП). Необходимо предусматривать четкое зонирование территории и складских помещений с учетом розы ветров.

Все работы с пестицидами высокого класса опасности (согласно принятой в Российской Федерации классификации), а также приме­нение пестицидов ограниченного использования осуществляются только лицами, имеющими специальную профессиональную подго­товку.

При использовании пестицидов и агрохимикатов, в том числе в условиях личных подсобных хозяйств, должны соблюдаться меры безопасности, установленные действующей нормативной и техничес­кой документацией и указанные на тарных этикетках и в рекоменда­циях по применению конкретных видов препаратов.

Для проведения работ с пестицидами и агрохимикатами использу­ются только технологии, техника и оборудование, прошедшие в уста­новленном порядке гигиеническую и технологическую оценку и имеющие соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключе­ние учреждений Госсанэпидслужбы.

Обработки с использованием вентиляторных и штанговых трак­торных опрыскивателей должны проводиться при скорости ветра не более 4 м/с.

Контроль метеорологических условий (измерение температуры и скорости движения ветра) производится исполнителями перед нача­лом работ.

При внесении пестицидов и агрохимикатов движение агрегатов долж­но осуществляться против ветра, а лица, работающие с ранцевой аппара-

турой, не должны находиться относительно друг друга с подветренной стороны, с целью исключения попадания их в зону опрыскивания.

При наземном опрыскивании пестицидами санитарные разрывы от населенных пунктов, источников питьевого и санитарно-бытового водопользования, мест отдыха населения и мест проведения ручных работ по уходу за сельскохозяйственными культурами должны состав­лять не менее 300 м. При неблагоприятной розе ветров эти разрывы могут быть увеличены с учетом конкретной обстановки.

Внесение пестицидов в почву (гранулы, растворы, порошки, сжи­женные газы) разрешается только с помощью специальной аппарату­ры (фумигаторы, аппликаторы и др.). Не допускается использование для внесения гранулированных пестицидов в почву туковысевающих устройств.

Использование авиации при проведении работ по защите сельскохо­зяйственных культур допускается лишь в случаях отсутствия возможно­сти применения наземной техники или необходимости проведения обра­боток в сжатые сроки на больших площадях. При этом возможность, объемы, сроки, условия обработок и картограммы обрабатываемых пло­щадей согласовываются с учреждениями Госсанэпидслужбы, а также с территориальными станциями защиты растений и природоохранными организациями.

При проведении работ преимущественно должны использоваться летательные аппараты, в том числе сверхлегкая авиация, с возможно низкой высотой полета, обеспечивающей целенаправленное поступле­ние препаратов на обрабатываемые посевы и исключение загрязнения прилегающей территории.

Вновь внедряемые технологии обработок и применяемые летатель­ные аппараты допускаются к использованию после гигиенической оценки в установленном порядке Минздравом России.

Применение пестицидов и агрохимикатов в лесном хозяйстве допус­кается только в соответствии с регламентами, приведенными в Каталоге.

Не допускается применение пестицидов в водоохранных зонах, на территории государственных заповедников, природных (национальных парков, заказников, памятников природы).

Хозяйства не менее чем за 10 дней до начала применения обяза­ны широко информировать через средства массовой информации на­селение и организации, в том числе оздоровительные, о предстоящей обработке лесов с указанием сроков проведения работ, конкретных лесничеств и основных профилактических мероприятиях. На расстоя­нии не менее чем 300 м от границы участков, подлежащих обработке, на всех дорогах и просеках лесхозом (леспромхозом) устанавливаются щиты размером 1 на 1,5 м с предупредительными надписями: «Осто­рожно! Применены пестициды и (или) агрохимикаты! Запрещается пребывание людей до ... (дата), сбор грибов и ягод до ... (дата)» и т. д.

Применение пестицидов и агрохимикатов в городах и других на­селенных пунктах допускается в соответствии с Каталогом.

В городских парках, скверах, бульварах, на улицах и проспектах, в том числе на трамвайных путях и путепроводах, обработки проводятся с минимальной нормой расхода пестицидов при условии соблюдения санитарных разрывов до жилых домов не менее 50 м.

Во дворах и придомовых участках выборочная очаговая обработка допускается только в случае угрозы массового размножения вредите­лей или болезней зеленых насаждений с минимальной нормой расхо­да препарата.

Не допускается применение любых пестицидов на территории детских, спортивных, медицинских учреждений, школ, предприятий общественного питания и торговли пищевыми продуктами, в пределах водоохранных зон рек, озер и водохранилищ, зон первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения, в непосредст­венной близости от воздухозаборных устройств.

Городские зеленые насаждения обрабатываются только при помо­щи наземной штанговой аппаратуры.

Обработку насаждений пестицидами проводят в ранние утренние или вечерние часы (с 22 до 7 часов утра), в безветренную погоду, при наиболее низкой температуре воздуха, малой инсоляции и минималь­ных воздушных потоках.

Предпочтение следует отдавать очаговым обработкам растений. В один прием не рекомендуется обрабатывать участки площадью более 5 гектаров.

Обработки лесопарков, садов и парков допускаются только при возможности соблюдения санитарных разрывов не менее 300 м между обрабатываемыми объектами и водоисточниками.

Перед проведением обработок зеленых насаждений и других насе­ленных пунктов станции защиты растений обязаны не менее чем за 5 дней оповещать жителей о предстоящих обработках. На границах обработанного участка (у входа и выхода) устанавливаются предупре­дительные знаки безопасности, которые убирают только после окон­чания установленных сроков ожидания (периода, после которого воз­можно пребывание людей в зоне ранее проведенной обработки). До окончания этих сроков запрещается пребывание людей и домаш­них животных на обработанных площадях или вводятся те или иные ограничения, исходя из мер предосторожности (безопасности).

При обработке пестицидами скверов и парков необходимо обеспе­чить защиту от загрязнения детских площадок, пищевых продуктов (в торговых точках — киосках, павильонах, ресторанах). Завоз пищевых продуктов и работа торгового объекта могут быть возобновлены после его влажной уборки.

Гигиенические требования и меры безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов в условиях фермерских и арендных хо­зяйств должны быть установлены и реализовываться в том же объеме, что и для коллективных хозяйств и сельскохозяйственных произ­водств.

ИспользованиеК числу весьма вредных веществ относятся

земель,радиоактивные вещества и радиоактивные

подвергшихсяотходы. Это особо опасные случаи загрязне-

радиоактивномуния окружающей природной среды. Эти ве-

загрязнениющества накапливаются в организме живот­
ных, людей, в почвах, земле, водах, расти­
тельности, в атмосфере.

Статьей 14 Земельного кодекса РФ установлено, что земли, кото­рые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограниче­нию в использовании, исключению их из категории земель сельскохо­зяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализа­ция сельскохозяйственной продукции.

Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производствен­ного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслу­живания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней ра­диационного и химического воздействия.

Лица,.в результате деятельности которых произошло радиоактив­ное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозмож­ность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки и потери сельскохозяйствен­ного и лесохозяйствеиного производства, а также компенсируют за­траты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и хи­мическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, при­годное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стои­мость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

Важное предупредительное значение имеет учет и контроль за на­личием в окружающей среде радиоактивных веществ (РВ) и радиоак­тивных отходов (РАО), который проводится на федеральном, регио­нальном и ведомственном уровнях в соответствии с Правилами орга­низации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от И октября 1997 г. № 12981.

Государственный учет и контроль РВ и РАО осуществляются с ис­пользованием информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации, ее защиту от несанкционирован­ного доступа, обмен информацией с другими информационными сис­темами в электронной форме в соответствии с требованиями законо­дательства РФ.

Органом управления системой учета и контроля на федеральном уровне является Минатом России, который в рамках своих полномо­чий обеспечивает:

учет и контроль РВ и РАО на федеральном уровне;

сбор и анализ информации по учету и контролю РВ и РАО на ре­гиональном и ведомственном уровнях;

формирование данных для государственного кадастра РАО, пунктах их хранения и захоронения, загрязненных радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения организаций;

1 СЗ РФ. 1997. №42. Ст. 4782.

организацию информационного взаимодействия органов управле­ния системой учета и контроля федерального, регионального и ведом­ственного уровней;

проведение научных, методических и программно-технических разработок для создания, функционирования и совершенствования системы учета и контроля; доведение их результатов до организаций, ведущих учет и контроль РВ и РАО на всех уровнях;

разработку совместно с заинтересованными федеральными органа­ми исполнительной власти норм и правил (типовых форм учета и контроля РВ и РАО, методик определения количества и радионуклид-ного состава РВ и РАО и т. п.), единого информационного и совмес­тимого программного обеспечения для ведения баз данных; координацию работ на федеральном уровне;

представление органам государственной власти, федеральным ор­ганам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии, другим заинтересован­ным органам исполнительной власти информации о наличии и пере­мещении РВ и РАО, а также об их экспорте и импорте в объеме, не­обходимом для выполнения ими своих полномочий.

Органам управления системой учета и контроля на региональном уровне являются органы исполнительной власти субъектов РФ, кото­рые в рамках своих полномочий обеспечивают:

проведение на региональном уровне учета и контроля РВ и РАО в организациях, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ (кроме организаций, подведомственных федеральным ор­ганам исполнительной власти);

участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля РВ и РАО.

Федеральные органы исполнительной власти, Российская акаде­мия наук, имеющие подведомственные организации, деятельность ко­торых связана с производством, использованием, утилизацией, транс­портированием, хранением и захоронением РВ и РАО, в рамках своих полномочий обеспечивают:

учет и контроль РВ и РАО на ведомственном уровне; разработку и утверждение в установленном порядке ведомствен­ных нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля РВ и РАО;

деятельность ведомственных информационно-аналитических орга­низаций и центров сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля РВ и РАО.

Взаимодействие Минатома с Госатомнадзором России, Минздра­вом, МВД, ФСБ, МЧС России, МПР России (Минприродой), тамо­женной службой России осуществляется в порядке, определяемом специальными соглашениями между Минатомом России и указанны­ми федеральными органами.

Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1995 г. № 1030 утверждена федеральная целевая программа «Обращение с радиоак-236

пивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их ути­лизация и захоронение на 1996—2005 годы»1.

Госатомнадзор России принял постановление от 19 ноября 2001 г. № 12 (зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2001 г. Регист­рационный номер 3090), которым утверждено Положение о выдаче разрешений Федерального надзора России по ядерной и радиацион­ной безопасности на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам пунктов хранения радиоактивных отхо­дов (специализированных предприятий по обращению с радиоактив­ными отходами), эксплуатирующих радиационные источники2.

Положение устанавливает порядок выдачи разрешений Госатом­надзора России на право ведения определенных работ в области ис­пользования атомной энергии работникам пунктов хранения радиоак­тивных отходов (специализированных предприятий по обращению с радиоактивными отходами) и предприятий (учреждений, организа­ций), эксплуатирующих радиационные источники (далее именуют­ся — предприятия).

Разрешения выдаются работникам предприятий, имеющих лицен­зии, выданные Госатомнадзором России на деятельность в области использования атомной энергии на соответствующем объекте исполь­зования атомной энергии.

Разрешения выдаются следующим категориям работников:

руководящему персоналу предприятия — на право ведения работ по руководству безопасной эксплуатацией соответствующего объекта использования атомной энергии;

персоналу ведомственного (производственного) контроля радиаци­онной безопасности предприятия — на право ведения работ по кон­тролю радиационной безопасности при эксплуатации соответствующе­го объекта использования атомной энергии;

персоналу предприятия, ведущему технологический процесс (опе­ративному персоналу), — на право ведения работ по эксплуатации со­ответствующего объекта использования атомной энергии;

руководящему персоналу предприятия, обеспечивающему учет и контроль радиоактивных веществ, а также их физическую защи­ту, — на право ведения работ по учету, контролю и физической защите радиоактивных веществ на соответствующем объекте использования атомной энергии.

Разрешение подписывается руководителем структурного подразде­ления центрального аппарата Госатомнадзора России или его межре­гионального территориального округа, уполномоченного Госатомнад­зором России выдавать разрешения на право ведения определенных работ в области использования атомной энергии.

Процедура выдачи разрешения включает:

представление в Госатомнадзор России документов для получения разрешения;

1 СЗ РФ. 1995. №44. Ст. 4184.

2 РГ. 2001. 26 дек.

рассмотрение Госатомнадзором России документов, представлен­ных для получения разрешения;

проведение проверки знания работником требований норматив­ных документов по радиационной безопасности, учету, контролю и физической защите радиоактивных веществ, требования которых распространяются на ведение работ по занимаемой (замещаемой) должности (проверка знаний);

принятие решения о выдаче или отказе в выдаче разрешения; выдачу разрешения с установлением условий его действия; сопровождение выданного разрешения путем проведения проверок соблюдения работником норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия разрешения и применения санк­ций, установленных законодательством Российской Федерации. СтимулированиеСтимулирование охраны земель экономиче-охраны земельскими средствами направлено на повышение заинтересованности собственников, земле­владельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от нега­тивных последствий производственной деятельности.

Ощутимой мерой экономического стимулирования является осво­бождение от уплаты налога за земельные участки на период, преду­смотренный проектом производства работ по восстановлению плодо­родия почв. Освобождаются от земельного налога также земли, заня­тые противоэрозионными, пастбищезащитными и полезащитными лесонасаждениями. Предоставляются и другая помощь и льготы со стороны органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Производится полная или частичная компенсация собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам земельных участ­ков произведенных ими затрат на охрану земель, повышение плодо­родия почв. Она производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в со­ответствии с федеральными, региональными и местными целевыми программами, о которых говорилось выше.

Санитарная охрана земель жилищ-но-бытовыми служ­бами

Загрязнителями городских, поселковых и сель­ских земель являются как жидкие, так и твер­дые промышленные отходы, масштабы кото­рых столь стремительно возрастают, что не поддаются точному учету. Твердые отходы,

кроме того, требуют отвода значительных площадей для их складирова­ния. Например, только под шламы (отработанные отходы) тепловых электростанций ежегодно занимается свыше 2 тыс. га земель. Большая часть твердых отходов вывозится на свалки, а очень малая — использует­ся. Постепенно, однако, наша промышленность приобретает опыт ути­лизации отходов. В частности, содержащийся в них мышьяк может быть использован для изготовления антисептических препаратов. Известна практика утилизации смолистых продуктов, используемых в дорожном строительстве и для других целей.

В условиях современной жизни городов и других поселений суще­ствует также задача удаления и обезвреживания бытовых отходов 238

и отбросов. Это необходимо для предотвращения инфекционных (за­разных) и других заболеваний. Установлено, что многие возбудители инфекционных заболеваний и инвазий могут длительное время сохра­няться в загрязненной почве.

Основная часть бытовых отходов вывозится на свалки (и лишь небольшая утилизируется), загрязняя окружающие города территории. Новые свалки выносятся на значительные расстояния от города, ино­гда за 50—100 км. Это увеличивает потребности в мусоровозах, парк которых и без того сильно перегружен. Решается задача строительства заводов по обезвреживанию мусора, его переработке и утилизации.

Наши рекомендации