Правовые основы институциональных преобразований в системе государственной и муниципальной власти
Формирование современной системы институтов является важнейшей предпосылкой достижения стратегических целей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.
Обеспечение реализации важнейших институциональных преобразований осуществляется в соответствии с Планом подготовки актов по реализации в 2009-2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1996-р, и Положением о порядке организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 815.
Институциональные преобразования в 2010 г. были направлены на преодоление последствий мирового финансового кризиса, проведение административной реформы, поддержку малого и среднего предпринимательства, совершенствование законодательства, направленного на привлечение инвестиций в экономику, а также обеспечение эффективного использования государственного имущества.
1. Социально-экономические институты, обеспечивающие реализацию гражданских и политических прав, повышение эффективности системы государственного управления
В рамках реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р в 2010 году велась работа по оптимизации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, регламентации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также перевод этих услуг в электронный вид, организации предоставления государственных услуг по принципу «одного окна».
На государственную поддержку проведения административной реформы в 2010 году в федеральном бюджете были предусмотрены средства в общем объеме 403 млн. рублей.
В 2010 году приняты следующие нормативные правовые акты, направленные на реализацию административной реформы:
постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. № 281 «Об оказании поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2010 году»;
приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июня 2010 г. № 254 «Об оказании поддержки федеральным органам исполнительной власти и высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в проведении административной реформы в 2010 году»;
принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – федеральный закон № 210-ФЗ), закрепляющий инновационные для Российской Федерации принципы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и общества при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 1433-р об утверждении плана мероприятий, необходимых для реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В соответствии с федеральным законом № 210-ФЗ перед всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления поставлена задача до 1 июля 2012 года разработать и утвердить административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг.
К настоящему времени принято 450 административных регламентов федеральных органов исполнительной власти. На региональном и муниципальном уровнях сейчас утверждены более 6000 административных регламентов региональных и более 4000 – для муниципальных услуг. Разработка административных регламентов позволила систематизировать полномочия органов государственной власти, восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации, упорядочить административные процедуры, а в отдельных случаях исключить избыточные действия.
Федеральным законом № 210-ФЗ закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в многофункциональных центрах (МФЦ), функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при предоставлении государственных и муниципальных услуг в МФЦ, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.
По данным на конец 2010 года, в Российской Федерации действуют 166 МФЦ в 49 субъектах Российской Федерации. С начала 2010 года, по представленным в Минэкономразвития России субъектами Российской Федерации сведениям, в МФЦ обратились и получили услуги свыше 3,5 млн. человек, причем почти 90% посетителей МФЦ высоко оценивают работу МФЦ и активно поддерживают такую форму предоставления государственных и муниципальных услуг.
Для устранения норм, препятствующих предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде, был принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» создан и введен в эксплуатацию Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций), который является «платформой» для размещения необходимой гражданам (организациям) информации о государственных и муниципальных услугах, а также об органах, предоставляющих указанные услуги, на официальном сайте в сети Интернет - www.gosuslugi.ru. Всего в региональном разделе Сводного реестра размещена информация более чем о 8900 услугах (функциях) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в среднем 110 услуг на субъект Российской Федерации), для 65 процентов из которых утверждены административные регламенты. На муниципальном уровне в Сводный реестр внесены сведения более чем по 7000 муниципальных услуг (функций) (из них регламентировано более 60 процентов).
В целях противодействия коррупции Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы.
Национальная стратегия противодействия коррупции закрепляет основополагающие принципы и направления дальнейшей работы по рассматриваемому вопросу. В частности, исходя из положений указанного документа, приоритетное внимание в деятельности по противодействию коррупции должно быть уделено совершенствованию государственного управления в целях устранения причин и условий проявления коррупции. Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы в свою очередь является основным программным документом в данной сфере и предусматривает конкретные меры по реализации положений Национальной стратегии противодействия коррупции.
Кроме того, органами государственной власти на постоянной основе осуществляется деятельность по анализу и учету международного опыта противодействия коррупции. Так, в настоящее время рассматриваются вопросы, связанные с имплементацией в российском законодательстве положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Проводится анализ иных международных актов в данной сфере.
В части проведения судебной реформы в 2010 году велась работа по обеспечению открытости и прозрачности правосудия и созданию необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности. В этих целях 10 сентября 2010 года принято постановления Правительства Российской Федерации № 703 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583», предусматривающее внесение изменений в федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России».
В целях повышения эффективности управления государственным имуществом распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. № 1805-р утвержден Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2010 год. В марте 2010 г. программа приватизации федерального имущества на 2010 год была дополнена объектами федерального имущества, приватизационные мероприятия, в отношении которых не были завершены по итогам 2009 года, в том числе федеральными государственными унитарными предприятиями (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 г. № 346-р).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2010 г. № 1321-р программа приватизации федерального имущества на 2010 год была дополнена 26 акционерными обществами (морские и речные порты, пароходства, аэропорты), исключенными из перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 1009.
С учетом всех внесенных изменений в 2010 году осуществлялась приватизация находящихся в федеральной собственности акций 754 хозяйственных обществ, 250 федеральных государственных унитарных предприятий и 291 объекта иного имущества.
В рамках совершенствования системы организации продаж федерального имущества принят Федеральный закон от 31 мая 2010 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Основные новации Закона о приватизации предусматривают правовые возможности привлечения по решению Правительства Российской Федерации для осуществления отдельных продаж федерального имущества частных продавцов (тем самым отменена существовавшая с 2001 года монополия по продажу приватизируемого федерального имущества); проведения продажи приватизируемого имущества в электронной форме; реализации индивидуальных приватизационных проектов, что позволит лучшим образом структурировать сделки, направляя полученные средства не только в бюджет, но и на развитие компаний, а также проводить IPO, не прибегая к искусственному созданию компаний специального назначения. Также Законом предусмотрен переход на среднесрочное планирование приватизации федерального имущества (от 1 до 3 лет); изменены правила проведения продажи посредством публичного предложения – способа приватизации, проводимого в случае признания несостоявшимся аукциона, в рамках которого происходило постепенное снижение цены предложения до минимальной цены. Теперь данная продажа должна проводиться по форме известного в мире «голландского аукциона»; оптимизирован порядок внесения имущества в качестве вклада в уставный капитал ОАО, что позволит «довнести» в уставные капиталы крупных государственных компаний имущество, которое не было внесено при их создании. Например, ОАО «РЖД», ОАО «Россельхозбанк».
В развитие Закона о приватизации Правительством Российской Федерации приняты:
постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 693 «Об отдельных полномочиях Министерства экономического развития Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № 725 «О внесении изменений в Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1874-р и 20 декабря 2010 г. № 2349-р «Об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца».
Также издан приказ Минэкономразвития России от 15 сентября 2010 г. № 438 «Об определении официального сайта в сети Интернет для размещения информации о приватизации федерального имущества».
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 2102-р утвержден прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы. Указанной программой предусматривается продажа в 2011-2013 годах находящихся в федеральной собственности акций крупнейших акционерных обществ, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики (ОАО «Совкомфлот», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Роснефть» и др.), а также приватизация пакетов акций 862 мелких и средник акционерных обществ, 114 федеральных государственных унитарных предприятий и 78 объектов иного имущества казны Российской Федерации.
В 2010 году осуществлялась реализация Концепции создания единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. № 534, в соответствии с которой в 2010 году завершено формирование единых территориальных органов Росреестра в Российской Федерации.
Создание единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости позволит повысить качество государственных услуг, снизить административные барьеры, как сдерживающий фактор в развитии рынка недвижимости; сконцентрировать и более эффективно расходовать средства федерального бюджета, выделяемые на обособленные системы регистрации прав и кадастрового учета; оптимизировать организационную структуру; устранить дублирование функций.
С целью сокращения административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательской деятельности, осуществлялась реализация Плана мероприятий по совершенствованию государственного управления в 2009 – 2010 годах, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. № 1862-р (далее – план). План содержит мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций, совершенствованию предоставления государственных услуг, обеспечению доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, совершенствованию системы государственной гражданской службы и противодействию коррупции.
В соответствии с Графиком реализации федеральными органами исполнительной власти мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным от 24 ноября 2009 г. № 5768п-П16, в 2010 году осуществлялась работа по преодолению административных барьеров в сферах образования, здравоохранения, сельского хозяйства и строительства.
В 2010 году приняты следующие нормативные правовые акты:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2010 г. № 297-р «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования»;
распоряжением Правительства Российской Федерации 9 марта 2010 г. № 299-р утвержден план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере сельского хозяйства ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 мая 2010 г. № 768-р, направленное на совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизацию предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения, социального развития, санитарно-эпидемиологического благополучия и потребительного рынка, предусматривающее в том числе, переход от лицензирования к уведомительному порядку (для фармацевтической, медицинской деятельности, деятельности по производству медицинской техники, по техническому обслуживанию медицинской техники; по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 982-р утвержден план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, утвержденный.
В рамках оптимизации предоставления отдельных наиболее массовых общественно значимых государственных услуг приняты:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2010 г. № 894-р «Об утверждении плана реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с регистрационным учетом граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, оформление и выдачей паспортов гражданина Российской Федерации и иных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июня 2010 г. № 1013-р «О повышении качества исполнения государственной функции, связанной с государственной регистрацией рождения и смерти»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июня 2010 г. № 1031-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с выдачей специального разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом».
распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 1174-р «Об утверждении плана реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачей водительских удостоверений»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 августа 2010 г. № 1310-р
«О Плане реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур в сфере государственной регистрации и технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 г. № 1974-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию государственного управления в сфере таможенного администрирования экспорта высокотехнологичной продукции и совершенствованию процедур экспортного контроля в отношении высокотехнологичной продукции»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2010 г. № 2244-р «Об утверждении плана реализации мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Представляется, что реализация указанных решений позволит сократить число чрезмерных административных барьеров, уменьшить количество требуемых от заявителя документов, устранить ограничения срока действия разрешений, перейти от лицензирования некоторых сфер деятельности к уведомительному порядку ее осуществления.
В рамках реструктуризации бюджетного сектора по созданию условий для реорганизации государственных (муниципальных) учреждений принят Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», основной задачей которого является создание правовой основы для нового этапа реформирования бюджетного сектора путем создания казенных учреждений и изменения правового положения бюджетных и автономных учреждений, повышения самостоятельности и ответственности руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и, в конечном счете, повышения качества оказания государственных (муниципальных) услуг.
Экономический эффект от изменения типа бюджетных учреждений можно ожидать за счет повышения заинтересованности преобразованных бюджетных учреждений в оптимизации структуры расходов и их объемов, поскольку это позволит расходовать сэкономленные средства на те нужды, которые учреждение считает для себя приоритетными.
В результате все государственные и муниципальные учреждения будут подразделяться на три типа: казенные, бюджетные и автономные учреждения.
2. Институты, обеспечивающие развитие человеческого капитала и гражданского общества
В 2010 году завершился первый этап реализации Концепции демографической политики, в результате проводимых на данном этапе мероприятий должны быть созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций.
В 2010 году реализация приоритетного национального проекта «Образование» осуществлялась с учетом реализации отдельных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». На обеспечение реализации национальной образовательной инициативы направлены мероприятия по выплате вознаграждения за классное руководство, поощрению лучших учителей, поддержке талантливой молодежи, совершенствованию организации школьного питания, организации дистанционного образования детей-инвалидов.
Предусматривается оптимизация процедур лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений научных организаций, подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, при этом достигается повышение прозрачности реализации административных процедур и снижения административных барьеров для заявителей.
К полномочиям субъектов Российской Федерации отнесена материальной поддержка воспитания и обучения детей, в части определения компенсации семьям родительской платы за содержание ребенка в учреждении дошкольного образования, а также компенсация расходов на оплату жилых помещений педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и рабочих поселках.
Проводилась оптимизация сети образовательных учреждений всех уровней.
Созданы 5 новых федеральные университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах.
В 2010 году продолжалась работа по развитию законодательства в сфере здравоохранения и реализации мер по лекарственному обеспечению граждан.
Изданные в 2010 году приказы Минздравсоцразвития России позволили повысить профессиональную квалификацию 4 000 врачей, а также реализовать мероприятия, направленные на дополнительную подготовку врачей.
Принят Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», которым определена система государственного регулирования всех этапов обращения лекарственных средств от разработки, производства и регистрации до мониторинга безопасности их применения в практическом здравоохранении.
В 2010 году продолжалась работа по подготовке нормативных правовых актов, регулирующих накопительную составляющую обязательного пенсионного страхования, по подготовке предложений по совершенствованию пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов и обеспечения ее финансовой устойчивости и сбалансированности для функционирования в долгосрочной перспективе.
В сфере социальной защиты, в том числе обязательного социального страхования, предусматривается переход от налогового на страховой принцип формирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, исключения из расходных обязательств Фонда социального страхования Российской Федерации выплат нестрахового характера.
Так, с 1 января 2010 года вместо уплаты единого социального налога в налоговые органы подлежат уплате страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. При этом размеры тарифов страховых взносов в 2010 году не превышают действовавшую в 2009 году ставку единого социального налога, изменяется лишь шкала для начисления взносов – вводится предельный размер облагаемой базы 415 000 руб. в год. С 2011 года предусматривается увеличение совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования с 26% до 34%.
В сфере культуры продолжалась работа в отношении объектов культурного наследия федерального значения, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения.
В целях обеспечения сохранности и доступности для населения музейных ценностей принято постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 665 «О развитии федерального государственного учреждения культуры «Политехнический музей».
В целях информирования и обеспечения доступности населения к услугам учреждений кинематографии постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 г. № 837 «О функционировании единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах» утверждены Правила функционирования информационной системы в кинозалах и условия предоставления информации о показе фильмов в кинозалах.
В сфере библиотечного дела приняты постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 1185 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на оснащение общедоступных библиотек литературой и компьютерами с выходом в сеть Интернет» и от 29 декабря 2010 г. № 1186 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных библиотек гг. Москвы и Санкт-Петербурга».
В целях содействия развитию некоммерческого сектора экономики был принят Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Законом установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, симметричные ранее установленным полномочиям по поддержке организаций малого и среднего предпринимательства, включая предоставление финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, предоставление льгот по уплате налогов и сборов, а также полномочия органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по поддержке благотворительной деятельности и добровольчества.
3. Институты (законодательство), обеспечивающее устойчивое функционирование и развитие национальной экономики
В рамках государственной конкурентной политики реализуется утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р Программа развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2015 годы и план мероприятий по ее реализации.
В рамках данной работы в 2010 году осуществлялась координационная работа по разработке региональных программ, подготовлены методические рекомендации, оказывается консультационная помощь разработчикам региональных программ; оценено качество разрабатываемых региональных программ и проведено их рейтингование. Результаты координационной работы показали, что наиболее проблемными с точки зрения развития конкуренции (значительное количество барьеров входа, избыточное государственное и муниципальное регулирование, наличие фактов недобросовестной конкуренции) являются рынки розничной реализации нефтепродуктов; лекарственных средств и медицинских товаров; пассажирских перевозок; услуг здравоохранения; жилищно-коммунального хозяйства и строительства.
Принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 694 «О внесении изменения в перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок».
В целях совершенствования и развития новых механизмов частно-государственного партнерства проведена следующая работа.
В части совершенствования законодательства по работе Инвестиционного фонда Российской Федерации:
приняты поправки в Правила формирования и использования бюджетных ассигнований ИФ РФ, уточняющие основные определения и понятия в отношении проектов и участников проектов ИФ РФ, уточняющие нормы и требования заключения инвестиционных соглашений, особенности осуществления контроля и мониторинга реализации проектов в соответствии с которыми утверждено Положение
об осуществлении контроля и мониторинга хода реализации проектов, получивших бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации»;
утверждено постановление Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. N 880 «О порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий
на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение»,
в соответствии с которым отбор региональных инвестиционных проектов (начиная
с 2012 года) будет осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
утверждены приоритетные направления предоставления бюджетных ассигнований ИФ РФ на 2011-213 годы, среди которых обозначены, в том числе приоритетные направления, определенные Комиссией при Президенте Российской Федерации
по модернизации и технологического развития экономики России (ядерные технологии, космос и телекоммуникации, фармацевтика, энергоэффективность, программное обеспечение и стратегические компьютерные технологии);
расширены формы предоставления государственной поддержки путем закрепления возможности направления средств Фонда в форме предоставления субсидий на осуществление Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог (в том числе при реализации концессионных проектов). Соответствующие положения являются предметом постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2010 г.
№ 647 «О внесении изменений в Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации»;
В части совершенствования законодательства по концессионным соглашениям:
- Федеральным законом от 2 июля 2010 года № 152-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены поправки в части развития концессионных отношений и тарифного регулирования в коммунальном комплексе, уточняющие права и обязанности сторон при заключении, пересмотре и прекращении действия концессионного соглашения.
В части разработки механизмов государственной поддержки инвесторов и инвестиционных проектов:
приняты постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1017 «О порядке предоставлении в 2010 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов» и постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1016 «Об утверждении правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов», регулирующие механизм отбора инвестиционных проектов и принципалов с целью предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на осуществление инвестиционных проектов.
Также в целях расширения практики использования механизмов ЧГП на уровне субъектов Российской Федерации ГК «Внешэкономбанк» определен единственным исполнителем услуг по инвестиционному консультированию для государственных нужд субъектов Российской Федерации по формированию инвестиционных проектов, осуществляемых на условиях частно-государственного партнерства (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 августа 2010 г. № 1372-р).
Таким образом, предоставлена возможность органам власти субъектов Российской Федерации заключать договора с Внешэкономбанком (без проведения конкурса) об оказании консультационных по проектам частно-государственного партнерства. Аналогичная возможность будет предоставлена и муниципальным образованиям.
В рамках регулирования деятельности субъектов естественной монополии 5 марта 2010 г. Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И. Шуваловым утвержден План мероприятий по реализации основных направлений государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе на период 2010 - 2011 годов (№ 1022п-П9). Планом мероприятий предусмотрена передача полномочий по установлению регулируемых тарифов и нормативов потребления коммунальных ресурсов с муниципального уровня на региональный.
В части совершенствования рынка электрической энергии (мощности) приняты постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 89 «О некоторых вопросах организации долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности)» и от 13 апреля 2010 г. № 238 «Об определении ценовых параметров торговли мощностью на оптовом рынке электрической энергии (мощности) переходного периода" (вместе с "Правилами определения максимальной и минимальной цены на мощность для проведения конкурентных отборов мощности", "Правилами определения цены на мощность, продаваемую по договорам о предоставлении мощности", "Правилами индексации цены на мощность", "Правилами расчета составляющей цены на мощность, обеспечивающей возврат капитальных и эксплуатационных затрат)», регламентирующие правила купли-продажи мощности, в том числе в долгосрочной перспективе.
В части реформирования железнодорожного транспорта Правительством Российской Федерации одобрена Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года. Главной целью является обеспечение грузовладельцев и экономики страны в целом качественной и доступной услугой по перемещению грузов, снижение инфраструктурных ограничений экономического роста, выражающегося в дефиците погрузочных ресурсов, росте тарифной нагрузки на пользователей. Целевая модель определяет перспективы развития и преобразований рынка железнодорожных транспортных услуг в сфере грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года.