Государственный механизм и органы государства

Государство как живой социальный организм получает организационно-структурную реальность в лице своих орга­нов. Через них проводится практически деятельность госу­дарства, осуществляются его функции. Механизм государства охватывает широкую систему органов и учреждений, весьма различных по содержанию своей деятельности. Цели, задачи, функции, права и обязанности государства и в целом его ком­петенцию осуществляет созданная и постоянно действующая система органов и служащих, получившая наименование в на­учной литературе механизм государства.

Проблеме государственного механизма всегда уделялось и уделяется достаточно большое внимание. От его эффективно­сти зависят во многом темпы и уровень социального разви­тия общества, его стабильность на крутых поворотах истории. Во время революционных потрясений идет борьба именно за владение государственным механизмом, ибо он в букваль­ном смысле есть та реальная организационная материальная сила, посредством которой осуществляется власть.

«Механизм является структурным и предметным олицетво­рением государства, — отмечает В. М. Корельский, — пред­ставляет собой материальное «вещество», из которого оно со­стоит» 56. По его мнению, механизм есть функционирующее выражение государства.

г,,; Механизм государства //В кн.: Теория государства и права: Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. — М.: ИНФА М-НОРМА, 1997, с. 153.

В юридической литературе как синоним государственного механизма часто используется понятие «государственный ап­парат». Считается, что термин «механизм» лишь подчерки­вает целостность аппарата, его направленность на результа­тивную деятельность. При этом государственный механизм именуется — государственным аппаратом в широком смысле, а система государственных органов — аппаратом в узком смысле слова. Механизм государства определяется как цело­стная иерархия системы государственных органов и учрежде­ний, осуществляющих государственную власть, задачи и фун­кции государства 57.

М. Н. Марченко дает идентичное определение государст­венного аппарата, считая его системой органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и за­дачи 58.

А. Б. Венгеров при определении государственного аппара­та делает акцент на принцип его функционирования и воз­можности: «Это система государственных органов, взаимосвя­занных общими принципами, единством конечной цели и вза­имодействия, наделенных властными полномочиями для осу­ществления своих функций»59.

В некоторых источниках понятия «государственный меха­низм» и «государственный аппарат» различаются. Так, госу­дарственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооружен­ных сил, материальных средств государственной власти, а го­сударственный аппарат ограничивается лишь системой госу­дарственных органов 60. С этой точкой зрения согласны и мы, но следует добавить, что все-таки категория «механизм» предполагает определенную функциональность, отношения, связи, динамику.

Механизм государства — не простое механическое соеди­нение отдельных его органов, а их четкая, организованная, строго упорядоченная система. В основе ее лежат объектив­ные причины и субъективные факторы, предопределяющие наиболее важные особенности внутреннего строения меха­низма, структуры, характера, форм и методов деятельности и способствующие соединению его отдельных звеньев в си­стему.

В литературе выделяются характерные признаки меха­низма государства.

Во-первых, механизму государства свойственна цело­стность иерархической системы, которая обеспечивается еди­ными задачами и целями, а также принципами организации и деятельности органов и учреждений, включающими: де­мократизм, законность, разделение властей, субординацию и координацию, федерализм и профессионализм.

Во-вторых, первичными структурными элементами ме­ханизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (точнее можно было бы сказать, что они служат, но сейчас в моду вошли такие понятия, как чиновник, менеджер, управленец). В об­щем слой людей, занятых на работе в аппарате государства и профессионально занимающихся общественными делами, определяют как бюрократию (от греческого «бюрократ» — столоначальник). У нас получило широкое распространение использование этого термина для отрицательной характери­стики качеств государственного служащего.

В-третьих, при помощи механизма практически осу­ществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и его механизмом связь са­мая прямая. Механизм создается для выполнения функций го­сударства, поэтому именно ему и принадлежит определяющая роль. Органы государства адекватно реагируют на изменяю­щиеся функции, подстраиваются и видоизменяются. Весьма наглядно видно это на примере нашего государства. Когда во главу угла ставились классовые функции, то преобладающее значение имели органы, выполняющие роль насилия по от­ношению к свергнутым классам. Ориентация на общесоциаль­ные функции обусловливает приоритет органов социально-хозяйственного назначения.

В-четвертых, механизм государства, его органы фор­мируют нормативно-правовую базу властвования, т. е. зани­маются законотворчеством. Изданные законы являются обя­зательными для выполнения всеми юридическими и физиче­скими лицами, находящимися на территории данного государства, они обеспечивают нормальное функционирование общества.

В-пятых, для обеспечения функционирования государ­ства, его безопасности (в том числе безопасности общества и личности) и реализации государственной властной воли механизм имеет в своей структуре органы, использующие в пределах своей компетенции самые разнообразные средства, в том числе и насильственные.

Без государственного механизма невозможно осуществлять компетенцию государства, так как, несмотря на несходство режима и политики отдельных государств, степень «проник­новения» их в общественные отношения и ряд других фак­торов, только функционирование специальной системы орга­нов позволяет реализовать задачи и функции государства.

К факторам, оказывающим решающее воздействие на функционирование и совершенствование государственного механизма как единой целостной системы, относятся:

— общность экономической основы различных государст­венных органов и организаций — системы хозяйства и раз­личных форм собственности на средства производства:

— единство политической основы государственных орга­нов, организаций и учреждений:

— наличие в некоторых странах единой официальной идеологии:

— морально-политическое и идейное единство различных частей общества;

— наличие общих принципов построения и функциониро­вания различных государственных органов — составных ча­стей государственного механизма:

— общность конечных целей и задач, стоящих перед раз­личными государственными органами — организациями.

Можно отметить и общие черты государственного меха­низма:

во-первых, государственный механизм, как и каждая его составляющая часть, создается государством в лице органов, должностных лиц, специально уполномоченных Конститу­цией и законами. Создание не предусмотренных законода­тельством структур для осуществления государственной дея­тельности не допускается и рассматривается как тяжкое пре­ступление;

во-вторых, только через государственный механизм при­меняются меры стимулирования, юридические санкции и за­претительные меры, а государственный аппарат полномоченпредставлять государство. Делегирование государственных полномочий негосударственным структурам носит исключи­тельный характер и распространяется на некоторые сферы общественных отношений (добровольные народные дружины и охрана порядка, казачество и охрана границ);

в-третьих, элементарными частицами государственного механизма являются государственные органы и должностные лица, через действия которых и осуществляется государст­венная власть в наиболее широком понимании. Так, в част­ности, министерство определенного профиля действует от имени и по поручению государства, реализует соответствую­щие функции в соответствующей отрасли управления;

в-четвертых, государственный механизм действует на про­фессиональной основе — это означает, что каждый государ­ственный орган представляет собой коллектив служащих, осуществляющих функции постоянно;

в-пятых, служащие государственных органов получают за свой труд заработную плату (исключением являются депута­ты, которые работают в представительных органах с отры­вом от прежней деятельности и получают зарплату, но не яв­ляются государственными служащими, хотя сами предста­вительные органы входят в состав государственного меха­низма) ;

в-шестых, государственные органы и государственные слу­жащие формируют и поддерживают общественные отноше­ния (через воздействие на поведение людей) таким образом, какой необходим для выполнения государством своих задач и достижения целей;

в-седьмых, обязательным условием функционирования го­сударственного механизма является соблюдение законности, приоритет Конституции и законов.

Длительное историческое время государственный меха­низм находился в неразвитом состоянии, его основу состав­ляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финан­сов и иностранных дел. Механизм же современного государ­ства отличается высокой степенью сложности, многообра­зием органов и учреждений. Он выступает как единая цело­стная система с определенной структурой. Единый и цело­стный механизм государства дифференцируется на составные части — органы и подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неоди­наковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

Под структурой государственного механизма понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляю­щих авеньев, их соотношение. Структура показывает, из чего складывается государственный аппарат, какова субордина­ция его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования. Механизм современного государства подразделяется на частные крупные подсистемы, в качестве которых выступают однородные по своим функциям, внутрен­нему строению, непосредственным целям, видам выполняе­мой деятельности различные государственные органы. Так, одну его подсистему образуют высшие органы государства: представительные органы, глава государства, правительство. Другая подсистема — это органы правопорядка (суд, проку­ратура), а также силовые структуры (армия, милиция, раз­ведка). Органы этой подсистемы выполняют решения выс­ших органов государства, в том числе методами государст­венного принуждения.

К государственным органам примыкают и государствен­ные учреждения, в которых политические функции выражены слабо, и они выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки.

Для того чтобы адекватно отразить характеристику под­системы государственного механизма, следует обратить вни­мание на классификацию органов государства, которые яв­ляются его составной частью. Они имеют в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полно­мочия по управлению конкретной сферой общественной жиз­ни, и органически взаимодействуют с другими частями госу­дарственного механизма, образующими единое целое.

Существуют специфические признаки, отличающие госу­дарственные органы от негосударственных:

— государственные органы формируются по воле госу­дарства и осуществляют функции от имени государства;

— государственный орган выполняет строго определен­ные, установленные в законодательном порядке виды и фор­мы деятельности;

— каждый государственный орган имеет юридически за­крепленную организационную структуру, территорию дея­тельности, специальное положение, определяющее ее роль и место в государственном аппарате, а также порядок его вза­имодействия и взаимоотношений с другими государственны­ми органами и организациями; — государственные органы наделены полномочиями го­сударственно-властного характера. Последний признак яв­ляется наиболее существенным. Практическое выражение государственно-властные полномочия находят в издании го­сударственными органами от имени государства юридически обязательных актов, наблюдении за строгим соблюдением содержащихся в них требований, обеспечении и защите этих требований от нарушений путем применения различных мер, вплоть до принуждения.

Можно выделить следующие признаки государственного органа:

— орган государства — часть единого механизма госу­дарства, занимает свое место в государственном механизме, прочно связан с другими частями, хотя и обладает опреде­ленной автономией;

— он состоит из государственных служащих, находящих­ся в особых правоотношениях с органом, которые абстраги­рованы от семейных, гражданских и других отношений и яв­ляются официальными. Служащие государственного органа непосредственно материальные блага не производят, и по­этому их содержание возлагаетсяя на общество;

— государственный орган имеет внутреннее строение, со­стоит из подразделений, объединенных общей целью и дис­циплиной;

— орган государства наделен определенными властными полномочиями (правами и обязанностями), т.е. обладает ком­петенцией, обусловленной конкретными задачами и функ­циями;

— властные полномочия органа государства заключают­ся в создании обязательных к исполнению правовых актов, обеспечении и контроле их выполнения;

— для осуществления своей компетенции орган государ­ства наделяется необходимой материальной базой и источни­ком финансирования;

— для реализации функций государства орган государ­ства использует соответствующие формы и методы.

Органы государства классифицируют по самым различ­ным основаниям. Наиболее распространено их деление в за­висимости от принадлежности к ветвям власти. На этом осно­вании выделяются органы представительной (законодатель­ной) власти, органы исполнительной власти и судебные ор­ганы.По способу возникновения выделяют первичные органы, которые никакими другими органами не создаются, а появ­ляются в порядке наследования или избираются по установ­ленной процедуре, и производные, создающиеся первичными органами. По объему властных полномочий органы государ­ства делятся на высшие и местные. По широте компетен­ции— общей и специальной компетенции. Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и едино­личные.

Следует отметить, что понятие органа государства исполь­зуется в широком и узком смысле слова. В широком — это орган государственной власти, в узком — орган, ориентиро­ванный на специальную функцию, необходимую для жизне­деятельности общества.

Функции государства

Вопрос о функциях государства имеет не только научно-теоретическое, но и практическое значение. Именно рассмот­рение функций позволяет определить не только форму, внут­реннее строение и содержание, но и разностороннюю деятель­ность государства. При анализе функций можно определить характер деятельности государства, правильность выбора приоритетов на том или ином этапе развития, изучить уро­вень его организованности и эффективности. Наконец, обра­щение к функциональности позволяет выделить в государст­венном механизме органы, выполняющие одинаковые функ­ции. В философском и общесоциологическом плане катего­рия «функция» рассматривается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц и органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания, пли как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполне­ние которых им предписывается в процессе служебной дея­тельности61. В этом случае функция воспринимается как слу­жебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с правовыми и мо­ральными установками.

Функции же государства традиционно определялись как основные направления деятельности, обусловленные его сущностью и содержанием, а также целями, задачами и социаль­ным назначением на том или ином этапе развития. В 60-х го­дах сложилось общепринятое представление о функциях го­сударства как о предметно-политической характеристике со­держания его деятельности62. В несколько видоизмененном варианте оно сохранилось и по настоящее время, хотя многие отождествляли функции государства с основными направле­ниями его деятельности, с самой деятельностью. Например, М. И. Байтин пишет: «Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государст-. ва, в которых выражаются и конкретизируются его классо-i вая и общечеловеческая сущность и социальное назначе­ние» 63.

Углубляет это представление о функциях государства точка зрения, по которой понятие функций иногда ограничивается представлением об основных направлениях деятельности го­сударства лишь «по управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание «механизма государственного воздействия на развитие обще­ственных процессов»64. Таким образом, во втором случае предпринимается попытка совмещения функций государства в целом с функциями его механизма.

Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотре­нию и определению функций государства вполне естествен­но и понятно, учитывая сложность и многогранность рас­сматриваемого явления. В нашей работе сосредоточимся не на расхождении трактовок категории «функции государства», а. на том, что выделяет функции государства как явление, чем они отличаются и характеризуются?

Функции государства отличают следующие общие черты: 65

1. Они носят комплексный характер. Как основные на­правления деятельности государства функции не могут отож­дествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функ­ции складывается из множества однородных и однопорядко-вых аспектов деятельности государства.

2. Функции государства по своему характеру, содержа­нию и назначению никогда не бывают социально выхолощен­ными. Они всегда выражают и отражают социально-классо­вую сущность и содержание конкретного государства. В них проявляется та реальная, социально обусловленная и ориен­тированная роль, которую выполняет государство в процессе развития общества и самого государства. Причем речь идет не только о государствах, представляющих различные обще­ственно-экономические формации, или государствах различ­ных типов. Имеются в виду и однотипные государства, кото­рые могут отличаться друг от друга различной экономичес­кой и социально-политической ролью, различной степенью вмешательства в решение вопросов экономики, социальной сферы и т. д.

3. В функциях государства проявляется органическая связь не только с его социально-классовой сущностью, но и прямая связь с целями и задачами, стоящими на том или ином этапе развития. Поэтому характер функций опреде­ляется не только типом государства, его социально-классо­вой природой, сущностью и назначением, но и стоящими пе­ред ним целями и задачами. Функции как средства достиже­ния целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых це­лей и задач.

4. Функции государства не следует отождествлять с фун­кциями его отдельных органов или государственных органи­заций. Функции государства охватывают собой всю его дея­тельность в целом, активность всего государственного меха­низма, а функции отдельных органов распространяются лишь на эти органы, охватывают собой деятельность лишь отдель­ных частей государства.

5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, ко­торые стоят перед государством на том пли ином -папе раз­вития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или принуждения. Основными правовыми формами деятель­ности государства при этом являются законодательная, ис­полнительно-распорядительная и правоохранительная. Что касается сфер приложения функций государства, то они не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере государство может осуществлять несколько функций и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в не­скольких сферах жизни общества. Поэтому, вполне справед­ливо утверждение, что функции государства — это рассмат­риваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства, а также и обеспечивающие их средства и спо­собы 66.

Выделяются признаки функций, т. е. тех устойчивых ха­рактеристик, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функциям. Они выра­жают и предметно конкретизируют классовую и общечело­веческую сущность государства. В них воплощается и рас­крывается активная служебная роль государства как важ­нейшая часть надстройки по отношению к своему базису, реализуется внутренняя и внешняя практическая деятель­ность.

Известно, что функции государства возникают и разви­ваются сообразно его историческим задачам и целям. Госу­дарство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективизируются присущие им особенности и закономер­ности развития, динамика преобразований всех сфер обще­ства. К признакам функций относится и деятельность госу­дарства в определенных формах (чаще всего в правовых) и с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

Наиболее общими критериями разграничения функций являются:

во-первых, особенности объекта государственного воздей­ствия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство влияет в процессе своей деятельности;

во-вторых, обусловленная этими отношениями специфика содержания каждой функции, т. е. более или менее однород­ных, близких друг к другу видов государственной деятель­ности.

Хотя многие функции государства носят смешанный ха­рактер, в научных и практических целях они могут быть классифицированы по различным основаниям. Выделяют об­щесоциальные функции, которые обеспечивают существова­ние, благополучие и даже выживание самого общества. Это обеспечение национальной безопасности, ликвидация послед­ствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реа­лизация социальных программ поддержки здравоохранения, социальное обеспечение нетрудоустроенных, защита прав и свобод граждан.

Классовые функции — это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной степени выражают классовые интересы, волю того класса, который господствует в обществе, захватывает и осуществляет власть. К ним отно­сится прежде всего подавление господствующим классом с помощью государства своих классовых противников.

Национальное содержание функций связано с той деятель­ностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности тра­диций, самого существования и воспроизводства этноса, ко­торый, собственно, и выступает в государственно-организо­ванной форме как действующий субъект всемирной истории. Сюда входит и задача гармонизации интересов этноса и эт­нических меньшинств на территории государства или насе­ления многонационального государства.

В научной литературе основное внимание уделяется внеш­ним и внутренним функциям, различающимся в зависимости от деятельности государства по отношению к обществу, осо­бой организацией которого оно является (внутренние функ­ции), и по отношению к другим государственно-организован­ным обществам (внешние функции).

Внутренние функции государства проявляются в экономи­ко-политической, социально-идеологической сферах жизни общества. Внешние функции — защита от нападения извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспече­ние геополитических интересов и т. п. — также характери­зуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращенную не внутрь, а вовне его жиз­недеятельности.

Среди внутренних и внешних функций различают основ­ные и неосновные.

Основные функции — это наиболее общие, важнейшие па-правления деятельности государства по осуществлению ко­ренных стратегических целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период, которым присущ ряд об­щих черт:

— в них наиболее рельефно проявляется классовая и об­щечеловеческая сущность государства, его социальное назна­чение;

— в отличие от многочисленных государственных функ­ций, осуществляемых, как правило, специально предназна­ченными для этого органами, основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются всеми или многими звеньями государственного аппарата;

— основная функция с точки зрения своего содержания и структуры носит комплексный, собирательный характер и сосредоточивает усилия государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней дея­тельности; ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни.

Неосновные функции представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в кон­кретной, более узкой сфере общественных отношений. Не­сомненно, что термин «неосновные функции» условный. Он помогает выделить основные.

Основная функция не конгломерат, а определенная, про­никнутая внутренним единством и целеустремленностью си­стема многочисленных направлений деятельности государ­ства.

От основных и неосновных функций государства следует отличать функции органов государства, т. е. деятельность, направленную на реализацию компетенции, прав и обязан­ностей отдельных органов в соответствии с их местом и на­значением в государственном механизме и политической си­стеме общества.

Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации много­численных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Соотношение между этими разновидностями функций отражает динамику общего, особенного и единичного в деятельности государства.

Вместе с тем, не следует отождествлять задачи и функ­ции. Это явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их также нельзя противопоставлять. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к функ­циям, являются их ближайшей непосредственной предпосыл-

кой. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной период. А функции государства представляют собой средство реализа­ции, выполнения задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций. Не следует также смешивать функции государства с принципами его формирования и деятельности, как это делает, например, Л. А. Морозова, называя среди функций современного Рос­сийского государства обеспечение народовластия87.

В процессе исторического развития государства изменяют­ся его функции: одни из них отпадают, другие — видоизме­няются, третьи — возникают. Но во всех случаях они обус­ловливаются свойственными определенной исторической эпо­хе экономической и социально-классовой структурой обще­ства, сущностью государства и его социальным назначением. Со времени распада СССР и внедрения новых принципов экономического и социально-политического развития про­изошло значительное изменение функций современного Рос­сийского государства.

Демонтаж административно-командной системы устранил монополию государственного руководства экономикой, свой­ственную хозяйственно-организаторской функции социали­стического государства. В связи с ликвидацией уравнитель­ной системы распределения материальных благ отпала функ­ция государственного контроля за мерой труда и мерой по­требления. В новых условиях существенно изменилось и вме­сте с тем осложнилось содержание хозяйственно-организа­торской, культурно-воспитательной и других внутренних функций, ранее осуществлявшихся советским государством. Так, в одну из основных превратилась функция сбора нало­гов.

В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; нало­гообложения и взимания налогов; экологическая; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопо­рядка.

События последних лет существенно изменили мир, что позитивно сказалось на практике международных отношений. Изменились в соответствии с этим и функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся странам и народам), другие получили даль­нейшее, адекватное новым условиям развитие (функции в об­ласти обороны страны), третьи — возникли (функции сотруд­ничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономи­ку). На современном этапе Российское государство осуще­ствляет следующие основные внешние функции: оборона страны, обеспечение мира и поддержание мирового порядка; сотрудничество и укрепление связей с СНГ; интеграция в ми­ровую экономику и сотрудничество с другими странами в ре­шении глобальных проблем.

В научной литературе проводится мысль о необходимости разграничения функций отдельных государственных органов и функций самого государства, так как эти понятия не сов­падают друг с другом. Но там же не менее определенно под­черкивается тесная связь функций государства и функций государственных органов.

Известно, что функции государства — такие направления его деятельности, в которых непосредственно выражается его сущность, как социального явления. Функции государствен­ных органов подобным качеством обладать не могут, в них сущность государства не получает непосредственного выра­жения. В функциях государственных органов раскрывается конкретная деятельность каждого отдельного звена в меха­низме государства. Функции же государства выступают как основные направления деятельности всей системы государ­ственных органов. Подфункциями органов обычно понимают­ся их конкретные цели и полномочия. Но это не означает, что функции органа государства и его компетенция — совпа­дающие понятия. Полагая, что основу функций государствен­ного органа составляет материальное содержание его дея­тельности, следует дать этим понятиям сходные определе­ния. В этом отношении функции органа государства пред­ставляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности, компетенции же есть выражение функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, т. е. правовое установление их объема и границ.

Функции государственных органов являются юридическим понятием. Их содержание находится в зависимости от во­левых установлений государства. Функции же государства выступают как политико-философское понятие. Государствен­ные функции объективны по своему характеру и не зависят

от воли людей, хотя бы и выраженной в виде государствен­ной воли. Осуществление функций государством обязательно и необходимо для существования и развития его самого, так как в функциях выражается сущность и внутренняя природа государства. Функциям государства, их целям и требованиям подчинены по своему содержанию функции государственных органов. Поэтому деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями государства.

Понятие функций государственных органов не тождест­венно понятию конкретных действий этих органов. Конечно, функции государственных органов находятся ближе к кон­кретной деятельности, чем функции самого государства. Но как ни близки функции государственных органов к их прак­тической деятельности, эти понятия не равнозначны друг другу. Конкретные акции государственных органов означают осуществление их полномочий, т. е. реализацию их функций, а не сами функции. Функции государственных органов яв­ляются понятием общим но отношению к их практическим действиям. Но оно более конкретно, по сравнению с понятием функций государства. Функции государственных органов рас­полагаются между функциями государства и его практиче­ской деятельностью. Связи эти отличаются друг от друга. Между функциями государства и его деятельностью непо­средственной связи нет, так как здесь в качестве ' промежу­точного звена выступают функции государственных органов. Государство осуществляет свои функции при помощи госу­дарственного механизма. Вместе с тем, следует заметить, что часть государственного механизма или группа органов бы­вает преимущественно связана с определенной функцией го­сударства и это не следует игнорировать при классификации органов государства. Н. В. Черноголовкин такую связь по­ложил в основу подразделения государственных органов на органы общей и органы специальной компетенции. В меха­низме государства он предложил различать государственные органы, осуществляющие все его основные функции, и орга­ны, осуществляющие какую-то определенную функцию или некоторые из них68. К первым относятся представительные органы власти, ко вторым — различные органы отраслевого управления и такие специальные органы и учреждения, как суд, прокуратура и так называемые силовые структуры го­сударства.

3. Назначение, структура ихарактеристика силового механизмагосударства. Государственное принуждение — это психологическое, ма­териальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на лич­ность, общество, другое государство с целью заставить (при­нудить) их действовать по воле властвующего субъекта, в своих интересах.

Государственное принуждение само по себе — острое и жесткое средство социального воздействия, оно основано на организованной силе, выражает ее и поэтому способно обе­спечивать безусловное доминирование в обществе воли вла­ствующего субъекта. Государственное принуждение ограни­чивает свободу объекта воздействия, ставит его в такое по­ложение, когда у него нет выбора, кроме навязанного вариан­та. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной во­лей, стимулируется общественно полезное поведение. Типоло-гизация насилия, которая встречается в работах Ю. Гальтун-га, Т. Гурра, П. Уилкинсона, И. Липатова, Ю. И. Залысина, позволяет нам, используя различные основания, говорить о государственном насилии, которое может быть как внутриго­сударственным, так и межгосударственным, носит организо­ванный характер. Правовой характер государства предпола­гает, что насилие не может быть агрессивным, а лишь оборо­нительным или ответным и наступательным, а по направлен­ности и глубине социально-политических последствий — реформистское или консервативное (здесь имеет значение и характеристика объекта).

Наши рекомендации