Государственный механизм и органы государства
Государство как живой социальный организм получает организационно-структурную реальность в лице своих органов. Через них проводится практически деятельность государства, осуществляются его функции. Механизм государства охватывает широкую систему органов и учреждений, весьма различных по содержанию своей деятельности. Цели, задачи, функции, права и обязанности государства и в целом его компетенцию осуществляет созданная и постоянно действующая система органов и служащих, получившая наименование в научной литературе механизм государства.
Проблеме государственного механизма всегда уделялось и уделяется достаточно большое внимание. От его эффективности зависят во многом темпы и уровень социального развития общества, его стабильность на крутых поворотах истории. Во время революционных потрясений идет борьба именно за владение государственным механизмом, ибо он в буквальном смысле есть та реальная организационная материальная сила, посредством которой осуществляется власть.
«Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, — отмечает В. М. Корельский, — представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит» 56. По его мнению, механизм есть функционирующее выражение государства.
г,,; Механизм государства //В кн.: Теория государства и права: Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. — М.: ИНФА М-НОРМА, 1997, с. 153.
В юридической литературе как синоним государственного механизма часто используется понятие «государственный аппарат». Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность. При этом государственный механизм именуется — государственным аппаратом в широком смысле, а система государственных органов — аппаратом в узком смысле слова. Механизм государства определяется как целостная иерархия системы государственных органов и учреждений, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства 57.
М. Н. Марченко дает идентичное определение государственного аппарата, считая его системой органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи 58.
А. Б. Венгеров при определении государственного аппарата делает акцент на принцип его функционирования и возможности: «Это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействия, наделенных властными полномочиями для осуществления своих функций»59.
В некоторых источниках понятия «государственный механизм» и «государственный аппарат» различаются. Так, государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов 60. С этой точкой зрения согласны и мы, но следует добавить, что все-таки категория «механизм» предполагает определенную функциональность, отношения, связи, динамику.
Механизм государства — не простое механическое соединение отдельных его органов, а их четкая, организованная, строго упорядоченная система. В основе ее лежат объективные причины и субъективные факторы, предопределяющие наиболее важные особенности внутреннего строения механизма, структуры, характера, форм и методов деятельности и способствующие соединению его отдельных звеньев в систему.
В литературе выделяются характерные признаки механизма государства.
Во-первых, механизму государства свойственна целостность иерархической системы, которая обеспечивается едиными задачами и целями, а также принципами организации и деятельности органов и учреждений, включающими: демократизм, законность, разделение властей, субординацию и координацию, федерализм и профессионализм.
Во-вторых, первичными структурными элементами механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (точнее можно было бы сказать, что они служат, но сейчас в моду вошли такие понятия, как чиновник, менеджер, управленец). В общем слой людей, занятых на работе в аппарате государства и профессионально занимающихся общественными делами, определяют как бюрократию (от греческого «бюрократ» — столоначальник). У нас получило широкое распространение использование этого термина для отрицательной характеристики качеств государственного служащего.
В-третьих, при помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и его механизмом связь самая прямая. Механизм создается для выполнения функций государства, поэтому именно ему и принадлежит определяющая роль. Органы государства адекватно реагируют на изменяющиеся функции, подстраиваются и видоизменяются. Весьма наглядно видно это на примере нашего государства. Когда во главу угла ставились классовые функции, то преобладающее значение имели органы, выполняющие роль насилия по отношению к свергнутым классам. Ориентация на общесоциальные функции обусловливает приоритет органов социально-хозяйственного назначения.
В-четвертых, механизм государства, его органы формируют нормативно-правовую базу властвования, т. е. занимаются законотворчеством. Изданные законы являются обязательными для выполнения всеми юридическими и физическими лицами, находящимися на территории данного государства, они обеспечивают нормальное функционирование общества.
В-пятых, для обеспечения функционирования государства, его безопасности (в том числе безопасности общества и личности) и реализации государственной властной воли механизм имеет в своей структуре органы, использующие в пределах своей компетенции самые разнообразные средства, в том числе и насильственные.
Без государственного механизма невозможно осуществлять компетенцию государства, так как, несмотря на несходство режима и политики отдельных государств, степень «проникновения» их в общественные отношения и ряд других факторов, только функционирование специальной системы органов позволяет реализовать задачи и функции государства.
К факторам, оказывающим решающее воздействие на функционирование и совершенствование государственного механизма как единой целостной системы, относятся:
— общность экономической основы различных государственных органов и организаций — системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства:
— единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений:
— наличие в некоторых странах единой официальной идеологии:
— морально-политическое и идейное единство различных частей общества;
— наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов — составных частей государственного механизма:
— общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами — организациями.
Можно отметить и общие черты государственного механизма:
во-первых, государственный механизм, как и каждая его составляющая часть, создается государством в лице органов, должностных лиц, специально уполномоченных Конституцией и законами. Создание не предусмотренных законодательством структур для осуществления государственной деятельности не допускается и рассматривается как тяжкое преступление;
во-вторых, только через государственный механизм применяются меры стимулирования, юридические санкции и запретительные меры, а государственный аппарат полномоченпредставлять государство. Делегирование государственных полномочий негосударственным структурам носит исключительный характер и распространяется на некоторые сферы общественных отношений (добровольные народные дружины и охрана порядка, казачество и охрана границ);
в-третьих, элементарными частицами государственного механизма являются государственные органы и должностные лица, через действия которых и осуществляется государственная власть в наиболее широком понимании. Так, в частности, министерство определенного профиля действует от имени и по поручению государства, реализует соответствующие функции в соответствующей отрасли управления;
в-четвертых, государственный механизм действует на профессиональной основе — это означает, что каждый государственный орган представляет собой коллектив служащих, осуществляющих функции постоянно;
в-пятых, служащие государственных органов получают за свой труд заработную плату (исключением являются депутаты, которые работают в представительных органах с отрывом от прежней деятельности и получают зарплату, но не являются государственными служащими, хотя сами представительные органы входят в состав государственного механизма) ;
в-шестых, государственные органы и государственные служащие формируют и поддерживают общественные отношения (через воздействие на поведение людей) таким образом, какой необходим для выполнения государством своих задач и достижения целей;
в-седьмых, обязательным условием функционирования государственного механизма является соблюдение законности, приоритет Конституции и законов.
Длительное историческое время государственный механизм находился в неразвитом состоянии, его основу составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел. Механизм же современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений. Он выступает как единая целостная система с определенной структурой. Единый и целостный механизм государства дифференцируется на составные части — органы и подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.
Под структурой государственного механизма понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих авеньев, их соотношение. Структура показывает, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования. Механизм современного государства подразделяется на частные крупные подсистемы, в качестве которых выступают однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы. Так, одну его подсистему образуют высшие органы государства: представительные органы, глава государства, правительство. Другая подсистема — это органы правопорядка (суд, прокуратура), а также силовые структуры (армия, милиция, разведка). Органы этой подсистемы выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения.
К государственным органам примыкают и государственные учреждения, в которых политические функции выражены слабо, и они выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки.
Для того чтобы адекватно отразить характеристику подсистемы государственного механизма, следует обратить внимание на классификацию органов государства, которые являются его составной частью. Они имеют в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни, и органически взаимодействуют с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.
Существуют специфические признаки, отличающие государственные органы от негосударственных:
— государственные органы формируются по воле государства и осуществляют функции от имени государства;
— государственный орган выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды и формы деятельности;
— каждый государственный орган имеет юридически закрепленную организационную структуру, территорию деятельности, специальное положение, определяющее ее роль и место в государственном аппарате, а также порядок его взаимодействия и взаимоотношений с другими государственными органами и организациями; — государственные органы наделены полномочиями государственно-властного характера. Последний признак является наиболее существенным. Практическое выражение государственно-властные полномочия находят в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных актов, наблюдении за строгим соблюдением содержащихся в них требований, обеспечении и защите этих требований от нарушений путем применения различных мер, вплоть до принуждения.
Можно выделить следующие признаки государственного органа:
— орган государства — часть единого механизма государства, занимает свое место в государственном механизме, прочно связан с другими частями, хотя и обладает определенной автономией;
— он состоит из государственных служащих, находящихся в особых правоотношениях с органом, которые абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений и являются официальными. Служащие государственного органа непосредственно материальные блага не производят, и поэтому их содержание возлагаетсяя на общество;
— государственный орган имеет внутреннее строение, состоит из подразделений, объединенных общей целью и дисциплиной;
— орган государства наделен определенными властными полномочиями (правами и обязанностями), т.е. обладает компетенцией, обусловленной конкретными задачами и функциями;
— властные полномочия органа государства заключаются в создании обязательных к исполнению правовых актов, обеспечении и контроле их выполнения;
— для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой и источником финансирования;
— для реализации функций государства орган государства использует соответствующие формы и методы.
Органы государства классифицируют по самым различным основаниям. Наиболее распространено их деление в зависимости от принадлежности к ветвям власти. На этом основании выделяются органы представительной (законодательной) власти, органы исполнительной власти и судебные органы.По способу возникновения выделяют первичные органы, которые никакими другими органами не создаются, а появляются в порядке наследования или избираются по установленной процедуре, и производные, создающиеся первичными органами. По объему властных полномочий органы государства делятся на высшие и местные. По широте компетенции— общей и специальной компетенции. Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные.
Следует отметить, что понятие органа государства используется в широком и узком смысле слова. В широком — это орган государственной власти, в узком — орган, ориентированный на специальную функцию, необходимую для жизнедеятельности общества.
Функции государства
Вопрос о функциях государства имеет не только научно-теоретическое, но и практическое значение. Именно рассмотрение функций позволяет определить не только форму, внутреннее строение и содержание, но и разностороннюю деятельность государства. При анализе функций можно определить характер деятельности государства, правильность выбора приоритетов на том или ином этапе развития, изучить уровень его организованности и эффективности. Наконец, обращение к функциональности позволяет выделить в государственном механизме органы, выполняющие одинаковые функции. В философском и общесоциологическом плане категория «функция» рассматривается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц и органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания, пли как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе служебной деятельности61. В этом случае функция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с правовыми и моральными установками.
Функции же государства традиционно определялись как основные направления деятельности, обусловленные его сущностью и содержанием, а также целями, задачами и социальным назначением на том или ином этапе развития. В 60-х годах сложилось общепринятое представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности62. В несколько видоизмененном варианте оно сохранилось и по настоящее время, хотя многие отождествляли функции государства с основными направлениями его деятельности, с самой деятельностью. Например, М. И. Байтин пишет: «Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государст-. ва, в которых выражаются и конкретизируются его классо-i вая и общечеловеческая сущность и социальное назначение» 63.
Углубляет это представление о функциях государства точка зрения, по которой понятие функций иногда ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь «по управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов»64. Таким образом, во втором случае предпринимается попытка совмещения функций государства в целом с функциями его механизма.
Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению функций государства вполне естественно и понятно, учитывая сложность и многогранность рассматриваемого явления. В нашей работе сосредоточимся не на расхождении трактовок категории «функции государства», а. на том, что выделяет функции государства как явление, чем они отличаются и характеризуются?
Функции государства отличают следующие общие черты: 65
1. Они носят комплексный характер. Как основные направления деятельности государства функции не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядко-вых аспектов деятельности государства.
2. Функции государства по своему характеру, содержанию и назначению никогда не бывают социально выхолощенными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе развития общества и самого государства. Причем речь идет не только о государствах, представляющих различные общественно-экономические формации, или государствах различных типов. Имеются в виду и однотипные государства, которые могут отличаться друг от друга различной экономической и социально-политической ролью, различной степенью вмешательства в решение вопросов экономики, социальной сферы и т. д.
3. В функциях государства проявляется органическая связь не только с его социально-классовой сущностью, но и прямая связь с целями и задачами, стоящими на том или ином этапе развития. Поэтому характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и стоящими перед ним целями и задачами. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.
4. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или государственных организаций. Функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного механизма, а функции отдельных органов распространяются лишь на эти органы, охватывают собой деятельность лишь отдельных частей государства.
5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том пли ином -папе развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или принуждения. Основными правовыми формами деятельности государства при этом являются законодательная, исполнительно-распорядительная и правоохранительная. Что касается сфер приложения функций государства, то они не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере государство может осуществлять несколько функций и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества. Поэтому, вполне справедливо утверждение, что функции государства — это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства, а также и обеспечивающие их средства и способы 66.
Выделяются признаки функций, т. е. тех устойчивых характеристик, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функциям. Они выражают и предметно конкретизируют классовую и общечеловеческую сущность государства. В них воплощается и раскрывается активная служебная роль государства как важнейшая часть надстройки по отношению к своему базису, реализуется внутренняя и внешняя практическая деятельность.
Известно, что функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективизируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика преобразований всех сфер общества. К признакам функций относится и деятельность государства в определенных формах (чаще всего в правовых) и с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.
Наиболее общими критериями разграничения функций являются:
во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство влияет в процессе своей деятельности;
во-вторых, обусловленная этими отношениями специфика содержания каждой функции, т. е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.
Хотя многие функции государства носят смешанный характер, в научных и практических целях они могут быть классифицированы по различным основаниям. Выделяют общесоциальные функции, которые обеспечивают существование, благополучие и даже выживание самого общества. Это обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социальное обеспечение нетрудоустроенных, защита прав и свобод граждан.
Классовые функции — это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной степени выражают классовые интересы, волю того класса, который господствует в обществе, захватывает и осуществляет власть. К ним относится прежде всего подавление господствующим классом с помощью государства своих классовых противников.
Национальное содержание функций связано с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственно-организованной форме как действующий субъект всемирной истории. Сюда входит и задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на территории государства или населения многонационального государства.
В научной литературе основное внимание уделяется внешним и внутренним функциям, различающимся в зависимости от деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого оно является (внутренние функции), и по отношению к другим государственно-организованным обществам (внешние функции).
Внутренние функции государства проявляются в экономико-политической, социально-идеологической сферах жизни общества. Внешние функции — защита от нападения извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических интересов и т. п. — также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращенную не внутрь, а вовне его жизнедеятельности.
Среди внутренних и внешних функций различают основные и неосновные.
Основные функции — это наиболее общие, важнейшие па-правления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период, которым присущ ряд общих черт:
— в них наиболее рельефно проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение;
— в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами, основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются всеми или многими звеньями государственного аппарата;
— основная функция с точки зрения своего содержания и структуры носит комплексный, собирательный характер и сосредоточивает усилия государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности; ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни.
Неосновные функции представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, более узкой сфере общественных отношений. Несомненно, что термин «неосновные функции» условный. Он помогает выделить основные.
Основная функция не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных направлений деятельности государства.
От основных и неосновных функций государства следует отличать функции органов государства, т. е. деятельность, направленную на реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.
Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Соотношение между этими разновидностями функций отражает динамику общего, особенного и единичного в деятельности государства.
Вместе с тем, не следует отождествлять задачи и функции. Это явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их также нельзя противопоставлять. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосыл-
кой. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной период. А функции государства представляют собой средство реализации, выполнения задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций. Не следует также смешивать функции государства с принципами его формирования и деятельности, как это делает, например, Л. А. Морозова, называя среди функций современного Российского государства обеспечение народовластия87.
В процессе исторического развития государства изменяются его функции: одни из них отпадают, другие — видоизменяются, третьи — возникают. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Со времени распада СССР и внедрения новых принципов экономического и социально-политического развития произошло значительное изменение функций современного Российского государства.
Демонтаж административно-командной системы устранил монополию государственного руководства экономикой, свойственную хозяйственно-организаторской функции социалистического государства. В связи с ликвидацией уравнительной системы распределения материальных благ отпала функция государственного контроля за мерой труда и мерой потребления. В новых условиях существенно изменилось и вместе с тем осложнилось содержание хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной и других внутренних функций, ранее осуществлявшихся советским государством. Так, в одну из основных превратилась функция сбора налогов.
В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; налогообложения и взимания налогов; экологическая; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.
События последних лет существенно изменили мир, что позитивно сказалось на практике международных отношений. Изменились в соответствии с этим и функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся странам и народам), другие получили дальнейшее, адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны), третьи — возникли (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику). На современном этапе Российское государство осуществляет следующие основные внешние функции: оборона страны, обеспечение мира и поддержание мирового порядка; сотрудничество и укрепление связей с СНГ; интеграция в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.
В научной литературе проводится мысль о необходимости разграничения функций отдельных государственных органов и функций самого государства, так как эти понятия не совпадают друг с другом. Но там же не менее определенно подчеркивается тесная связь функций государства и функций государственных органов.
Известно, что функции государства — такие направления его деятельности, в которых непосредственно выражается его сущность, как социального явления. Функции государственных органов подобным качеством обладать не могут, в них сущность государства не получает непосредственного выражения. В функциях государственных органов раскрывается конкретная деятельность каждого отдельного звена в механизме государства. Функции же государства выступают как основные направления деятельности всей системы государственных органов. Подфункциями органов обычно понимаются их конкретные цели и полномочия. Но это не означает, что функции органа государства и его компетенция — совпадающие понятия. Полагая, что основу функций государственного органа составляет материальное содержание его деятельности, следует дать этим понятиям сходные определения. В этом отношении функции органа государства представляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности, компетенции же есть выражение функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, т. е. правовое установление их объема и границ.
Функции государственных органов являются юридическим понятием. Их содержание находится в зависимости от волевых установлений государства. Функции же государства выступают как политико-философское понятие. Государственные функции объективны по своему характеру и не зависят
от воли людей, хотя бы и выраженной в виде государственной воли. Осуществление функций государством обязательно и необходимо для существования и развития его самого, так как в функциях выражается сущность и внутренняя природа государства. Функциям государства, их целям и требованиям подчинены по своему содержанию функции государственных органов. Поэтому деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями государства.
Понятие функций государственных органов не тождественно понятию конкретных действий этих органов. Конечно, функции государственных органов находятся ближе к конкретной деятельности, чем функции самого государства. Но как ни близки функции государственных органов к их практической деятельности, эти понятия не равнозначны друг другу. Конкретные акции государственных органов означают осуществление их полномочий, т. е. реализацию их функций, а не сами функции. Функции государственных органов являются понятием общим но отношению к их практическим действиям. Но оно более конкретно, по сравнению с понятием функций государства. Функции государственных органов располагаются между функциями государства и его практической деятельностью. Связи эти отличаются друг от друга. Между функциями государства и его деятельностью непосредственной связи нет, так как здесь в качестве ' промежуточного звена выступают функции государственных органов. Государство осуществляет свои функции при помощи государственного механизма. Вместе с тем, следует заметить, что часть государственного механизма или группа органов бывает преимущественно связана с определенной функцией государства и это не следует игнорировать при классификации органов государства. Н. В. Черноголовкин такую связь положил в основу подразделения государственных органов на органы общей и органы специальной компетенции. В механизме государства он предложил различать государственные органы, осуществляющие все его основные функции, и органы, осуществляющие какую-то определенную функцию или некоторые из них68. К первым относятся представительные органы власти, ко вторым — различные органы отраслевого управления и такие специальные органы и учреждения, как суд, прокуратура и так называемые силовые структуры государства.
3. Назначение, структура ихарактеристика силового механизмагосударства. Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность, общество, другое государство с целью заставить (принудить) их действовать по воле властвующего субъекта, в своих интересах.
Государственное принуждение само по себе — острое и жесткое средство социального воздействия, оно основано на организованной силе, выражает ее и поэтому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу объекта воздействия, ставит его в такое положение, когда у него нет выбора, кроме навязанного варианта. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение. Типоло-гизация насилия, которая встречается в работах Ю. Гальтун-га, Т. Гурра, П. Уилкинсона, И. Липатова, Ю. И. Залысина, позволяет нам, используя различные основания, говорить о государственном насилии, которое может быть как внутригосударственным, так и межгосударственным, носит организованный характер. Правовой характер государства предполагает, что насилие не может быть агрессивным, а лишь оборонительным или ответным и наступательным, а по направленности и глубине социально-политических последствий — реформистское или консервативное (здесь имеет значение и характеристика объекта).