Структура генерации, 2008 г. (по данным Управления информации об энергетике США)

Зарубежная электроэнергетика

ЕС

Основным органом ответственным за разработку и согласование энергетической политики ЕС является Генеральная дирекция по энергетике (до 2010 года – Генеральная дирекция по энергетике и транспорту). Последующие ступени регулирования относятся к уровню отдельных стран участниц ЕС, в каждой из которых могут действовать различные системы управления отраслью.

При этом по одному регулятору электроэнергетики от каждой страны ЕС входят в ассоциацию регуляторов ERGEG (European Regulators' Group for Electricity and Gas). Ассоциация была образована Еврокомиссией в качестве консультативного органа по вопросам создания внутреннего рынка электроэнергии. Основной деятельностью ассоциации является разработка законопроектов и стратегических документов по развитию отрасли.

Структура отрасли

Либерализация рынков ЕС не предполагала обязательной приватизации – во многих странах по-прежнему остались крупные генерирующие компании, большая часть акций которых принадлежит государству (Италия, Швеция). В целом, для ЕС характерны крупные компании, обладающие большой долей и властью на рынке соответствующих стран – EdF во Франции, EdP в Португалии, Electrabel в Бельгии и др.

Структура генерации, 2008 г. (по данным Управления информации об энергетике США) - student2.ru

Функции передачи электроэнергии и управления режимами энергосистем в большинстве стран организационно объединены и выполняются Системными операторами. На территории ЕС действуют в настоящий момент 34 системных оператора, объединенных в ассоциацию ENTSO-E, которая в соответствии с Третьим Пакетом энергетических законов осуществляет функции общеевропейского планирования и координации функционирования параллельно работающих энергосистем.

Реформа отрасли

В соответствии с Директивой 2003/54/EC от 26.06.2003 для стран-участниц Евросоюза установлено обязательство по дерегулированию и либерализации электроэнергетики. Директива также предполагает последующее объединение локальных рынков электроэнергии в единый внутренний рынок ЕС.

График реформы:

  • Либерализация национальных рынков электроэнергии (2005-2007)
  • Развитие региональных рынков (2005-2009)
  • Координация между рынками (2005-2010)
  • Интеграция на европейском уровне (2007-2012)

В качестве целей реформы выдвинуты: повышение эффективности электроэнергетики, снижение цен на электроэнергию, улучшение качества обслуживания и рост конкуренции.

Реформа предполагает, в первую очередь, разделение вертикально-интегрированных энергокомпаний по видам деятельности и обеспечение конкуренции в секторах генерации и сбыта электроэнергии. Речь идет лишь о юридическом разделении, которое не предполагает обязательной смены владельца при условии, что операторы передающих и распределительных сетей обеспечивают недискриминационный доступ к сети с экономически обоснованной ценой подключения. Ключевым элементом разделения является формирование независимых органов управления и принятия решений в передающих, распределительных и генерирующих компаниях.

Директива нацелена на создание совместимых условий поставки электроэнергии потребителям в странах-членах ЕС, что позволит в дальнейшем прийти к единому европейскому рынку электроэнергии. К таким условиям относятся: уровень конкуренции на рынке, экономическая обоснованность стоимости электроэнергии, возможность свободного выбора поставщика, система тендеров для введения новой мощности, снижение выбросов CO2 в атмосферу и др.

Основные сложности, с которыми столкнулась эта реформа:

  • сложившаяся система функционирования электроэнергетики – нехватка и неоптимальное размещение сетевой инфраструктуры; национальный (а не транснациональный) характер генерации – препятствует объединению рынков;
  • асимметрия информации о фактических показателях энергосистем осложняет координацию рынков разных регионов;
  • отсутствие прозрачности при торговле электроэнергией;
  • крупный размер и рыночная власть энергокомпаний сдерживают развитие конкуренции.

Еврокомиссия в настоящий момент прилагает усилия по борьбе с перечисленными сложностями путем внедрения Третьего Пакета энергетических законов.

Рынки электроэнергии

В результате реформы европейский рынок электроэнергии представляет собой конгломерат соединенных между собой региональных рынков (Балтия; Восточная Центральная Европа; Западная Центральная Европа; Южная Центральная Европа, Северная Европа; Юго-Западная Европа и «Франция-Великобритания-Ирландия»).

Одной из ключевых проблем для формирования единого рынка на данный момент является наличие перегрузок на трансграничных сечениях между региональными рынками. Предполагается решить эту проблему путем стимулирования инвестиций в сетевую инфраструктуру и завершить формирование единого рынка к 2012 году.

Структура генерации, 2008 г. (по данным Управления информации об энергетике США) - student2.ru

Наиболее развитым рынком считается рынок Северной Европы, в особенности его скандинавская часть, где на бирже NordPool организованы торги «на сутки вперед» и балансирующий рынок. На этом рынке наблюдаются одни из самых низких цен в Европе, а ликвидность превышает 30%.

На территории ЕС действует 9 основных бирж электроэнергии: NordPool, EEX, IPEX, Powernext, APX NL, APX UK, Belpex, Endex и Omel, однако в последние годы отмечается тенденция к слиянию бирж и расширению охватываемой ими территории. На всех биржах торговля осуществляется в режиме «на сутки вперед», на некоторых из них также существуют внутридневные, балансирующие и фьючерсные рынки.

Несмотря на проведенную либерализацию, во многих странах сохраняется существенная доля регулируемых поставок электроэнергии. В большей степени это касается новых членов ЕС – Болгарии, Эстонии, Литвы, Латвии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, однако регулируемые тарифы для населения сохраняются и в некоторых странах с развитыми рынками, таких как Франция и Италия.

Рынок мощности ЕС в явном виде отсутствует, но в отдельных странах (например, Испании), действуют нерыночные механизмы платы за мощность: всем производителям, которые подают рыночные заявки, выплачивается фиксированный сбор (устанавливаемый в административном порядке), даже если предлагаемая ими электроэнергия не была отобрана в порядке возрастания цены.

США

Регулирование отрасли

К основным государственным регулирующим органам в электроэнергетике США относятся:

  • Министерство энергетики,
  • FERC,
  • Комиссии штатов по коммунальному обслуживанию.

Министерство энергетики США обладает общими полномочиями: разрабатывает общую энергетическую политику, осуществляет надзор в области электроэнергетики и отвечает за поддержание надежности энергосистем, их экономической устойчивости, и обеспечение экологической безопасности.

В сферу полномочий FERC входит регулирование торговли электроэнергией на межрегиональном уровне (между штатами), а также услуг по передаче электроэнергии. С момента создания в 1977 году основные усилия FERC направлены на развитие оптовых рынков электроэнергии, повышение надежности и эффективности систем электропередачи.

Перед FERC стоят следующие задачи:

  • регулирование цен на оптовых рынках электроэнергии;
  • обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии;
  • обеспечение раскрытия информации о системах передачи электроэнергии и порядке доступа к ним и др.

Регулирование электроэнергетики на уровне отдельных штатов осуществляется Комиссиями по коммунальному обслуживанию, официальное название и набор полномочий, которых различаются по штатам. В сферу компетенции региональных властей входит, как правило, регулирование розничной торговли в пределах штата и распределения электроэнергии, вопросы организации и деятельности в пределах штата коммунальных энергокомпаний.

Помимо государственных органов важную роль в отрасли играет Североамериканская корпорация по надежности (North American Electric Relibility Corporation (NERC). NERC представляет собой саморегулируемую некоммерческую организацию, в которую входят представители всех сфер отрасли: энергокомпаний, государственных органов, потребителей. К основным функциям NERC относится выработка, согласование и контроль за соблюдением стандартов надежности функционирования энергосистем, мониторинг и анализ проблем, связанных с надежностью. Если прежде стандарты надежности носили, как правило, рекомендательный характер и не подкреплялись действенными санкциями, в настоящее время они являются обязательными для субъектов отрасли.

Структура генерации, 2008 г. (по данным Управления информации об энергетике США)

Структура генерации, 2008 г. (по данным Управления информации об энергетике США) - student2.ru

Рефрма отрасли

В 1930-1980-х годах электроэнергетика в США представляла собой регулируемую монополию. При этом в собственности вертикально-интегрированных коммунальных предприятий находились как генерирующие, так и сетевые активы, а производство, передача и распределение электроэнергии были объединены в единую услугу – поставку потребителям электроэнергии по тарифам.

Масштабное строительство коммунальными предприятиями капиталоемких объектов, таких как атомные электростанции, на фоне экономического спада в экономике США и сокращения электропотребления в 70-х годах XX века привело к росту тарифов на электроэнергию, что вызвало обеспокоенность и протесты потребителей.

В целях повышения энергосбережения и энергоэффективности, а также для обеспечения энергетической безопасности в 1978 году Конгресс США принял Закон о политике регулирования общественных коммунальных предприятий (PURPA).

Этот закон положил начало процессу реформирования электроэнергетики США и переходу от регулируемой монополии к конкуренции.

Закон предусматривал появление новой категории производителей электроэнергии – «квалифицированных электростанций», к которым относились электростанции с установленной мощностью менее 50 МВт, использующие технологии когенерации и возобновляемые источники энергии (ВИЭ). В соответствии с законом коммунальные предприятия были обязаны закупать электроэнергию у «квалифицированных электростанций» по цене равной собственным издержкам на производство электроэнергии.

Динамичный рост количества «квалифицированных электростанций» в последующие годы и опыт их успешной работы привели к тому, что традиционные вертикально интегрированные коммунальные предприятия перестали быть единственным источником поставок электроэнергии.

Изменения в технологиях производства (появление газотурбинных агрегатов с комбинированным циклом) и передачи электроэнергии существенно способствовали развитию конкуренции в электроэнергетике США.

Технологический прогресс был удачно дополнен изменениями в регулировании.

В 1992 г. Конгресс США принял Закон об энергетической политике 1992 г. (EPACT), направленный на развитие конкурентного ценообразования и снижение барьеров для входа на рынок.

Важнейшим средством достижения стратегической цели – развития конкуренции – стало разделение видов деятельности на естественно-монопольные (передача электроэнергии и оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентные (генерация, сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) и обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии.

Закон об энергетической политике 1992 г. обязал коммунальные предприятия предоставлять услуги по передаче электроэнергии третьим лицам по ценам, равным затратам. Кроме того, этот закон предоставил возможности для появления нового класса поставщиков электроэнергии, освобожденных от правил регулирования цен на электроэнергию на основе затрат, обязательных для всех коммунальных предприятий.

На Федеральную комиссию по регулированию энергетики (далее – FERC) была возложена обязанность по обеспечению исполнения данного закона. Во исполнение закона FERC изданы приказы №№ 888 и 889 от 24 апреля 1996 года, предусматривающие меры по решению проблем недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, в том числе создание электронных систем предоставления информации о доступной пропускной способности системы электропередачи.

Приказ FERC № 888 установил возможность добровольной передачи коммунальными энергокомпаниями управления передающими сетями независимым системным операторам (Independent System Operator) - ISO.

Следующим этапом стал вступивший в силу с начала 2000 г приказ FERC № 2000., который предусматривал функциональное разделение видов деятельности - выделение передачи электроэнергии в самостоятельную структуру, управляющую магистральными сетями региона - Региональную передающую компанию (Regional Transmission Organization) – RTO.

В настоящее время в США действуют следующие ISO/RTO:

  • PJM (функционирует на большей части территории штатов Пенсильвания, Нью-Джерси, Мэриленд, Делавэр, федеральный округ Колумбия, Виргиния, Западная Виргиния и Огайо, а также частично территорию штатов Иллинойс, Мичиган, Индиана, Кентукки, Южная Каролина и Теннесси);
  • ISO NE (НСО Новой Англии) (функционирует на территории штатов Коннектикут, Мэн, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Род-Айленд, Вермонт);
  • NYISO (НСО Нью-Йорка);
  • Electric Reliability Council of Texas (ERCOT) (Совет по электроэнергетической надежности Техаса);
  • CAISO (НСО Калифорнии);
  • Southwest Power Pool (SPP) (функционирует на территории штатов Канзас, Оклахома, а также частично территорию штатов Небраска, Нью-Мексико, Техас, Луизиана, Миссури, Миссисипи и Арканзас);
  • Midwest Reliability Organization (MRO) (Организация по надежности Среднего Запада) (функционирует на территории Северная Дакота, Южная Дакота, Небраска, Миннесота, Айова, Висконсин, Иллинойс, Индиана, Мичиган, а также частично территорию штатов Монтана, Миссури, Кентукки и Огайо).

В результате трансформации подходов государства к регулированию электроэнергетики сформировались современные задачи ее реформирования - изменения структуры отрасли и взаимоотношений между ее субъектами. Реформа заключается, прежде всего, в развитии конкурентных отношений в электроэнергетике, в связи с чем решаются задачи формирования межрегиональных конкурентных рынков, разделения видов деятельности, формирования единого оперативно-диспетчерского управления и управления сетями передачи электроэнергии в пределах регионов и на межрегиональном уровне.

Рынки электроэнергииРазвитие конкуренции в электроэнергетике привело к вытеснению ценообразования на основе издержек рыночным ценообразованием, предусматривающим формирование цены на электроэнергию на основе спроса и предложения.

Распространение рыночного ценообразования способствовало развитию в США оптовых рынков электроэнергии, которые существенно различаются по географии (несколько соседних штатов или в пределах штата), структуре рынка, принятым стандартам и механизмам торговли, составу участников и другим показателям. При этом сформированные и формирующиеся конкурентные оптовые рынки уже действуют на территории, где проживает 70% населения США.

Примерами развитых рынков электроэнергии являются рынки PJM, ISO NE и NYISO, где организованы рынки электроэнергии реального времени, рынки электроэнергии на сутки вперед, рынки системных услуг, рынки мощности (RPM в PJM) и рынки финансовых прав на передачу.

Организация торговли электроэнергией в зонах управления ERCOT и CAISO отличается тем, что в них отсутствуют рынки мощности и рынки на сутки вперед.

Как в регионах с организованными рынками электроэнергии, так и в регионах, где организованные рынки электроэнергии отсутствуют, торговля электроэнергией может осуществляться по двусторонним договорам, заключаемым производителями электроэнергии напрямую с потребителями.

Китай

Регулирование отрасли

Основным органом, ответственным за регулирование электроэнергетики Китая, является Государственная комиссия по регулированию электроэнергетики (ГКРЭ), основанная в 2002 году. К компетенции ГКРЭ относятся:

  • общее регулирование электроэнергетики страны, создание прозрачной системы регулирования и прямое управление региональными подразделениями ГКРЭ;
  • разработка нормативно-правовой базы отрасли и правил рынков электроэнергии;
  • участие в разработке планов развития электроэнергетики и рынков электроэнергии;
  • мониторинг работы рынков, обеспечение добросовестной конкуренции на рынке, регулирование неконкурентных видов генерации и деятельности по передаче электроэнергии;
  • участие в разработке и обеспечение применения технических стандартов и стандартов безопасности, количественных и качественных нормативов в электроэнергетике;
  • контроль соблюдения экологического законодательства;
  • внесение, исходя их рыночных условий, предложений по тарифообразованию в государственный орган, ответственный за ценообразование, пересмотр уровней тарифов, регулирование тарифов и сборов за системные услуги;
  • расследование нарушений нормативно-правовых актов участниками рынка и урегулирование споров между ними;
  • контроль внедрения положений политики по обеспечению всеобщей электрификации;
  • организация исполнения программ реформы отрасли в соответствии с указаниями Государственного совета.

Структура отрасли

В секторе производства электроэнергии основными игроками являются:

  • 5 групп генерирующих компаний, образованных в результате реорганизации Государственной энергетической корпорации по принципу равномерности распределения активов. Эти группы компаний контролируются на национальном уровне, и их доля в общей выработке составляет 39%;
  • иные национальные генерирующие компании (10%);
  • региональные государственные энергетические компании (45%);
  • независимые генераторы (6%).

Структура генерации, 2008 г. (по данным Управления информации об энергетике США) - student2.ru

Организациями, ответственными за передачу электроэнергии в Китае, являются Государственная электросетевая корпорация и Южнокитайская электросетевая корпорация, которые контролируют 7 региональных сетевых компаний и 31 провинциальную сетевую компанию. Распределением электроэнергии занимаются более 3000 районных распределительных сетевых компаний, также в основном подчиняющихся электросетевым корпорациям.

Реформа отрасли

В качестве ключевой цели реформирования электроэнергетики Китая ставилось построение такой системы рынков электроэнергии, которая позволит создать стимулы к конкуренции, повысить эффективность, оптимизировать расходы, усовершенствовать механизмы ценообразования на электроэнергию, оптимально распределить ресурсы, способствовать развитию отрасли и строительству сетевой инфраструктуры по всей стране.

Первым шагом реформы стало создание в 1997 году Государственной энергетической корпорации, что позволило отделить коммерческую деятельность от административного регулирования.

Дальнейшие этапы реформы сформулированы в 10-м пятилетнем плане КНР (2001-2005 год):

  • разделение генерации и сетевой деятельности;
  • функциональное разделение нецелевых видов деятельности внутри корпорации (планирование, моделирование, строительство и др.);
  • обеспечение прямого доступа на рынок для крупных потребителей;
  • формирование конкурентных региональных рынков электроэнергии;
  • создание системы подачи заявок на доступ к сети;
  • приведение розничного тарифообразования в соответствие с требованиями рынка.

Часть этапов реформы была реализована в 2002 году, когда была основана Государственная комиссия по регулированию электроэнергетики и произведена реорганизация Государственной энергетической корпорации. В процессе реформы проведено разделение корпорации по видам деятельности – на генерирующие и сетевые компании. В 2004 году запущены пилотные проекты рынков электроэнергии на западе и северо-западе Китая.

Рынки электроэнергии

Рынки электроэнергии в Китае находятся на стадии формирования и становления. Планируется поэтапное развитие конкуренции – в настоящий момент конкурентная борьба ведется исключительно между генераторами, в дальнейшем предполагается введение на оптовом рынке конкуренции, позволяющей крупным потребителем выходить на рынок, а затем и создание условий для возникновения конкурентных механизмов на розничном рынке.

Общая концепция рынка электроэнергии Китая предусматривает создание трехуровневой структуры – национального рынка, региональных рынков и рынков электроэнергии на уровне провинций.

Модель национального рынка предполагает двусторонние сделки по межрегиональной торговле электроэнергией, при этом крупные производители получат возможность подавать заявки напрямую на национальный рынок, минуя уровень регионального. Основная цель национального рынка – обеспечить снабжение энергодефицитных регионов за счет регионов с избытком генерации по экономически обоснованной цене с учетом перегрузок на межрегиональных сечениях. Однако модель рынка пока не утверждена на национальном уровне.

Пилотные проекты региональных рынков электроэнергии реализовывались на основе двух различных моделей. Рынок электроэнергии Северо-Западного Китая представляет собой единый оптовый рынок региона, в то время как рынок Западного Китая обладает иерархической структурой, в которой рынки электроэнергии на уровне провинций сосуществуют с общерегиональным рынком. Предполагалось, что в дальнейшем региональные рынки будут формироваться по той или иной типовой модели.

Однако в результате резкого ценового скачка, произошедшего в 2006 году, функционирование этих моделей рынков было приостановлено. Действующая модель региональных рынков предполагает, что генерирующие компании в дополнение к обслуживанию локальных потребителей, могут подавать заявки на рынок региона, а компании, снабжающие розничных потребителей, могут докупить на региональном рынке электроэнергию в случае дефицита выработки на рынке провинции. Сделки проводятся один раз в месяц, и основным фактором, ограничивающим их, являются перегрузки на линиях электропередачи, соединяющих провинции внутри одного региона.

Рынки электроэнергии на уровне провинций спроектированы на основе модели «единого закупщика». Аукционы проводятся один или два раза в месяц, однако в большинстве случаев заявки могут подаваться лишь на 30% вырабатываемой электроэнергии, а оставшаяся часть электроэнергии отбирается по принципу обеспечения равного количества часов выработки за год. Для защиты от манипулирования рынком организатор торгов устанавливает потолок ценовых заявок.

6 пробных рынков на уровне провинций были запущены в Китае еще в 1999-2000 годах с целью получения практического представления о функционировании оптовых рынков и необходимой инфраструктуре для поддержки таких рынков. В дальнейшем они уступили место пилотным проектам региональных рынков, запущенным в 2004 году.

Индия

Регулирование отрасли

Министерство энергетики Индии является главным органом государственной власти, отвечающим за развитие электроэнергетики в стране и формирование энергетической политики. Реализация внутренней энергетической политики на уровне штатов страны находится в компетенции правительств 28 штатов Индии.

Тарифы на производство электроэнергии генерирующими компаниями, принадлежащими государству, и на передачу электроэнергии по магистральным сетям устанавливаются Центральной регулирующей Комиссией Индии. На региональном уровне деятельность энергокомпаний регулируется 28 соответствующими государственными регулирующими Комиссиями штатов.

Наши рекомендации