Постоянный комитет ВСНП
Постоянный комитет ВСНП — орган президиального типа, довольно типичное порождение социалистической концепции организации власти. Идея сочетания производственных обязанностей с депутатской деятельностью в КНР, так же как и в других социалистических странах, привела к очень кратковременному функционированию ВСНП как коллегиального органа (две-три недели в году, около четырех месяцев за пять лет), что обусловило появление более узкой коллегии, осуществляющей целый ряд полномочий ВСНП. Формально это происходит "в период между сессиями", но с учетом продолжительности сессий следовало бы указать, что в основном. Это явление — один из социалистических "перевертышей".
ПК ВСНП избирается ВСНП, перед ним ответствен и ему подотчетен. В состав ПК ВСНП входят: Председатель, заместители Председателя, начальник секретариата и члены. В нем должно состоять "соответствующее число" представителей малочисленных национальностей. Нахождение в составе ПК ВСНП несовместимо со службой в государственных административных органах, органах суда и органах прокуратуры. В то же время Конституция не требует, чтобы в состав ПК ВСНП входили только депутаты ВСНП; более того, из ряда ее формулировок можно с уверенностью сделать обратный вывод.
Председатель и заместители Председателя ПК ВСНП могут занимать эти должности не более двух сроков подряд. Они вместе с начальником секретариата образуют Совет Председателя, который занимается "важной текущей работой" ПК ВСНП.
Полномочия ПК ВСНП весьма обширны, и перечень их также открытый, так как ВСНП может возложить на него "и другие функции". Можно выделить собственные полномочия Постоянного комитета ВСНП и выполняемые им полномочия ВСНП.
К собственным полномочиям Постоянного комитета ВСНП относятся: давать толкование Конституции, принимать и изменять законы (кроме отнесенных к ведению ВСНП), давать толкование законов, контролировать работу Государственного совета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры, отменять акты органов государственной власти провинциального уровня, противоречащие Конституции, законам и административным актам, принимать решения о всеобщей или частичной мобилизации в стране, о ратификации и денонсации международных договоров, равно как некоторые другие полномочия, в том числе традиционные полномочия главы государства (назначение и отзыв полномочных представителей в иностранных государствах, награждение орденами и присвоение почетных званий, помилование).
"В период между сессиями ВСНП", действуя вместо него, ПК ВСНП вносит частичные изменения и дополнения в законы, принятые ВСНП, утверждает предложенные Государственным советом поправки к планам народнохозяйственного и социального развития, государственному бюджету в ходе их выполнения; назначает и смещает министров, председателей комитетов, главного ревизора и начальника секретариата по представлению Премьера Государственного совета, по представлению Председателя Центрального военного совета назначает и смещает его членов, принимает решение об объявлении войны в случае, если страна подвергнется вооруженному нападению, или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по совместной обороне от агрессии.
ПК ВСНП избирается на пять лет, так же как и ВСНП, но полномочия его состава прекращаются лишь с избранием его нового состава новоизбранным ВСНП.
Порядок деятельности регулируется Регламентом Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 1987 г. и Регламентом деятельности лиц, составляющих Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей 1993 г.
Очередные заседания Постоянного комитета проводятся один раз в два месяца, а при особых обстоятельствах проводятся внеочередные заседания. Созываются заседания Председателем ПК ВСНП, который ими сам руководит или поручает это своему заместителю. За семь дней до заседания лиц, входящих в состав ПК, уведомляют о дне открытия заседания и главных вопросах, предлагаемых для обсуждения на заседании. Кворум составляет более половины состава этого органа.
На заседании присутствуют ответственные лица Государственного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры, а также председатели, заместители председателей, члены, советники специальных комиссий ВСНП, ответственные работники министерств, председатели постоянных комитетов собраний народных представителей провинций, автономных районов, городов центрального подчинения (либо по одному из их заместителей). В необходимых случаях могут быть приглашены некоторые депутаты ВСНП.
Регламент деятельности членов ПК ВСНП устанавливает, что лица, входящие в состав Постоянного комитета, должны, в частности, отстаивать коренные интересы и общую волю народа всей страны, решительно придерживаться системы собраний народных представителей, должны прилагать усилия для изучения теории строительства социализма с китайской спецификой, досконально знать Конституцию и законы, овладевать знаниями, необходимыми для осуществления своих полномочий, блюсти честность и неподкупность. Интересно, что все права членов ПК ВСНП в этом акте изложены как обязанности: обязанность участвовать в заседаниях, выступать, голосовать и т. д. В случае серьезного нарушения Регламента они должны выступить на заседании с самокритикой в присутствии Председателя ПК ВСНП, который, очевидно, нарушить Регламент не может по определению.
Председатель КНР
Председатель КНР не имеет конституционной дефиниции, однако может рассматриваться как единоличный глава государства, хотя, как мы видели, некоторые традиционные полномочия главы государства входят в компетенцию ПК ВСНП*.
* В докладе о проекте Конституции КНР 1954 г. один из тогдашних лидеров КПК Лю Шаоци (впоследствии он даже стал Председателем КНР, но затем был репрессирован) говорил: "Функции главы государства в нашей стране выполняются совместно Постоянным комитетом Всекитайского Собрания народных представителей и Председателем Китайской Народной Республики, избираемыми Всекитайским Собранием народных представителей. Таким образом, глава государства в нашей стране коллегиальный" (Лю Шао-ци. О проекте Конституции Китайской Народной Республики. — Конституция Китайской Народной Республики. Пекин, 1954. С. 46). Юридическая конструкция института Председателя КНР по Конституции 1982 г. почти не отличается от конструкции, предусмотренной в Конституции 1954 г.
Председателем КНР может быть избран гражданин КНР, обладающий избирательным правом и достигший 45 лет. Председатель КНР не может занимать эту должность более чем два срока подряд. Председатель КНР избирается ВСНП. Срок его полномочий соответствует сроку полномочий ВСНП, но он осуществляет свои полномочия до вступления в должность Председателя, избранного ВСНП нового созыва. Все это относится и к заместителю Председателя.
Конституция КНР не содержит каких-либо предписаний относительно процедуры их избрания. Закон об организации ВСНП и Регламент ВСНП устанавливают, что кандидатуры Председателя и заместителя Председателя КНР выдвигаются президиумом сессии, а после обсуждения делегациями президиум на основании мнения большинства депутатов составляет официальный список кандидатов. Голосование по кандидатурам, согласно закону, по решению президиума проводится тайно, или поднятием руки, или другими способами, тогда как согласно Регламенту — только тайно. Решение принимается простым большинством голосов всех депутатов ВСНП.
Предложения об освобождении от должности Председателя и заместителя Председателя КНР могут вносить не менее трех делегаций или не менее 1/5 от общего числа депутатов ВСНП. Решение принимается простым большинством голосов всех депутатов ВСНП.
В случае досрочной вакансии должности Председателя ее занимает заместитель Председателя. Если же вакантной оказывается его должность или обе должности, проводятся дополнительные выборы, а до того обязанности Председателя временно исполняет Председатель ПК ВСНП.
Свои полномочия по опубликованию законов*, назначению ряда высших должностных лиц (Премьера, его заместителей, членов Государственного совета и др.), награждению государственными орденами и присвоению государственных почетных званий, направлению и отзыву представителей в иностранных государствах, ратификации и денонсации договоров с иностранными государствами, опубликованию указов о помиловании, о мобилизации, о введении чрезвычайного положения и объявлению состояния войны Председатель КНР осуществляет на основании решений ВСНП или ПК ВСНП. Кроме того, он представляет КНР и принимает дипломатических представителей иностранных государств.
* На практике он опубликовывает и другие акты ПК ВСНП. Например, указом Председателя КНР № 79 от 29 октября 1996 г. был опубликован полный текст Правил выборов депутатов Народно-освободительной армии Китая во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней от уездной ступени и выше.
Председателю КНР в его работе помогает его заместитель, которому Председатель может поручить осуществление части своих полномочий.
Реальная роль Председателя КНР определяется не предоставленными Конституцией полномочиями, а авторитетом и влиянием занимающего эту должность лица. В последние годы практикуется совмещение должностей генерального секретаря ЦК КПК, Председателя КНР и Председателя Центрального военного совета*. Поэтому сегодня в отличие от более или менее длительных других периодов времени можно утверждать, что Председатель КНР — действительно первое лицо в государстве.
* В настоящее время эти должности занимает Цзян Цзэминь.
Конституциями КНР никогда не предусматривалось звание Почетного Председателя КНР, но тем не менее в практике КНР такой случай был: решением ПК ВСНП от 16 мая 1981 г. это звание было присвоено старейшей государственной и общественной деятельнице Китая, вдове Сунь Ятсена Сун Цинлин*.
* Это произошло незадолго до ее кончины 29 мая того же года (см.: Политическая система Китайской Народной Республики (структура основных институтов власти). С. 54).
Государственный совет
Государственный совет КНР характеризуется в ст. 85 Конституции как центральное народное правительство, исполнительный орган верховного органа государственной власти, верховный государственный административный орган. Он состоит из Премьера, заместителей Премьера, членов Государственного совета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата. Этот орган, так же как и правительства других стран, руководит административной работой общегосударственного масштаба, деятельностью министерств и ведомств и наделен соответствующими функциями и полномочиями, перечень которых в Конституции насчитывает 18 позиций, причем последняя из них — это "другие полномочия, которые возлагаются на него" ВСНП и ПК ВСНП.
Кандидатура Премьера Государственного совета утверждается ВСНП по представлению Председателя КНР, а остальные лица, входящие в состав Государственного совета, утверждаются ВСНП по представлению Премьера. Всех их ВСНП имеет право освобождать от должности по процедуре, описанной в предыдущих пунктах настоящего параграфа. В период между сессиями ВСНП изменения в составе Государственного совета производит ПК ВСНП по представлению Премьера.
Срок полномочий Государственного совета соответствует сроку полномочий ВСНП, причем Премьер, его заместители и члены Государственного совета могут занимать эти должности не более двух сроков подряд. Необходимо пояснить, что члены Государственного совета — это не просто лица, которые входят в его состав, а по существу как бы вторая категория заместителей Премьера. Вместе с заместителями они "помогают Премьеру". Премьер, его заместители, члены Государственного совета и начальник секретариата образуют постоянное бюро Государственного совета. Премьер созывает заседания Государственного совета и его постоянного бюро и председательствует на них.
Конституция в ст. 92 установила ответственность и подотчетность Государственного совета в отношении ВСНП и ПК ВСНП.
Особенности правового и фактического статуса этого органа определяются тем, что он часто выступает "в паре" с ЦК КПК, точнее, решения ЦК КПК нередко оформляются как совместные решения ЦК КПК и Государственного совета. Надо сказать, что и собственные акты этого органа нередко носят характер политической директивы, предписаний ориентирующего характера, "установок", какими являются, например: "Некоторые политические установки Государственного совета об индивидуальных хозяйствах в городах и поселках, не связанных с сельским хозяйством", "Некоторые положения об индивидуальной промышленности и торговле в деревне", "Постановление о внедрении курса на урегулирование народного хозяйства на предприятиях коммун и производственных бригад" и пр.
На министров и председателей комитетов Конституция возложила ответственность за руководство работой соответствующих ведомств, которые на основе законов и актов Государственного совета издают в пределах своей компетенции распоряжения, инструкции и положения. Государственный совет учреждает ревизионный орган для контроля и надзора за доходами и расходами ведомств Государственного совета и местных правительств, государственных валютно-финансовых органов, предприятий и учреждений. Под руководством Премьера ревизионный орган в соответствии с законом действует самостоятельно, без вмешательства других административных органов, общественных организаций и отдельных лиц.