Постоянный комитет ВСНП

Постоянный комитет ВСНП — орган президиального типа, довольно типичное порождение социалистической концепции организации власти. Идея сочетания производственных обязан­ностей с депутатской деятельностью в КНР, так же как и в других социалистических странах, привела к очень кратков­ременному функционированию ВСНП как коллегиального орга­на (две-три недели в году, около четырех месяцев за пять лет), что обусловило появление более узкой коллегии, осуществ­ляющей целый ряд полномочий ВСНП. Формально это проис­ходит "в период между сессиями", но с учетом продолжитель­ности сессий следовало бы указать, что в основном. Это явле­ние — один из социалистических "перевертышей".

ПК ВСНП избирается ВСНП, перед ним ответствен и ему подотчетен. В состав ПК ВСНП входят: Председатель, замес­тители Председателя, начальник секретариата и члены. В нем должно состоять "соответствующее число" представителей ма­лочисленных национальностей. Нахождение в составе ПК ВСНП несовместимо со службой в государственных административ­ных органах, органах суда и органах прокуратуры. В то же время Конституция не требует, чтобы в состав ПК ВСНП вхо­дили только депутаты ВСНП; более того, из ряда ее форму­лировок можно с уверенностью сделать обратный вывод.

Председатель и заместители Председателя ПК ВСНП мо­гут занимать эти должности не более двух сроков подряд. Они вместе с начальником секретариата образуют Совет Предсе­дателя, который занимается "важной текущей работой" ПК ВСНП.

Полномочия ПК ВСНП весьма обширны, и перечень их также открытый, так как ВСНП может возложить на него "и другие функции". Можно выделить собственные полномочия Постоянного комитета ВСНП и выполняемые им полномочия ВСНП.

К собственным полномочиям Постоянного комитета ВСНП относятся: давать толкование Конституции, принимать и из­менять законы (кроме отнесенных к ведению ВСНП), давать толкование законов, контролировать работу Государственно­го совета, Центрального военного совета, Верховного народ­ного суда и Верховной народной прокуратуры, отменять акты органов государственной власти провинциального уровня, про­тиворечащие Конституции, законам и административным ак­там, принимать решения о всеобщей или частичной мобилиза­ции в стране, о ратификации и денонсации международных договоров, равно как некоторые другие полномочия, в том числе традиционные полномочия главы государства (назначение и отзыв полномочных представителей в иностранных государ­ствах, награждение орденами и присвоение почетных званий, помилование).

"В период между сессиями ВСНП", действуя вместо него, ПК ВСНП вносит частичные изменения и дополнения в законы, принятые ВСНП, утверждает предложенные Государственным советом поправки к планам народнохозяйственного и социаль­ного развития, государственному бюджету в ходе их выполне­ния; назначает и смещает министров, председателей комитетов, главного ревизора и начальника секретариата по представлению Премьера Государственного совета, по представлению Предсе­дателя Центрального военного совета назначает и смещает его членов, принимает решение об объявлении войны в случае, если страна подвергнется вооруженному нападению, или в слу­чае необходимости выполнения международных договорных обязательств по совместной обороне от агрессии.

ПК ВСНП избирается на пять лет, так же как и ВСНП, но полномочия его состава прекращаются лишь с избранием его нового состава новоизбранным ВСНП.

Порядок деятельности регулируется Регламентом Посто­янного комитета Всекитайского собрания народных представи­телей 1987 г. и Регламентом деятельности лиц, составляющих Постоянный комитет Всекитайского собрания народных пред­ставителей 1993 г.

Очередные заседания Постоянного комитета проводятся один раз в два месяца, а при особых обстоятельствах проводят­ся внеочередные заседания. Созываются заседания Председа­телем ПК ВСНП, который ими сам руководит или поручает это своему заместителю. За семь дней до заседания лиц, вхо­дящих в состав ПК, уведомляют о дне открытия заседания и главных вопросах, предлагаемых для обсуждения на заседании. Кворум составляет более половины состава этого органа.

На заседании присутствуют ответственные лица Государ­ственного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры, а также председатели, заместители пред­седателей, члены, советники специальных комиссий ВСНП, ответственные работники министерств, председатели посто­янных комитетов собраний народных представителей провин­ций, автономных районов, городов центрального подчинения (либо по одному из их заместителей). В необходимых случаях могут быть приглашены некоторые депутаты ВСНП.

Регламент деятельности членов ПК ВСНП устанавливает, что лица, входящие в состав Постоянного комитета, должны, в частности, отстаивать коренные интересы и общую волю на­рода всей страны, решительно придерживаться системы со­браний народных представителей, должны прилагать усилия для изучения теории строительства социализма с китайской спецификой, досконально знать Конституцию и законы, овла­девать знаниями, необходимыми для осуществления своих пол­номочий, блюсти честность и неподкупность. Интересно, что все права членов ПК ВСНП в этом акте изложены как обязан­ности: обязанность участвовать в заседаниях, выступать, го­лосовать и т. д. В случае серьезного нарушения Регламента они должны выступить на заседании с самокритикой в присут­ствии Председателя ПК ВСНП, который, очевидно, нарушить Регламент не может по определению.

Председатель КНР

Председатель КНР не имеет конституционной дефиниции, однако может рассматриваться как единоличный глава госу­дарства, хотя, как мы видели, некоторые традиционные пол­номочия главы государства входят в компетенцию ПК ВСНП*.

* В докладе о проекте Конституции КНР 1954 г. один из тогдашних ли­деров КПК Лю Шаоци (впоследствии он даже стал Председателем КНР, но затем был репрессирован) говорил: "Функции главы государства в нашей стране выполняются совместно Постоянным комитетом Всекитай­ского Собрания народных представителей и Председателем Китайской Народной Республики, избираемыми Всекитайским Собранием народных представителей. Таким образом, глава государства в нашей стране кол­легиальный" (Лю Шао-ци. О проекте Конституции Китайской Народной Республики. — Конституция Китайской Народной Республики. Пекин, 1954. С. 46). Юридическая конструкция института Председателя КНР по Конституции 1982 г. почти не отличается от конструкции, предусмотрен­ной в Конституции 1954 г.

Председателем КНР может быть избран гражданин КНР, обладающий избирательным правом и достигший 45 лет. Пред­седатель КНР не может занимать эту должность более чем два срока подряд. Председатель КНР избирается ВСНП. Срок его полномочий соответствует сроку полномочий ВСНП, но он осуществляет свои полномочия до вступления в должность Председателя, избранного ВСНП нового созыва. Все это отно­сится и к заместителю Председателя.

Конституция КНР не содержит каких-либо предписаний относительно процедуры их избрания. Закон об организации ВСНП и Регламент ВСНП устанавливают, что кандидатуры Председателя и заместителя Председателя КНР выдвигаются президиумом сессии, а после обсуждения делегациями прези­диум на основании мнения большинства депутатов составляет официальный список кандидатов. Голосование по кандидату­рам, согласно закону, по решению президиума проводится тайно, или поднятием руки, или другими способами, тогда как согласно Регламенту — только тайно. Решение принимается простым большинством голосов всех депутатов ВСНП.

Предложения об освобождении от должности Председате­ля и заместителя Председателя КНР могут вносить не менее трех делегаций или не менее 1/5 от общего числа депутатов ВСНП. Решение принимается простым большинством голосов всех депутатов ВСНП.

В случае досрочной вакансии должности Председателя ее занимает заместитель Председателя. Если же вакантной ока­зывается его должность или обе должности, проводятся до­полнительные выборы, а до того обязанности Председателя временно исполняет Председатель ПК ВСНП.

Свои полномочия по опубликованию законов*, назначению ряда высших должностных лиц (Премьера, его заместителей, членов Государственного совета и др.), награждению государ­ственными орденами и присвоению государственных почетных званий, направлению и отзыву представителей в иностранных государствах, ратификации и денонсации договоров с иност­ранными государствами, опубликованию указов о помилова­нии, о мобилизации, о введении чрезвычайного положения и объявлению состояния войны Председатель КНР осуществляет на основании решений ВСНП или ПК ВСНП. Кроме того, он представляет КНР и принимает дипломатических представи­телей иностранных государств.

* На практике он опубликовывает и другие акты ПК ВСНП. Например, указом Председателя КНР № 79 от 29 октября 1996 г. был опубликован полный текст Правил выборов депутатов Народно-освободительной армии Китая во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней от уездной сту­пени и выше.

Председателю КНР в его работе помогает его замести­тель, которому Председатель может поручить осуществление части своих полномочий.

Реальная роль Председателя КНР определяется не пре­доставленными Конституцией полномочиями, а авторитетом и влиянием занимающего эту должность лица. В последние годы практикуется совмещение должностей генерального секрета­ря ЦК КПК, Председателя КНР и Председателя Центрально­го военного совета*. Поэтому сегодня в отличие от более или менее длительных других периодов времени можно утверж­дать, что Председатель КНР — действительно первое лицо в государстве.

* В настоящее время эти должности занимает Цзян Цзэминь.

Конституциями КНР никогда не предусматривалось зва­ние Почетного Председателя КНР, но тем не менее в прак­тике КНР такой случай был: решением ПК ВСНП от 16 мая 1981 г. это звание было присвоено старейшей государственной и общественной деятельнице Китая, вдове Сунь Ятсена Сун Цинлин*.

* Это произошло незадолго до ее кончины 29 мая того же года (см.: По­литическая система Китайской Народной Республики (структура основ­ных институтов власти). С. 54).

Государственный совет

Государственный совет КНР характеризуется в ст. 85 Кон­ституции как центральное народное правительство, исполни­тельный орган верховного органа государственной власти, вер­ховный государственный административный орган. Он состоит из Премьера, заместителей Премьера, членов Государствен­ного совета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата. Этот орган, так же как и правительства других стран, руководит административной ра­ботой общегосударственного масштаба, деятельностью мини­стерств и ведомств и наделен соответствующими функциями и полномочиями, перечень которых в Конституции насчитывает 18 позиций, причем последняя из них — это "другие полномо­чия, которые возлагаются на него" ВСНП и ПК ВСНП.

Кандидатура Премьера Государственного совета утвержда­ется ВСНП по представлению Председателя КНР, а остальные лица, входящие в состав Государственного совета, утвержда­ются ВСНП по представлению Премьера. Всех их ВСНП имеет право освобождать от должности по процедуре, описанной в предыдущих пунктах настоящего параграфа. В период между сессиями ВСНП изменения в составе Государственного совета производит ПК ВСНП по представлению Премьера.

Срок полномочий Государственного совета соответствует сроку полномочий ВСНП, причем Премьер, его заместители и члены Государственного совета могут занимать эти должности не более двух сроков подряд. Необходимо пояснить, что чле­ны Государственного совета — это не просто лица, которые входят в его состав, а по существу как бы вторая категория заместителей Премьера. Вместе с заместителями они "помогают Премьеру". Премьер, его заместители, члены Государствен­ного совета и начальник секретариата образуют постоянное бюро Государственного совета. Премьер созывает заседания Государственного совета и его постоянного бюро и председа­тельствует на них.

Конституция в ст. 92 установила ответственность и подот­четность Государственного совета в отношении ВСНП и ПК ВСНП.

Особенности правового и фактического статуса этого орга­на определяются тем, что он часто выступает "в паре" с ЦК КПК, точнее, решения ЦК КПК нередко оформляются как со­вместные решения ЦК КПК и Государственного совета. Надо сказать, что и собственные акты этого органа нередко носят характер политической директивы, предписаний ориентирующе­го характера, "установок", какими являются, например: "Неко­торые политические установки Государственного совета об ин­дивидуальных хозяйствах в городах и поселках, не связанных с сельским хозяйством", "Некоторые положения об индивидуаль­ной промышленности и торговле в деревне", "Постановление о внедрении курса на урегулирование народного хозяйства на предприятиях коммун и производственных бригад" и пр.

На министров и председателей комитетов Конституция возложила ответственность за руководство работой соответ­ствующих ведомств, которые на основе законов и актов Госу­дарственного совета издают в пределах своей компетенции распоряжения, инструкции и положения. Государственный со­вет учреждает ревизионный орган для контроля и надзора за доходами и расходами ведомств Государственного совета и местных правительств, государственных валютно-финансовых органов, предприятий и учреждений. Под руководством Пре­мьера ревизионный орган в соответствии с законом действует самостоятельно, без вмешательства других административных органов, общественных организаций и отдельных лиц.

Наши рекомендации