Государственное устройство. Армения - унитарное государство

Армения - унитарное государство. Административно-территориальными единицами Армении являются области, которые состоят из сельских и городских общин. В общинах осуществляется местное самоуправление. Город Ереван имеет статус области. В 1995 г. принят Закон о новом административном делении, в соответствии с которым созданы 11 областей (мазров), управляемых губернаторами.

Действующая Конституция, принятая на общенародном референдуме 5 июля 1995 г., провозгласила Армению "суверенным, демократическим, социальным, правовым государством".

Форма правления - полупрезидентская республика, смоделированная по французскому образцу. Политический режим - демократия в процессе становления.

Законодательную власть в Республике осуществляет Национальное собрание, состоящее из 131 депутата, которые избираются на 4 года. Оно может быть распущено в порядке, предусмотренном Конституцией. Вновь избранное Национальное собрание нельзя распустить в течение 1 года после выборов.

Помимо принятия законов Национальное собрание утверждает государственный бюджет; по предложению Президента объявляет амнистию, в установленных законом случаях ратифицирует или денонсирует международные договоры, объявляет войну; осуществляет парламентский контроль за деятельностью Правительства, может выразить ему недоверие.

Национальное собрание обладает также определенными полномочиями в кадровой сфере: оно назначает (по предложению Президента) председателя Центрального банка и его заместителя; назначает (по предложению Председателя Национального собрания) председателя Контрольной палаты Национального собрания, пятерых членов Конституционного суда. По заключению Конституционного суда может прекратить полномочия назначенного им члена Суда, дать согласие на его арест, привлечение к уголовной или административной ответственности в судебном порядке.

Право законодательной инициативы в Национальном собрании принадлежит депутатам и Правительству. Правительство устанавливает последовательность обсуждения внесенных им проектов законов и может потребовать, чтобы они были поставлены на голосование с приемлемыми для него поправками.

Если Правительство признает проект закона неотложным, Национальное собрание обсуждает его и ставит на голосование в месячный срок. Проекты законов, уменьшающие доходы или увеличивающие расходы государства, обсуждаются только при наличии заключения Правительства и принимаются большинством голосов от списочного состава депутатов (а не только присутствующих).

Правительство в связи с принятием внесенного им проекта закона может поставить вопрос о доверии. Если Национальное собрание выражает Правительству недоверие, проект закона считается принятым. К подобной процедуре можно прибегать не более двух раз в течение одной сессии.

Национальное собрание может уполномочить Правительство на принятие имеющих силу закона постановлений, которые действуют в течение установленного Национальным собранием срока и не могут противоречить законам. Эти постановления подписывает Президент Республики.

Принятый закон передается Президенту, который в 21-дневный срок подписывает и обнародует его либо возвращает в Национальное собрание со своими возражениями или предложениями. Вновь принятый Национальным собранием закон Президент обязан подписать и обнародовать в 5-дневный срок.

Глава государства - Президент, избираемый непосредственно гражданами на 5-летний срок. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Президента более чем 2 раза подряд.

Президент Республики Армения обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Президент является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики.

В области внешней политики Президент представляет Армению в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой, заключает международные договоры, подписывает ратифицированные Национальным собранием международные договоры, ратифицирует межправительственные соглашения.

Президент Республики назначает и освобождает Премьер-министра. По представлению Премьер-министра назначает и освобождает членов Правительства. В случае выражения Национальным собранием недоверия Правительству в 20-дневный срок принимает его отставку, назначает Премьер-министра и формирует новое Правительство.

После консультаций с Председателем Национального собрания и Премьер-министром Президент может распустить Национальное собрание и назначить внеочередные выборы.

Глава государства играет важную роль в формировании органов суда и прокуратуры: по представлению Премьер-министра он назначает и освобождает от занимаемой должности генерального прокурора; по предложению Совета правосудия назначает председателей и судей Кассационного суда и его палат, апелляционных судов, судов первой инстанции и других судов, заместителей генерального прокурора и прокуроров, возглавляющих структурные подразделения прокуратуры, может прекратить полномочия судьи, дать согласие на арест, привлечение к уголовной или административной ответственности в судебном порядке, освобождает им же назначенных прокуроров. Президент назначает четверых членов и председателя Конституционного суда. По заключению Конституционного суда может прекратить полномочия назначенного им члена Конституционного суда или дать согласие на его арест, привлечение к уголовной или административной ответственности в судебном порядке.

Президент является главнокомандующим вооруженными силами, назначает их высший командный состав. В случае непосредственной опасности, угрожающей конституционному строю, после консультаций с Председателем Национального собрания и Премьер-министром Президент осуществляет продиктованные ситуацией мероприятия и обращается с посланием об этом к народу.

Президент Республики издает указы и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции и законам.

Исполнительную власть в Республике Армения осуществляет Правительство Республики Армения. Оно состоит из Премьер-министра и министров. Структура и порядок деятельности Правительства устанавливаются указом Президента по представлению Премьер-министра. Заседания Правительства созывает и ведет Президент Республики или, по его поручению, Премьер-министр. Постановления Правительства подписывает Премьер-министр, заверяет Президент Республики.

Премьер-министр руководит текущей деятельностью Правительства и координирует работу министров; принимает постановления, которые в предусмотренных регламентом случаях подписывают также осуществляющие их министры.

Член Правительства не может быть членом какого-либо представительного органа, занимать другую государственную должность или выполнять иную оплачиваемую работу.

Правительство несет ответственность перед парламентом. После формирования вновь избранного Национального собрания (или своего формирования) Правительство в 20-дневный срок представляет на одобрение Национального собрания программу своей деятельности, одновременно ставя вопрос о вотуме доверия. Проект постановления о недоверии Правительству может быть представлен не менее чем 1/3 от общего числа депутатов в течение 24 часов после постановки вопроса о вотуме доверия. Проект ставится на голосование не ранее 48 часов и не позднее 72 часов после его внесения. Решение принимают большинством голосов от списочного состава депутатов. В случае невнесения такого проекта или непринятия решения о недоверии программа деятельности Правительства считается одобренной. Если решение о недоверии принято, Премьер-министр заявляет Президенту об отставке Правительства.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Армении принадлежит к романо-германской семье с элементами прежнего социалистического права. В последние годы в публичном праве прослеживается влияние французской доктрины.

В 301 г. Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии. Соответственно нормы канонического права вошли в армянскую правовую систему как ее важнейший элемент, особенно в сфере брачно-семейных отношений. Существенное влияние оказало византийское право, некоторые нормы которого действовали здесь еще в XIX в.

В условиях иноземной оккупации, непрерывно длившейся с VII в., законодательная деятельность в Армении приостановилась. Однако продолжалось развитие канонического права; действовали нормы армянского обычного права. Захватчики принесли с собой и шариат, который применялся наряду с христианскими правовыми нормами.

С включением Восточной Армении в состав Российской империи (1828) на нее постепенно стало распространяться российское законодательство.

После установления Советской власти в 1920 г. Армения фактически реципировала новое социалистическое право РСФСР и в дальнейшем, на протяжении всего советского периода, ее законодательство ничем не отличалось от законодательства других союзных республик.

Коренную трансформацию правовая система Армении переживает с начала 1990-х гг. Общие направления реформ такие же, как и на всем постсоциалистическом пространстве: идеологический и политический плюрализм, социально ориентированная рыночная экономика, расширение прав и свобод личности и укрепление их гарантий. Одновременно правовая система Армении стала приобретать индивидуальность, хотя ее базовые принципы, структура и юридическая техника по-прежнему сходны с принятыми в других государствах - участниках СНГ. Это позволяет отнести Армению к "евразийской" группе романо-германской правовой семьи, сформировавшейся на основе сравнительно однородного правового пространства Содружества.

По темпам правовых преобразований Армения занимает среднее место на территории бывшего СССР: в 1995 г. принята новая Конституция, в 1998 г. Гражданский кодекс. Большинство отраслей права по-прежнему основываются на старых советских кодексах, действующих с многочисленными изменениями и дополнениями.

Основным источником права являются законодательные и иные нормативные акты. Их иерархия включает Конституцию, законы парламента, указы Президента Республики, постановления Правительства и Премьер-министра, подзаконные акты министерств и ведомств, органов местного самоуправления.

Парламент может уполномочить Правительство издавать постановления, имеющие силу закона, однако они не могут противоречить парламентским законам.

Согласно ч.4 ст.6 Конституции ратифицированные международные договоры являются составной частью правовой системы Республики. Если в них установлены иные нормы, чем предусмотренные в законах, то применяются нормы договора.

Особое место в системе источников права занимают решения Конституционного суда Армении, которыми может быть аннулирована любая норма закона или подзаконного акта.

В качестве субсидиарного источника ГК Армении допускает применение обычаев делового оборота.

Наши рекомендации