Признаки и источники (формы) позитивного права

выделяют внутреннюю форму права, под которой по­нимают форму его внутренней организации, способ связи элементов. Формы внешнего выражения норм права -источниками пра­ва. Выделяют источники права в фор­мальном смысле (формы права), источники права в материальном смысле, источники знаний о праве (тексты законов прошлых эпох и т. п.). Говорят об источниках права и в идеологическом смысле — пра­вовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины. Философский смысл источника права указывает на то, какие по своему хар-ру( либеральные, консерват ) философ.идеи легли в основу той или иной прав.системы. В юридич. Смысле форма права и ситочник широко применяются отечественными и зарубеж.правоведами во всех случаях, когда они рассматриваются в виде «способов выражения гос.воли, способа уст-ия прав.велений, или способа, кот. правилу поведения придается гос.властью обще-обяз.сила. Исторически первой формой права- правовой обычай— санкционированный государст­вом. Государственное санкционирование обычая производ двумя способами: а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного реше­ния. Второй вид источников права - судебный прецедент. С помощью прецедентов суды официально закрепляют уже фактически сложившиеся в обществе нор­мы. Прецеденты устанавливаются высшими судебными инстанциями. В сфере управленческой деятельности государства источником права мо­жет быть административный прецедент. Суд прецедент - это ре­шение судебного или административного органа, которое послужило образцом при рассмотрении подобного дела и ста­ло юридическим правилом. Третьим видом источников норм права можно назвать нормативно-пра­вовой договор. Нормативно-правовым догово­ром выступает соглашение субъектов права, которое содержит новые юриди­ческие правила.Четвертым (и важнейшим) источником права является нормативно-пра­вовой акт. Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в стра­нах с так называемым “писаным” правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты- он является од­ним из источников юридических норм и разновидностью правовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт: а) содержит юридические нормы; б) представляет собой официальный письменный акт-документ; в) является результатом особой деятельности государства, которую имену­ют правотворческой. Нормативно-правовой акт- официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме: а) компетентными органами государства; б) в порядке делегированного законодательства; в) в пороядке референдума. Основная задача нормативно-правового акта, -хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведе­ния адресатов. Виды нормативно-правовых актов- законы и подзаконные нормативно-правовые акты. | Закон обладает признаками: а) принимается высшими органами государственной власти или в поряд­ке референдума; б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права; в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке; г) должен отражать волю и интересы общества в целом; Законы делятся на конституционные и обыкно­венные. Обыкновенные законы дел на кодификационные (Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы раз­деляют на федеральные и законы субъектов Федерации.

Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать ло­кальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации.

В качестве источника права может выступать юридическая доктрина (пра­вовые теории, учения о праве). Во многих странах как континентального, так и общего права, источни­ком норм являются общие принципы права.

41. Закон: понятие и виды.

Демократическое государство представляет собой политическую организацию власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав человека, верховенства права во всех сферах жизни. В большинстве современных государств главным источником права является закон. Этимологически слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означало границу, предел чего-либо.

В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко — как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Каковы характерные признаки закона как ведущего источника права?

1. Закон-это юридический документ, содержащий нормы права.

2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.

3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.

4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

В государстве, имеющем парламентскую систему, формируется, естественно, и законодательная система, состоящая из нормативных актов парламента (законов, статутов и т. д.). Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Это предъявляет особые, повышенные требования к содержанию законами самом общем плане можно сказать, что содержание закона должно быть правовым, т. е. соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека. Такие права в основном зафиксированы в авторитетных международно-правовых документах ООН, которые составляют юридическую базу правовой защиты каждого человека в отдельности и человеческой цивилизации в целом и служат юридическим императивом для законодателей любых государств. Степень соблюдения прав человека в законе — критерий качества самого закона, показатель его сущности и полезности, справедливости и ориентированности на свободу.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, грубых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение невозможно без оснований, указанных в законе.

Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Наши рекомендации