Политические конфликты, кризисы и государственно-правовые способы их разрешения
Противоречия, конфликты присущи любому политическому процессу. Конфликт обычно развивается при взаимодействии субъектов политики, выражающих противоположные интересы (социальные, национальные, ведомственные, профессиональные и т. д.). Политическая воля способна предотвратить перерастание конфликта в вооруженную борьбу, снизить его интенсивность и остроту, найти варианты его смягчения.
Уровни формирования | Основные последствия | Условия разрешения | ||||
Положительные | Отрицательные | |||||
Межличностные | Стабилизирующая роль | Дезинтеграция и дестабилизация общества | Вскрытие причин | |||
Групповые | Разрешение противоречий и обновление общества | Гибель людей и материальных ценностей | Анализ конфликта | |||
На уровне подсистемы общества | Стимуляция переоценки ценностей | Неблагоприятные изменения отношений власти | Поиск путей и способов разрешения | |||
Региональные и глобальные | Ускорение момента кристаллизации новых общественных структур | Активные действия по ликвидации | ||||
Обеспечение лучшего познания конфликта | ||||||
В России есть глубокие революционные корни, которые пронизывают общественное сознание. Путем революционного переворота Россия вступила в XX столетие и путем революционного экспериментирования его завершает. Пример политического кризиса в российском обществе — события начала 90-х гг. К осени 1993 г. сложилась ситуация, когда президентская власть оказалась под угрозой полной потери управленческих функций и легитимности. Двоевластие переросло в безвластие. Указ Президента РФ № 1400 создал условия для упразднения системы советской власти в России и отмены действовавшей Конституции. События в Чечне и вокруг нее с особой остротой подтвердили, что у власти нет конструктивных идей, достаточных сил, реальных механизмов вывода страны из постигшего ее социально-экономического кризиса. На разрешение данного кризиса были направлены следующие политические акции 1993 г.: заключение конституционного соглашения; проведение референдума о доверии Президенту; создание альтернативной конституционной комиссии, Конституционного совещания; учреждение Совета Федерации, наделение его законодательными полномочиями и т. д.
Выход из политического конфликта возможен путем установления консенсуса и заключения компромисса.
Для поддержания политического консенсуса (лат. consensus — согласие, единодушие) необходимы три условия: 1) готовность большинства населения следовать принимаемым законам, установлениям, нормам; 2) позитивное восприятие большинством политических институтов, призванных претворять эти законы и установления в жизнь; 3) наличие у различных категорий граждан чувства принадлежности к общности, например к нации, что способствует сглаживанию имеющихся различий в их интересах и потребностях. Договор об общественном согласии, заявление тринадцати предпринимателей "Выйти из тупика" — попытки определить пути к согласию, которое необходимо обществу, уставшему от политических разборок, конфликтов, постоянной борьбы оппозиции с властью.
Важное значение играют в политике компромиссы, которые заключаются на основе не словесного "консенсуса", а баланса реальных сил.
Компромисс (лат. compromissum) есть соглашение, достигнутое путем взаимных уступок сторон, вовлеченных в конфликт. Политическая амнистия в феврале 1994 г. создала благоприятные условия для реализации и другой политической акции — подписания в конце апреля Договора об общественном согласии представителями ряда властных структур, политических партий, общественных организаций, в том числе профсоюзов. Акт этот правомерно рассматривать, как проявление крепнущего в обществе желания уйти от конфронтационности, а также крайней усталости страны от распрей.
Одна из крайних форм проявления конфликтной политической ситуации — политический переворот. Это открытая попытка замены господства одних политических сил другими. Сам по себе политический переворот не в состоянии восстановить стабильность системы. Если он имеет поверхностный характер и не изменяет базовых структур системы (а именно это отличает переворот от глубинных социальных преобразований), то в лучшем случае дает лишь выигрыш во времени, но обычно такая отсрочка не приносит желаемых результатов.
В послевоенный период, по оценкам западных политологов, 71 нация пострадала от государственных переворотов или попыток совершения революций. А потому проблема определения возможных стрессовых ситуаций, политических и социальных напряжений и разработки наиболее эффективных средств их ослабления и полного устранения стала одной из наиболее важных в политологии.
Неспособность общества восстановить внутреннюю стабильность с помощью политических средств имела в России следствием гражданскую войну. Гражданская война как форма проявления общественных противоречий обычно бывает длительной и кровопролитной. Один из ее возможных результатов — полный распад системы. Однако чаще гражданская война завершается победой одной из сторон. При условиях сохранения системы такая победа полностью не снимает существующих противоречий.
Переломный момент в развитии политического процесса в политике обозначается термином "кризис" (греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход). По сути политический кризис есть сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. Политическая обстановка, возникающая в результате кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев политической правящей группой. Любой политический кризис может перерасти в конфликтную ситуацию.
Различают несколько видов (типов) политических кризисов.
Правительственный кризис выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе.
Парламентарный кризис — это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда он оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов.
Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основного закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из него состоит в качественном обновлении Конституции или принятии новой.
В ходе политической борьбы, столкновений интересов (социальных, национальных, групповых, ведомственных, местных и т. д.) вопросы содержания правовых норм и их применения оказываются в центре политической борьбы, а законотворческая деятельность становится формой политического противоборства, инструментом политики. Так, конституционный кризис в России в 1992 — 1993 гг. по вопросу о компетенции различных ветвей власти носил не столько правовой, сколько политический характер.
Внешнеполитический, или международный, кризис обусловливается расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если кризис не разрешается путем переговоров и взаимных уступок, он может перерасти в войну. Одним из классических примеров является кубинский кризис, который чуть не привел к мировой войне.
Социально-политический, или общенациональный, кризис есть поворотный момент в развитии социально-политического процесса, не обязательно ведущий к смене властвующей элиты или господствующей социальной группы. Выход из него может быть обеспечен частными перестановками внутри правящей группы и корректировкой политического курса без нарушения существующего соотношения между социально-политическими силами. Если выход не будет найден, кризис может перерасти в революционную ситуацию.
В развитых демократических странах большое значение придается оппозиции как фактору, сдерживающему развитие конфликтных и кризисных ситуаций.
Оппозиция (противопоставление) понимается обычно в двух аспектах:
как противодействие, противопоставление одних взглядов, позиций, политики, действий другим;
как группа лиц, партий, фракций, выступающих с иным или противоположным мнением, противоречащим господствующей, официальной точке зрения, мнению большинства.
Оппозиция правомерно рассматривается в качестве одного из институтов политической системы демократически организованного общества.
Существуют различные виды оппозиции: внешняя и внутренняя, явная и латентная (скрытая), легальная и нелегальная, умеренная (конструктивная) и деструктивная, правая и левая, парламентская и внутрипартийная.
Весомой является властная оппозиция — парламентская. В Государственной Думе первого созыва, по некоторым аналитическим оценкам, 256 депутатов из 448 были настроены антиреформаторски. Из них 200 резко выступали против реформ. Безусловными (или условными) сторонниками реформ были 188 депутатов'.
В нынешней Думе оппозицию Правительству и Президенту составляет почти половина всего состава, (только коммунисты располагают 35 % мандатов). Наличие в Думе ощутимого "левопатриотического" большинства предопределяет острые политические баталии при обсуждении вопросов, превращает ее в источник постоянной "головной боли" исполнительной власти.
Немалую силу представляет собой партийная оппозиция, хотя современные российские партии немногочисленны. Тем не менее, политические акции партий, в частности их заявления, оценки, митинги, форумы, "круглые столы", теоретические конференции, дискуссии; выступления по телевидению и в печати их лидеров оказывают весьма ощутимое воздействие на общественное мнение, поворачивают его в том или ином направлении.