Краткое описание дисциплины

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Основы толерантности»

Алматы, 2015г.

Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании:

новейших достижений исторической науки. Толерантность - историко-социальный феномен. Несомненная важность изучения толерантности обусловлена, прежде всего, необходимостью создания учебно-обоснованных историко-социальных программ по воспитанию студенческой молодежи, поскольку формирование толерантного сознания является одним из условий выживания постиндустриального общества. В современном мире с особой остротой возникла потребность в формировании особого типа личности – личности толерантной.

Типовой программы дисциплины «Основы телерантности», согласно указанию Президента РК Назарбаева Н.А. о необходимости повышения образовательного уровня студенческой молодежи в области межэтнической и межконфессиональной культуры.

Составители:

Заведующая кафедрой методики преподавания

истории и общественных дисциплин ,

кандидат исторических наук, профессор Ж. Нұрманбетқызы

кандидат полит.н., старший преподаватель

кафедры методики преподавания

истории и общественных дисциплин Даулбаев Т.Ф.

Опись содержания учебно-методического комплекса дисциплины

Наименование документации Стр.  
1. Силлабус 4-5
2. Календарно-тематический план 5-8
3. Критерии оценки
4. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины 9-14
5. Рабочая учебная программа дисциплины 15-24
6. Учебно-методические материалы 24-26
7. Вопросы для подготовки к экзамену
8. Тезисы лекций 26-47
9. Планы семинарских, практических, лабораторных и студийных занятий     47-49
10. Материалы для организации и управления самостоятельной работой обучающихся: 49-51
11. Материалы для мониторинга и контроля образованности обучающихся (уровня сформированности предметных компетенций): 51-60

Силлабус дисциплины для студентов

Основы толерантности

Информация о дисциплине

Наименование дисциплины Основы толерантности   код дисциплины количество кредитов Курс, семестр 2 3, 4
Наименование Специальности Все специальности КазНПУ им.Абая        
Форма обучения (дневная), (ВО) Язык обучения Русский
Время и место проведения дисциплины занятия проводятся согласно расписанию
Время консультаций консультации проводятся согласно расписанию
Расписание рубежного контроля (неделя семестра) на 8-ой и 15-ой неделях семестра
должность, степень, звание ФИО преподавателя старший преподаватель, кандидат политических наук, Даулбаев Тимур Файзиевич контактная информация (телефон, e-mail) д.т. 278-01-80 сот.8705-261-46-65 daulbayev@ inbox.ru    
    Подпись     Заведующая кафедрой методики преподавания истории и общественных дисциплин, кандидат исторических наук, профессор Ж. Нұрманбетқызы

Краткое описание дисциплины.

Цель преподавания курса «Основы толерантности» - развитие гражданской идентичности, толерантности в казахстанском обществе через систему образования и воспитания, формирование у студентов комплекса научных знаний о толерантности как о целостной системе: казахстанский патриотизм, уважение к культуре и традициям всех этнических групп.

Основными задачами курса являются:

- дать студентам целостное представление о теоретических и практических основах толерантности;

- показать толерантность как ключевую проблему для всего мира, существенно составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства;

- проанализировать толерантность как культурную направленность, отношение личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, университете, факультете, студенческой группе;

- раскрыть сущность межэтнической и межконфессиональной толерантности в Казахстане.

В результате изучения данного курса студенты должны:

- иметь систематизированные знания о категориально-понятийном аппарате толерантности;

- уметь анализировать наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость;

- знать современные тенденции и проблемы развития межэтнических и межконфессиональных процессов через призму толерантности;

Курс «Основы толерантности» направлен на привитие у студентов восприятия того, что толерантности отводится главное место при решении проблемы развития культуры межэтнических отношений.

3. Пререквизиты дисциплины: История Казахстана, философия, культурология, религиоведение, которые формируют у студентов базовый комплекс мировоззренческих знаний, позволяющий им усвоить специфику функционирования и развития толерантности, культуры межконфессиональных и межэтнических отношений.

4. Постреквизиты дисциплины: теория межличностных коммуникаций, человек и общество; история мировой культуры; менеджмент в условиях реального современного образования; организация работы с кадрами; современная концепция исторического образования; правовые вопросы управления образованием; технология преподавания всемирной истории; андрагогика.

2. Календарно-тематический план.

Наименование тем дисциплины недели Аудиторные занятия Вид задания (описание) Всего (ч.)
Лекции (ч.) Пр/сем./лаб./ студ (ч.) СРСП СРС
История формирования взглядов и подходов к толерантности в общественной мысли    
Принципы толерантности  
Обучение толерантности  
Изучение и поддержка другой культуры  
Уважение культурных различий  
Толерантность религиозная и светская  
Соотношение понятий религия и толерантность  
Диалектика религиозного и светского в культуре  
Воспитание толерантности: сущность и средства  
Толерантность и личность  
Назарбаев Н.А. как выдающаяся толерантная личность современности  
Назарбаев Н.А. – организатор диалогов лидеров мировых и традиционных религий  
Ассамблея народов Казахстана и ее деятельность по обеспечению межэтнического и межконфессионального согласия  
Основные направления деятельности Ассамблеи по формированию и реализации государственной национальной политики  
Этнокультурные объединения Республики Казахстан и их роль в пропаганде толерантности  
  Итого:  

Литература для изучения

Основная литература:

  1. Назарбаев Н.А. Доклад на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана. 26 октября 2009 г. // Сайт АкОрда.
  2. Назарбаев Н.А. Стратегия радикального обновления глобального сообщества и партнерство цивилизаций. – Астана: ТОО АРКО, 2009. – 264 с.
  3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
  4. Евтух В. Национальные меньшинства между государственной политикой и самоопределением// Социология: теория, методы, маркетинг. - 1998. - № 1-2. - C. 99-104
  5. Комоцкая В.Д. Фактор политической культуры в межэтнических конфликтах на территории бывшего СССР. - http//www.
  6. Положение об Ассамблее народа Казахстана.// Утверждено указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года, № 856.
  7. Указ Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года №856 «О стратегии Ассамблеи народов Казахстана и положение об Ассамблеи народа Казахстана».
  8. Д. В. Колесов «Толерантность. Введение в проблему» М.2011г.
  9. С. Г. Ильинская Толерантность Издательство: Праксис, 2007 г.

Дополнительная литература:

  1. Амелин В.В. Проблемы предотвращения межэтнических конфликтов. - http//www.
  2. Асмолов А.Г. Слово о толерантности. – Век толерантности, 2001, № 1.
  3. Арутюнян Ю.В., Дробижева Я.М Этносоциология: пройденное и новые горизонты// Социс.- 2000.- № 4.- C. 11-22.
  4. Балушок В. Этническое и национальное: динамика взаимодействия// Социология: теория, методы, маркетинг. - 1999. - №1. - C. 93-107.
  5. Белецкий, А. К. Топыго М. И. Национально-культурные и идеологические ориентации населения Украины// Полис.- 1998. - № 4. - C. 74-89.
  6. Валитова Р.Р. К истории понятия толерантности. М., МГУ, 1994.
  7. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства. //Внешкольник-2002 г. № 6.
  8. Городяненко В. Г. Языковая ситуация на Украине// Социс. - 1996 № 9. - C. 107-113.
  9. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование.- М.; Народное образование, 1999.
  10. Достық-Дружба. Январь-февраль 2008.
  11. Иванов И. Косовский кризис: год спустя// Дипкурьер НГ.-2000.-№ 5 (5).- C. 1.
  12. Крицкий Е. В. Восприятие конфликта как индикатор межэтнической напряженности (на примере Северной Осетии)// Социс. - 1996. - № 9. - C. 116-121
  13. Мукомель В. И. Демографические последствия этнических и региональных конфликтов в СНГ // Социс. - 1999. - № 6. - C. 66-71.
  14. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М., 2002.
  15. Сафонова В.В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996.
  16. Создание возможностей. 2004. № 1 (3).
  17. Тишков В.А. Очерки истории и политики этничности в России. - М., 1997.
  18. Этнокультурные объединения Республики Казахстан. – Алматы, 2009. 64 с.

Критерии оценки.

Наши рекомендации