Краткое описание дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины
«Основы толерантности»
Алматы, 2015г.
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании:
новейших достижений исторической науки. Толерантность - историко-социальный феномен. Несомненная важность изучения толерантности обусловлена, прежде всего, необходимостью создания учебно-обоснованных историко-социальных программ по воспитанию студенческой молодежи, поскольку формирование толерантного сознания является одним из условий выживания постиндустриального общества. В современном мире с особой остротой возникла потребность в формировании особого типа личности – личности толерантной.
Типовой программы дисциплины «Основы телерантности», согласно указанию Президента РК Назарбаева Н.А. о необходимости повышения образовательного уровня студенческой молодежи в области межэтнической и межконфессиональной культуры.
Составители:
Заведующая кафедрой методики преподавания
истории и общественных дисциплин ,
кандидат исторических наук, профессор Ж. Нұрманбетқызы
кандидат полит.н., старший преподаватель
кафедры методики преподавания
истории и общественных дисциплин Даулбаев Т.Ф.
Опись содержания учебно-методического комплекса дисциплины
№ | Наименование документации | Стр. |
1. | Силлабус | 4-5 |
2. | Календарно-тематический план | 5-8 |
3. | Критерии оценки | |
4. | Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины | 9-14 |
5. | Рабочая учебная программа дисциплины | 15-24 |
6. | Учебно-методические материалы | 24-26 |
7. | Вопросы для подготовки к экзамену | |
8. | Тезисы лекций | 26-47 |
9. | Планы семинарских, практических, лабораторных и студийных занятий | 47-49 |
10. | Материалы для организации и управления самостоятельной работой обучающихся: | 49-51 |
11. | Материалы для мониторинга и контроля образованности обучающихся (уровня сформированности предметных компетенций): | 51-60 |
Силлабус дисциплины для студентов
Основы толерантности
Информация о дисциплине
Наименование дисциплины Основы толерантности | код дисциплины | количество кредитов | Курс, семестр 2 3, 4 |
Наименование Специальности Все специальности КазНПУ им.Абая | |||
Форма обучения (дневная), (ВО) | Язык обучения Русский | ||
Время и место проведения дисциплины занятия проводятся согласно расписанию | |||
Время консультаций консультации проводятся согласно расписанию | |||
Расписание рубежного контроля (неделя семестра) на 8-ой и 15-ой неделях семестра | |||
должность, степень, звание ФИО преподавателя старший преподаватель, кандидат политических наук, Даулбаев Тимур Файзиевич | контактная информация (телефон, e-mail) д.т. 278-01-80 сот.8705-261-46-65 daulbayev@ inbox.ru | ||
Подпись | Заведующая кафедрой методики преподавания истории и общественных дисциплин, кандидат исторических наук, профессор Ж. Нұрманбетқызы |
Краткое описание дисциплины.
Цель преподавания курса «Основы толерантности» - развитие гражданской идентичности, толерантности в казахстанском обществе через систему образования и воспитания, формирование у студентов комплекса научных знаний о толерантности как о целостной системе: казахстанский патриотизм, уважение к культуре и традициям всех этнических групп.
Основными задачами курса являются:
- дать студентам целостное представление о теоретических и практических основах толерантности;
- показать толерантность как ключевую проблему для всего мира, существенно составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства;
- проанализировать толерантность как культурную направленность, отношение личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, университете, факультете, студенческой группе;
- раскрыть сущность межэтнической и межконфессиональной толерантности в Казахстане.
В результате изучения данного курса студенты должны:
- иметь систематизированные знания о категориально-понятийном аппарате толерантности;
- уметь анализировать наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость;
- знать современные тенденции и проблемы развития межэтнических и межконфессиональных процессов через призму толерантности;
Курс «Основы толерантности» направлен на привитие у студентов восприятия того, что толерантности отводится главное место при решении проблемы развития культуры межэтнических отношений.
3. Пререквизиты дисциплины: История Казахстана, философия, культурология, религиоведение, которые формируют у студентов базовый комплекс мировоззренческих знаний, позволяющий им усвоить специфику функционирования и развития толерантности, культуры межконфессиональных и межэтнических отношений.
4. Постреквизиты дисциплины: теория межличностных коммуникаций, человек и общество; история мировой культуры; менеджмент в условиях реального современного образования; организация работы с кадрами; современная концепция исторического образования; правовые вопросы управления образованием; технология преподавания всемирной истории; андрагогика.
2. Календарно-тематический план.
№ | Наименование тем дисциплины | недели | Аудиторные занятия | Вид задания (описание) | Всего (ч.) | ||
Лекции (ч.) | Пр/сем./лаб./ студ (ч.) | СРСП | СРС | ||||
История формирования взглядов и подходов к толерантности в общественной мысли | |||||||
Принципы толерантности | |||||||
Обучение толерантности | |||||||
Изучение и поддержка другой культуры | |||||||
Уважение культурных различий | |||||||
Толерантность религиозная и светская | |||||||
Соотношение понятий религия и толерантность | |||||||
Диалектика религиозного и светского в культуре | |||||||
Воспитание толерантности: сущность и средства | |||||||
Толерантность и личность | |||||||
Назарбаев Н.А. как выдающаяся толерантная личность современности | |||||||
Назарбаев Н.А. – организатор диалогов лидеров мировых и традиционных религий | |||||||
Ассамблея народов Казахстана и ее деятельность по обеспечению межэтнического и межконфессионального согласия | |||||||
Основные направления деятельности Ассамблеи по формированию и реализации государственной национальной политики | |||||||
Этнокультурные объединения Республики Казахстан и их роль в пропаганде толерантности | |||||||
Итого: |
Литература для изучения
Основная литература:
- Назарбаев Н.А. Доклад на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана. 26 октября 2009 г. // Сайт АкОрда.
- Назарбаев Н.А. Стратегия радикального обновления глобального сообщества и партнерство цивилизаций. – Астана: ТОО АРКО, 2009. – 264 с.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
- Евтух В. Национальные меньшинства между государственной политикой и самоопределением// Социология: теория, методы, маркетинг. - 1998. - № 1-2. - C. 99-104
- Комоцкая В.Д. Фактор политической культуры в межэтнических конфликтах на территории бывшего СССР. - http//www.
- Положение об Ассамблее народа Казахстана.// Утверждено указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года, № 856.
- Указ Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года №856 «О стратегии Ассамблеи народов Казахстана и положение об Ассамблеи народа Казахстана».
- Д. В. Колесов «Толерантность. Введение в проблему» М.2011г.
- С. Г. Ильинская Толерантность Издательство: Праксис, 2007 г.
Дополнительная литература:
- Амелин В.В. Проблемы предотвращения межэтнических конфликтов. - http//www.
- Асмолов А.Г. Слово о толерантности. – Век толерантности, 2001, № 1.
- Арутюнян Ю.В., Дробижева Я.М Этносоциология: пройденное и новые горизонты// Социс.- 2000.- № 4.- C. 11-22.
- Балушок В. Этническое и национальное: динамика взаимодействия// Социология: теория, методы, маркетинг. - 1999. - №1. - C. 93-107.
- Белецкий, А. К. Топыго М. И. Национально-культурные и идеологические ориентации населения Украины// Полис.- 1998. - № 4. - C. 74-89.
- Валитова Р.Р. К истории понятия толерантности. М., МГУ, 1994.
- Вульфов Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства. //Внешкольник-2002 г. № 6.
- Городяненко В. Г. Языковая ситуация на Украине// Социс. - 1996 № 9. - C. 107-113.
- Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование.- М.; Народное образование, 1999.
- Достық-Дружба. Январь-февраль 2008.
- Иванов И. Косовский кризис: год спустя// Дипкурьер НГ.-2000.-№ 5 (5).- C. 1.
- Крицкий Е. В. Восприятие конфликта как индикатор межэтнической напряженности (на примере Северной Осетии)// Социс. - 1996. - № 9. - C. 116-121
- Мукомель В. И. Демографические последствия этнических и региональных конфликтов в СНГ // Социс. - 1999. - № 6. - C. 66-71.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М., 2002.
- Сафонова В.В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996.
- Создание возможностей. 2004. № 1 (3).
- Тишков В.А. Очерки истории и политики этничности в России. - М., 1997.
- Этнокультурные объединения Республики Казахстан. – Алматы, 2009. 64 с.
Критерии оценки.