Виды толкования права по объему и субъектам. Интерпретационные акты

1) По объему

· Буквальные (действительное содержание норм права полностью совпадает с её словесной формулировкой)

· Расширительная (распространительная) (действительное содержание, нормы права шире её словесной формулировки)

· Ограничительное (действительное содержание нормы права уже её словесной формулировки)

2) По субъекту

· Официальные (дается уполномоченными субъектами, содержатся в правовом акте, является обязательным):

o Нормативные (дается в ходе интерпретационной деятельности, содержится в акте толкования, является общеобязательным):

- Аутентичные (дается органом ранее принявшим толкуемую норму права)

- Легальные (дается органом не принимавшим толкуемую норму права, но которому предоставлено право давать официальное толкование)

o Казуальные (дается в ходе правоприменительной деятельности содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, является обязательным для данного дела)

Официально толкование может быть судебным (дается судебными органами) и административными (дается не судебными органами).

· Неофициальные (дается любыми субъектами, не содержится в правовом акте, не является обязательным)

o Обыденные (дается лицами, имеющими специальных знаний, основано на обыденных знаниях и жизненном опыте)

o Профессиональные; компетентные (дается лицами, имеющими специальные знания юристами, а также должностными лицами в сфере их профессиональной деятельности; основано на специальных знаниях).

o Научные; доктринальная (дается учеными юристами; основана на глубоких теоретических знаниях о праве)

Интерпретационный акт (акт толкования) – это официальный письменный документ, принятый уполномоченным субъектом в ходе интерпретационной деятельности и содержащий официальные разъяснения нормы права и порядка их применения.

36. Понятие и виды правоприменительных актов.

Правоприменительный акт - один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания - на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической природе - на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

По последствиям - на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

По форме выражения - на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте);

По названию могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д.

37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы.

Юридическая ответственность - один из видов социальной ответственности индивида. Ее главная особенность в том, что юридическая ответственность связана с нарушением юридических норм, законов, за которыми стоит принудительный аппарат государства. Это - властно-императивная форма ответственности, опирающаяся на силовое начало. Здесь всегда присутствуют карательный, воспитательный и превентивный моменты.

В научной литературе обычно выделяется пять функций:

1) карательная;

2) штрафная;

3) предупредительная, или превентивная;

4) воспитательная;

5) компенсационная, или правовосстановительная.

Названия этих функций говорят сами за себя и не требуют детализации. В разных сочетаниях они действуют во всех отраслях российского законодательства.

Что касается карательной функции, то ее применительно к нашим условиям надо понимать не в смысле некой самоцели (покарать во что бы то ни стало, причинить мучения, страдания и т.д.), а, скорее, в смысле стремления законодателя "преподать урок" злоумышленнику и всем остальным. Это верно даже в отношении смертной казни, которая хотя и не отменена сегодня в России, но в действительности не приводится в исполнение, а заменяется пожизненным заключением.

К основным принципам юридической ответственности относятся следующие:

1) принцип законности, который означает, что вся процедура возложения и реализации ответственности должна протекать в строгих рамках закона, юридических норм, исключать произвол, своеволие;

2) принцип обоснованности предполагает, что ответственность должна быть следствием правонарушения, содержащего в себе все признаки его состава и необходимые доказательства, если этого нет - нет и основания для привлечения лица к ответственности;

3) принцип неотвратимости требует, чтобы ни одно правонарушение, тем более преступление, не оставалось безнаказанным: важна не суровость наказания, а его неминуемость (неизбежность); все противоправные деяния должны раскрываться, виновные нести ответственность;

4) принцип справедливости - наказание должно соответствовать тяжести содеянного, обстоятельствам его совершения и личности виновного; недопустимость двойной ответственности за одно и то же правонарушение; все равны перед законом и правосудием;

5) принцип гуманизма - наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного, оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения; возможность условного осуждения, отсрочки приговора;

6) презумпция невиновности - каждый гражданин предполагается невиновным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке.

38. Виды юридической ответственности.

по отраслевому признаку:

1) уголовную;

2) гражданскую;

3) административную;

4) дисциплинарную;

5) материальную;

6) процессуальную;

7) конституционную.

Под конституционной ответственностью имеются в виду, например, отрешение Президента от должности, отзыв депутата, роспуск Государственной Думы, отставка Правительства и т.д.

39. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования.

механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления. Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.

2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу".

3. Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.

4. Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

5. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.

1. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд).

2. Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором).

3. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования).

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Так, общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного.

40. Правовое и индивидуальное регулирование.

Индивидуальное правовое регулирование – это правовое воздействие на общественные отношения в индивидуальном порядке, существующие в виде индивидуальных запретов, индивидуальных обязываний и индивидуальных дозволений.

Индивидуальные запреты, обязывания и дозволения подразделяются на:

– конкретные, когда индивидуальное предписание, основанное на одном из названных способов правового регулирования, сформулировано четко, однозначно, адресовано конкретному лицу (лицам), вариант поведения строго задан и никакие отклонения от него не допускаются;

– вариативные, когда индивидуальное предписание предусматривает несколько вариантов поведения в зависимости от того, как будет развиваться ситуация;

– условные, когда индивидуальное предписание, содержащее индивидуальный запрет, индивидуальное обязывание или индивидуальное дозволение, начинает действовать после наступления условия, предусмотренного в норме права или самом индивидуальном предписании.

Метод индивидуального правового регулирования – это совокупность правовых средств, приемов и способов воздействия на общественные отношения в индивидуальном порядке, сообразуясь с особенностями ситуации и самого субъекта. При диспозитивном методе наиболее зримо проявляется потенциал таких видов индивидуального правового регулирования, как автономное и договорное (координационное) регулирование. Императивный метод правового регулирования более присущ субординационному (правоприменительному) индивидуальному правовому регулированию.


41. Понятие и типология правомерного поведения.

Правомерное поведение - это такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм. При этом подчинение правовым императивам не является в большинстве случаев чисто механическим (рефлекторным), а обусловлено всем жизненным опытом индивида, его культурными, нравственными и правовыми воззрениями. Существует презумпция правомерного поведения, основанного на известном принципе "не запрещенное законом дозволено".

Социально активное поведение. Это глубоко осознанное, целеустремленное инициативное поведение, направленное на осуществление правовых норм, поддержание правопорядка, законности, стабильности, защиту интересов государства, общества, других граждан.

Социально пассивное поведение. Субъекты в основном воздерживаются от совершения противоправных действий; без особой активности, равнодушно соблюдают законы, хотя нередко внутренне с ними не согласны.

Привычное поведение. Такое поведение формируется под влиянием многих факторов - традиций, семейного и иного воспитания, здорового консерватизма, сложившихся устоев, правил, стереотипов; стремления к порядку, спокойствию и справедливости; понимания того, что это выгодно, удобно, комфортно, что только таким путем можно добиться поставленных целей, желаний, успеха.

Конформистское поведение. Слово "конформизм" в переводе с латинского означает подобие, соответствие, стремление к однообразию, единомыслию. Поступаю "как все", "как многие", "как другие" или даже "как он" - вот суть конформистского поведения.

Маргинальное поведение. Маргиналы - это люди, выбившиеся из нормальной колеи жизни, оказавшиеся на ее обочине или даже на дне. Их поведение чаще всего бывает на грани правомерного и неправомерного.

Нигилистическое поведение. Нигилизм означает отрицательное отношение к определенным правилам, нормам, принципам, взглядам, законам, образу жизни.

42. Правонарушение: понятие, признаки, состав.

Правонарушение - это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан. Деяние может осуществляться в виде как действий, так и бездействия.

Признаки:

- Деяние (действие, бездействие)

- Вина

- Противоправность

- Вредный результат

- Причинно-следственная связь

- Юридическая ответственность

Закон предусмотрел также случаи, когда то или иное деяние формально подпадает под признаки какого-либо правонарушения, но в силу определенных обстоятельств не рассматривается как противоправное (малозначительность, необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д).

В состав правонарушения входят следующие четыре элемента, которые, в свою очередь, раскрываются через ряд собственных специфических черт и признаков:

1) объект правонарушения (то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется непосредственный вред, ущерб. Общий, специальный, дополнительный);

2) субъект правонарушения (деликтоспособное лицо, совершившее правонарушение.);

3) объективная сторона правонарушения (совокупность его внешних признаков. Действие/бездействие);

4) субъективная сторона правонарушения (психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям; вина в форме умысла –прямого, косвенного - или неосторожности –легкомыслие, самонадеянность-).

43. Виды правонарушений.

Виды правонарушений. В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяются на:

- Преступления (уголовные правонарушения) Преступления относятся к категории особо опасных и вредных для общества, они предусмотрены Уголовным кодексом, посягают на наиболее значимые объекты, за их совершение применяются наиболее строгие санкции (лишение свободы, смертная казнь, пожизненное заключение).

- Проступки менее опасны по своему характеру и последствиям, чем преступления. Они совершаются не в уголовно-правовой сфере и не преступниками, а обычными гражданами в различных областях экономической, хозяйственной, трудовой, административной, культурной, семейной, производственной деятельности. И влекут за собой не наказания, а взыскания.

o гражданские; причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также организации;

o административные; нарушение норм административного права, охраняющих установленный в обществе правопорядок

o дисциплинарные; связаны с нарушениями производственной, служебной, воинской, учебной, финансовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка различных организаций

o материальные; это причинение рабочими и служащими материального ущерба своим предприятиям

o процессуальные; неявка в суд, к следователю на допрос, отказ добровольно выдать вещественное доказательство и т.д.

44. Законность и правопорядок.

Законность - одно из центральных и, пожалуй, наиболее сложных понятий правоведения. Соответственно существует и множество его трактовок - от совпадающих до взаимоисключающих. Разброс мнений, помимо прочего, объясняется тем, что само это явление сильно политизировано и идеологизировано, отражало и отражает устремления различных правящих элит, которые, сменяя друг друга, придавали категории законности нужное, нередко конъюнктурное, содержание и направленность, использовали в своих целях.

Основные принципы законности.

1. Принцип единства. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны.

2.Принцип целесообразности. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос - руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.

3. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.

4. Принцип верховенства закона. Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер.

5. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности. Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц - это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав.

6. Принцип взаимосвязи законности и культурности. Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан.

7. Презумпция невиновности. Она означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда.

Правопорядок есть порядок, основанный на праве. Иными словами, это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом.

Конкретно различия между правопорядком и общественным порядком заключаются в следующем:

1) они не совпадают по своему генезису, происхождению, эволюции; если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы;

2) у них разная нормативная основа; если правопорядок базируется на праве, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;

3) они по-разному обеспечиваются; если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок - на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым - влияние (давление) всего общества;

4) при нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия; в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором - только меры морального характера;

5) правопорядок и общественный порядок не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; последний по указанным выше причинам шире первого.

Соотношение законности и правопорядка. Названные понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность - есть и правопорядок, нет законности - нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются (законность), то результатом такого положения является четкий правовой порядок.

И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов. Одно предполагает другое.

45. Понятие и структура правосознания.

Правосознание - совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение людей к праву и правовой действительности.

Признаки правосознания:

1) Является одной из форм общественного сознания

2) Оно отражает отношение людей к праву (прошлому, современному и желаемому) и правовым явлениям

3) Его содержание образует идеи, взгляды, теории, чувства, эмоции, настроение

4) Оно определяется материальными и духовными условиями жизни общества

Структура правосознания:

1) Правовая идеология (совокупность идей, взглядов, теорий, в которых выражается отношение к праву и правовым явлениям). Она выражается в научном осмыслении права и правовых явлениях.

2) Правовая психология (совокупность чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение к праву и правовым явлениям). Она проявляется в отдельных психологических реакциях на право и в устойчивых психологических состояниях.

46. Правовая культура: понятие, структура, уровни.

Правовая культура – это совокупность правовых знаний, правовых установок и правомерного поведения в соответствии с этими знаниями и установками.

Элементы правовой культуры:

1) Правовая культура личности

2) Правовая культура социальных групп

3) Правовая культура общества

Показатели правовой культуры личности:

1) Уровень развития правовых знаний

2) Правовые установки

3) Активное правомерное поведение

Показатели правовой культуры общества:

1) Уровень развития общественного правосознания и правовой активности общества

2) Уровень развития права, т.е. его полнота, беспробельность, непротиворечивость.

3) Уровень развития юридической деятельности (правотворческой, правореализационной, правоинтерпритационной, правосистемацонной, научной, образовательной.

Важнейшим средством формирования правосознания и правовой культуры личности и общества является правовое воспитание

47. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика.

В юридической науке вошло в научный оборот понятие “правовая система”, однако, оно не имеет однозначного толкования. Сложились 2 основных подхода в определении понятия правовой системы общества:

1) Узкий подход. Под правовой системой понимается право конкретного государства.

2) Широкий. Под правовой системой понимается совокупность всех правовых явлений.

Наибольшее распространение получил второй подход

Правовая система общества – совокупность всех правовых явлений в обществе.

Элементы правовой системы:

1) Право как нормативный элемент

2) Юридическая практика (функциональный элемент)

3) Господствующая правовая идеология (идеологический элемент)

Каждое государство имеет собственную правовую систему, которая формируется естественно исторически под воздействием различных факторов, которые в разных государствах проявляются по-разному в различном их сочетании. Этим объясняется наличие как общих черт, так и отличий правовых систем разных государств. Наличие общих черт позволяет объединять правовые системы отдельных государств, правовые семьи.

Правовая семья – совокупность родственных правовых систем нескольких государств, имеющих сходные юридические признаки.

В науке при объединении правовых систем в правовые семьи обычно используют следующий критерий:

1) Общность происхождения и развития

2) Общность основных источников права

3) Сходство структуры

4) Общность принципов, типов и методов правового регулирования

5) Общность юридической терминологии в рамках семью

6) Сходство юридической техники

На основе этих критерий выделяют следующие правовые семьи:

1) Романно-германская

2) Англо-саксонская

3) Семья религиозного права

4) Семья обычного права

48. Англосаксонская правовая система: общая характеристика.

К ней относятся правовая система Великобритании и её колоний.

Основные признаки англо-саксонской правовой семьи:

1) Она сформировалась на основе экспансии права Великобритании

2) Основной источник права – правовой прецедент

3) Характерно множественность прецедентов и их казуистичность

4) Ведущая роль формирования права принадлежит судам, которые создают судебные прецеденты

5) Суды осуществляют не только правоприменительную, но и правотворческую функцию

6) Отсутствуют подразделения права на частное и публичное

7) Нет четкого подразделения права на отрасли

8) Право подразделяется прежде всего на материальные и процессуальные, при ведущей роль процессуального права.

9) НПА являются источником права и их роль и значение возрастают

10) Правовые обычаи являются источниками права, однако играют второстепенную роль в регулировании общественных отношений

11) Юридическая наука как правило не является источником права, однако играет существенную роль в правотворческой и правоприменительной деятельности.

49. Романо-германская правовая система: общая характеристика.

Государства континентальной Европы. В рамках этой правовой семьи выделяют несколько групп правовых систем: романские, германские, скандинавские, славянские, латиноамериканские.

Основные признаки романно-германской правовой семьи:

1) Она сформировалась на основе и в результате рецепции римского права.

2) Для неё характерны иерархически построенные системы источников права

3) Основной источник права – НПА

4) Для неё характерно четкое подразделение права на отрасли права

5) Характерно подразделение права на частное и публичное

6) Главную роль в формировании права играет законодатель

7) Характерен высокий уровень нормативных обобщений, что обеспечивается использованием абстрактного способа изложения правовых норм

8) Правовой прецедент как правило не является источником права

9) Правовой обычай является источником права, однако играет второстепенную роль в регулировании общественных отношений.

10) Юридическая наука как правило не является источником права, однако играет большую роль в правотворческой и правоприменительной деятельности.

50. Религиозные правовые системы: общая характеристика.

К ней относятся правовые системы некоторых государств Азии. В ней можно выделить группы правовых систем:

  • Мусульманские
  • Индусские
  • Христианские

Основные признаки семьи религиозного права:

1) Основана на теологических представлениях о праве

2) Правовые предписания даны раз и навсегда. Их необходимо неукоснительно соблюдать

3) Основными источниками права являются религиозные тексты (Коран, Шатры, Веды)

4) Характерны тесные переплетения правовых предписаний с религиозными и философскими постулатами, нравственными принципами, местными обычаями

5) Важное место в системе источников права занимает юридическая наука, т.е. труды мусульманских юристов и богословов, толкующие и конкретизирующие первоисточники

6) Отсутствует подразделение права на частное и публичное

7) Нет четкого подразделения права на отрасли

8) НПА являются источниками права и их роль и значение возрастают

9) Правовые прецеденты являются источниками права в тех государствах, которые были колониями Великобритании

10) Право основано на идее приоритета обязанностей, а не прав человека.

51. Позитивистский тип правопонимания.

Правопонимание – научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности, включающий в себя понимание права, его оценку и отношение к нему как к социальному институту.

Сформировалась в середине 19в. И до начала 20в. Занимала господствующее положение в юридической науке. Представители: Эсмен, Бергбом, Остин.

Основные положения:

1) Право и закон тождественны. Право не подразделяется на естественное и позитивное.

2) Правом является любая по содержанию норма, закрепленная государством в НПА или ином источнике права

3) Исследуют закон с позиции его соответствия естественному праву, поэтому всегда будет прослеживаться субъективизм исследования

4) Источником прав человека является государство, которое закрепляет в НПА перечень этих прав

5) Субъективные права производны от права в объективном смысле

6) Право есть закрытая система, содержащая все необходимые основания для своего существования в себе самой

7) Задача юридической науки состоит в исследовании текстов НПА и других источников права, поэтому основным методом исследования является формально-юридический метод

52. Естественно – правовой тип правопонимания.

Правопонимание – научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности, включающий в себя понимание права, его оценку и отношение к нему как к социальному институту.

Её рассвет приходится на 17-18 века, т.е. эпоху буржуазных революций. Её основателем считается Гуга Гроций. Её представители Дидро, Руссо, Вальтер, Монтескьё, Томас Гоббс, Локк, Радищев

Основные положения:

1) Право подразделяется на естественное и позитивное

· Естественное право обусловлено самой природой человека и принадлежит каждому от рождения

· Позитивное право создается государством

2) К естественным правам относятся:

· Право на жизнь

· Свободу

· Собственность

3) Источником естественного права является не государство, а сама природа человека

4) Естественные права не создаются государством, а признаются им и гарантируются

5) Естественное право является критерием оценки позитивного права, поэтому, закон (позитивное право) может быть правовым (если он соответствует естественным правам человека), либо не правовым (если он противоречит естественным правам человека и воплощает в себе произвол со стороны государства по отношению к личности и обществу)

53. Понятие и признаки государства. Сущность государства.

Государство –это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно–территориального деления.

Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство является официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства – значит, выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.

Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно по всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом.В научном и практическом смысле всякая власть есть управление. Государственная же власть – это особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений.

54. Понятие, признаки и принципы организации государственной власти в Российской Федерации.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ — способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле.

Признаки государственной власти:

- Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.

- Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.

- Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

- Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью.

- Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).

- Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятель

Наши рекомендации