Механизм государства и государственный аппарат: соотношение
1) Часто в юридической литературе понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» рассматривают как тождественные (Байтин)
Но многие авторы наполняют эти понятия разным содержанием.
2) Так некоторые видят различие в том, что понятие «механизм государства» отражает функционирующий государственный аппарат. В соответствии с данной точкой зрения под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства (В.В. Лазарев, С.В. Липень).
3)Другие авторы, например д.ю.н. В.А.Толстик, считают, что государственный аппарат включает в себя лишь государственные органы, непосредственно осуществляющие государственную власть, а в понятие «механизм государства» помимо них включаются так называемые «материальные придатки» - вооружённые силы, милицию, принудительные учреждения и т. д., опираясь на которые, государственные органы осуществляет свою властную деятельность.
4) Некоторые авторы (Цыганов В.И.) включают в механизм государства помимо названных элементов государственных учреждений, государственных предприятий и других государственных структур, которые не осуществляют государственную власть, но участвуют в реализации функций государства. Именно осуществление всеми элементами механизма государства функций государства является основным системообразующим признаком. То есть под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.
Таким образом:
Механизм государства - это система властных государственных органов, вооружённых сил и других силовых структур, государственных учреждений и предприятий во взаимодействии осуществляющих функции государства.
Таким образом, в механизм государства входят:
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
4) государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.
В частности, если государство имеет большую территорию (например, Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции особое значение приобретают правоохранительные органы; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.