Государственное устройство. Куба - унитарное государство
Куба - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 14 провинций, которые делятся на 169 муниципий.
Действует Конституция, одобренная всенародным референдумом 15 февраля 1976 г. и вступившая в силу 24 февраля 1976 г. По форме правления Куба - социалистическая республика с однопартийной системой. В июле 1992 г. Национальная ассамблея внесла поправки в Конституцию, обновив около 2/3 ее статей. Новая редакция Основного закона, подтверждая цель построения социалистического общества, в качестве идейно-политической основы государства и общества выдвигает на первый план национально-освободительные идеалы, принципы независимости, суверенитета и самобытности. В то же время сохраняется полный контроль правящей Коммунистической партии Кубы над обществом. Не допускается политический и идеологический плюрализм, сохраняются некоторые ограничения свободы слова, печати, собраний, гражданских прав.
Высшим органом государственной власти является Национальная ассамблея народной власти (избирается всеобщим прямым тайным голосованием на 5 лет), наделенная законодательными полномочиями. Из числа своих депутатов она избирает Государственный совет, представляющий Ассамблею в перерыве между сессиями, а также назначает членов Совета министров высшего исполнительного и административного органа.
Государственный совет состоит из председателя, первого заместителя, 5 заместителей председателя, секретаря и 23 членов. Государственный совет является постоянно действующим органом Национальной ассамблеи народной власти, представляющим ее между сессиями и претворяющим в жизнь ее решения. Государственный совет подотчетен Национальной ассамблее народной власти. Срок полномочий Государственного совета истекает при завершении выборов новой Ассамблеи. Председатель Государственного совета является главой государства и правительства, возглавляет Совет национальной обороны.
Государственный совет имеет право созывать внеочередные сессии Национальной ассамблеи народной власти; принимать декреты-законы в период между сессиями Национальной ассамблеи; осуществлять общее и обязательное толкование действующих законов; осуществлять законодательную инициативу; заменять, по предложению председателя, членов Совета министров в период между сессиями Национальной ассамблеи; давать инструкции общего характера для судов через президиум Верховного народного суда; назначать и смещать по предложению председателя дипломатических представителей Кубы в других государствах; награждать и присваивать почетные звания; осуществлять право помилования; ратифицировать и денонсировать международные договоры; приостанавливать распоряжения Совета министров, решения и распоряжения местных ассамблей народной власти, которые не соответствуют Конституции или законам.
Полномочия председателя Государственного совета и главы правительства следующие: представлять государство и правительство и направлять их общую политику; организовывать и руководить деятельностью, созывать и председательствовать на заседаниях Государственного совета и Совета министров; контролировать и руководить деятельностью министерств и других центральных органов управления; принимать на себя руководство любым министерством или другим центральным органом управления; предлагать для утверждения Национальной ассамблее членов Совета министров; принимать отставку, предлагать Национальной ассамблее или Государственному совету замену любого члена Совета министров; осуществлять верховное командование Революционными вооруженными силами; подписывать декреты-законы и другие акты Государственного совета и отдавать распоряжения об их официальной публикации.
Высшим исполнительным органом власти является Совет министров Республики Куба (правительство), члены которого представляются на утверждение Национальной ассамблее председателем Государственного совета. Совет министров несет ответственность и периодически отчитывается о своей деятельности перед Национальной ассамблеей; он вправе принимать декреты и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и контролировать их реализацию.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Кубы входит в социалистическую правовую семью, сохраняя сильные традиции испанского наследия и отдельные черты англо-американского права.
До завоевания независимости Куба в течение почти четырех веков была колонией Испании и имела преимущественно испанское право. В этот период на Кубе сложилась довольно полная правовая система, которая сохранилась с незначительными изменениями вплоть до революции 1959 г. Королевскими декретами на Кубе были введены в действие (с незначительными изменениями) испанские кодексы. Испанский ГК 1888 г. был утвержден в этой колонии в 1889 г., ГПК Испании 1881 г. - в 1885 г. Куба являлась страной с дуалистической системой частного права. Наряду с Гражданским кодексом там действовал испанский Коммерческий, или Торговый, кодекс 1886 г. УПК Испании 1882 г. начал действовать на острове в 1889 г.
Право независимой Кубы стало складываться в ходе освободительной войны. Так, 28 июля 1896 г. национально-освободительной армией был введен Военно-процессуальный закон Кубинской Республики, а также ряд военных уголовных законов. После провозглашения независимости испанские законы не были отменены и продолжали действовать до замены новыми актами.
В досоциалистический период Куба была одним из крупнейших в Латинской Америке центров правовой мысли. В стране имелся относительно многочисленный класс хорошо подготовленных и высокопрофессиональных юристов. Один из них, Санчес де Бустаманте-и-Сирвен (1865-1951), прославился как автор крупнейшей региональной кодификации международного частного права, известной как Кодекс Бустаманте (1925 г.). Многими новаторскими идеями отличался принятый в 1935 г. Кодекс социальной защиты (УК) Кубы.
Новый период в развитии кубинской правовой системы начался после победы революции 1959 г. и провозглашения курса на социалистические реформы в стране (1961 г.). Новое правительство во главе с Ф. Кастро приступило к созданию первого в Западном полушарии социалистического государства. Революционные власти не стремились к немедленному и полному упразднению прежней правовой системы. Действующее после революции право представляло собой сложное переплетение старых и новых нормативных актов. Так, использовались (с многочисленными поправками) Кодекс социальной защиты 1935 г., УПК 1882 г., Военный процессуальный кодекс 1896 г. и др.
В 1970-хгг. после долгого подготовительного периода была осуществлена кодификация отраслей нового социалистического права. В 1973 г. принята Общая часть Уголовного кодекса (Закон от 25 июня 1973 г.), затем новая редакция остальных частей Кодекса социальной защиты 1935 г., в 1979 г. - новый УК целиком. В 1974 г. были приняты законы о гражданском, административном и трудовом процессе, а в 1977 г. - новый УПК и Закон об организации судебной системы. Наконец, в 1975 г. были приняты пересмотренный ГК и первый в истории страны Семейный кодекс.
Итогом процесса создания нового законодательства явилась первая кубинская Конституция, одобренная на референдуме в 1976 г. Отражая общую для социалистических конституций тенденцию расширения пределов конституционного регулирования, Основной Закон охватывает своими установлениями все основные стороны жизни кубинского общества. Его политической основой Конституция провозгласила власть трудящегося народа, опирающуюся на прочный союз рабочего класса с крестьянством и другими слоями трудящихся города и деревни под руководством рабочего класса и его передового отряда - Коммунистической партии Кубы.
В 1980-е гг. приняты Трудовой кодекс (1984), новый Гражданский кодекс (1987), новая редакция Уголовного кодекса (1987). В 1982 г. вступил в силу Общий закон о жилище, устанавливающий порядок его распределения, управления жилищным фондом, обеспечения его сохранности.
Для социалистического периода развития кубинского права характерно сочетание социалистических правовых принципов, идей и институтов, заимствованных у СССР и других стран соцлагеря, с твердой приверженностью национальным правовым традициям. Последние основаны не только на богатейшей правовой культуре бывшей метрополии - Испании, но и на собственном, весьма интересном опыте правового развития предреволюционного периода.
В числе основных элементом сохраняющейся на Кубе социалистической правовой системы следует назвать концепцию "социалистической законности", однопартийную политическую систему советского типа, приоритет государственных и общественных интересов над частными, привилегированное положение общенародной собственности и ведущую роль государства в экономике, партийное руководство судами и правоохранительной системой в целом.
Основными источниками права Кубы являются законодательные и другие нормативные акты, иерархия которых включает Конституцию, законы Национальной Ассамблеи, декреты-законы Государственного совета, декреты и постановления Совета министров, правила и инструкции Верховного народного суда, подзаконные акты центральных органов государственного управления.