Слово и дело народников

Общественно-политические идеи, сформулированные К. Калиновским, были восприняты белорусским национальным движением на протяжении второй половины XIX–ХХ вв. Непосредственное отношение к борьбе за осуществление национальных идеалов имели белорусские народники, представители творческой интеллигенции, историки, литераторы, лидеры политической элиты. Это были такие личности, как В. Дунин-Марцинкевич, Я. Лучина, А. Гуринович, Е. Романовский, Я. Карский, А. Власов, М. Довнар-Запольский, В. Ластовский, братья А. и И. Лучкевичи, В. Ивановский, Я. Канчер, Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович и многие другие. Особенно отчетливо это можно проследить на примере теоретической и практической деятельности народников. Идея белорусской государственности в 70–90-е гг. XIX в. рассматривалась ими на страницах журнала «Гоман». Сначала народники выступали за создание славянской федерации, справедливо полагая, что Беларусь должна стать самостоятельным субъектом этой федерации. Однако впоследствии они отказались от этой идеи и в своих программных документах выдвинули требование предоставить национально-территориальную автономию Беларуси в составе будущего демократического федеративного Российского государства. Впоследствии эта идея была конкретизирована и получила воплощение в программных документах различных белорусских политических партий и организаций, творчестве других лидеров национального движения, таких как Ф. Богушевич, Я. Лучина, А. Гуринович. В своих произведениях они описывали беспросветную жизнь белорусских крестьян, их бесправие в обществе, «где правда погибла». С уважением и горячей любовью относясь к белорусскому крестьянину, эти писатели показывали его благородные качества: трудолюбие, стремление к свободе, веру в лучшее будущее. Их произведения выражали гневный протест против грабительской крестьянской реформы, произвола царских чиновников, против всей системы царизма. Они убеждали крестьян, что не нужно напрасно ждать правды от царя и помещиков, что за лучшую жизнь нужно бороться [110].

Идеи революционеров-демократов разделяли и другие представители общественно-политической мысли Беларуси, такие как А.И. Марченко, Х.Г. Ратнер, Н.К. Судиловский, М.П. Стецкевич, Г.А. Высоцкий и др. Они добивались реализации идеи белорусской государственности революционным путем в союзе с народным движением всей России. Одним из наиболее видных представителей политической мысли был уроженец г. МогилеваН.К. Судиловский (1850–1930 гг.) – деятель международного социалистического движения, ученый-энциклопедист, участник общественно-политических движений в Беларуси, России, Румынии, Болгарии, США, Японии, Китае и других странах.

При отсутствии у белорусов своей государственности, самостоятельных форм политической и экономической жизни борьба демократической интеллигенции в этот период за национально-культурное возрождение являлась важнейшим объединительным фактором белорусского народа, вела к пробуждению его политического самосознания. Именно это и обусловило появление первой национальной революционно-демократической партии – «Белорусской социалистической громады» которая, влившись в революционный поток борьбы с самодержавием, заявила о необходимости установления в России федеративной демократической республики со свободным самоопределением белорусского и других народов, проживавших в границах российского государства. Ее создатели – видные представители белорусского национального движения братья А. и И. Луцкевичи, В. Ластовский, А. Власов, А. Пашкевич (Тетка) и др. Идеология «Грамады» нашла отражение на страницах первой легальной белорусской газеты «Наша доля», а затем выходившей с ноября 1906 по август 1915 г. газеты «Наша нiва»[111]. Газета отстаивала идеи гражданского и политического равноправия белорусов, свободу пользоваться родным языком, развивать на нем литературу, просвещение, выступала против великодержавной политики царизма и шовинизма польских помещичье-клерикальных кругов. «Наша нiва» сыграла важную роль в национальном пробуждении белорусов, была идейным центром белорусского национального движения[112].

Заслуживает внимания и учение о роли идеологии в социальной жизни нашего земляка, уроженца Гродненской губернии, видного мыслителя и политического деятеля XX в. А.А. Богданова (Малиновского). В основе его идеологического учения лежала теория мирного ненасильственного уничтожения классов и социальных антагонизмов с помощью развития особой «пролетарской» культуры.

В начале ХХ в. наряду с БСГ начали зарождаться и либерально-демократические партии белорусской национальной ориентации. Для всех этих партий на протяжении всей их деятельности главной задачей оставалась борьба за белорусскую государственность. Однако ее осуществлению препятствовали многие факторы, которые серьезно усложняли оформление национальной идентичности белорусов, затрудняли осознание народом его политических интересов. Находясь в составе Российской империи, территория Беларуси оказалась глубоко интегрированной в общеимперский государственно-политический организм, что сдерживало проявление белорусской самобытности и тормозило формирование национально ориентированной интеллектуальной и политической элиты. На ее формировании сказывался и социально-классовый состав белорусского этноса.

Глубокая интеграция территории Беларуси в общероссийский государственно-политический организм не способствовала также созданию международных условий для реализации идеи белорусской государственности. Поэтому до начала Первой мировой войны территория Беларуси практически не входила в сферу геополитических интересов других государств. По этой причине белорусский вопрос (в отличие, например, от польского) оставался внутренним фактором Российской империи, соответственно белорусское общественное движение, которое поднимало его, отражало противоречия всероссийской политической жизни. Объективно предпосылки для включения белорусского вопроса в сферу международных отношений начали складываться только в ходе Первой мировой войны[113].

Наши рекомендации