Подходы к правопониманию, значение и выделение типов правопонимания
!!!
Подход к пониманию права с позиции философии права является системой координат , позволяющей сформулировать понятия права, задать его ценностную характеристику, и сформировать практическое отношение к решению тех или иных головоломок, возникающих в реальной жизни.
Разные подходы к пониманию права по-разному выстраивают онтологию права, гносеологию права, праксиологию и аксиологию права.
В практических ситуациях из реальной жизни наиболее остро значение подходов к пониманию права проявляется в случаях так называемых «трудных, сложных» дел. (Например, когда буквальный смысл правовой нормы явно противоречит нравственности, существует пробел в правовом регулировании, неразрешимые с помощью догматики коллизии норм, внешнее давление на правоприменителя и т.д.).
возможные подходы к типам правопонимания:
1. Эстетический подход
Эстетика – наука о красоте.
4 эстетики права:
- образ права – эстетика сетки
право как двоичный код, все делим на 2
принцип правовой определенности
- образ права- эстетика энергии
право в образе энергии
У правовых норм, принцип, политики и ценностей есть определенные величины, которые должны быть определены количественно, измерены и сравнены между собой. Право есть вектор.
Поток который направлен на что-либо.
- образ права – эстетика перспективизма
сущность права видоизменяется в зависимости от ракурса его рассмотрения и, следовательно, возникает проблема субъекта права. (во-первых, необходимо разграничивать две позиции: 1- позиция участника правовой коммуникации, 2 - позиция внешнего наблюдателя).
В-вторых, в рамках данной эстетики социальное или политическое значение субъекта права или наблюдателя становится весьма значимым для формирования образа права.
- образ права – разобщающая эстетика
Право деструктивно, изменчиво, непостоянно, не определено, бесперспективно, не классифицируемо и поэтому – не надежно.
2. Соотношение интересов личности и общества
- персоно-центристкий подход:
Ø может пониматься в философии постмодерна (Честнов), здесь воспроизводится и развивается эстетика перспективизма. Возникает проблема социально-значимого «другого». Как взаимосогласовать в рамках единого социума различные интересы, стремления, правовые притязания индивидов.
Ø Человеко-центричное правопонимание с позиций конституционной ценности.. право как инструмент развития личности. Право рождает обязанность.
Ø Персоно-центристский, «балансирующий» (Семитко А.П.). Это образ права, в котором на первое место ставится правовая личность, как органичный сплав индивидуального и коллективного, социального.
- государство-центристский подход
Ø Этатизм (этат – государство). Право создается государством, для государства, и обеспечивается государством.
Ø Социальный подход. Воля государства не должна абсолютизироваться. Право создается для поддержания необходимого минимума безопасности и стабильности в обществе.
3. Методология осмысления права (в самом широком смысле)
- философский (спекулятивный): в его основе лежит убеждение о невозможности построения юриспруденции как науки. Юриспруденция является искусством, соответственно, право не может быть научно описано, и нет смысла ставить такую задачу. Предельные основания права при таком подходе всегда спекулятивны, мыслимы, находятся в разуме.
- научный подход к праву: в его рамках есть два основных направления, первый – исходит из допущения двух типов науки – точных и науках о духе, они не точные, не эмпирические (право). 1: есть разница между науками о природе и науками о социуме. Способ, субъект. В социальных науках невозможно проверить что-либо. В точных науках – эмпирика проверяема.
Второй – объестествление юриспруденции. Это подход стремящийся к построению правоведения по образцу точных и естественных наук. В его основе лежат идеи философского позитивизма. Факты, гипотеза, новые факты – и все точно.
Правовая онтология
Ø Юс натурализм «теория естественного права»: основная идея юс натурализма – существует дихотомия (различия) естественного и позитивного права. Естественное право понимается как нечто постоянное, неизменное, более совершенное, справедливое. Позитивное – продукт человеческой деятельности, рукотворный, искусственный, изменчивый. Позитивное право должно соответствовать естественному. Естественное право является непосредственно действующим. Применимым на практике. Все концепции естественного права можно разделить на 2 вида – истинные и неистинные концепции.
Неистинные концепции: естественное право является тем общим (идеи, нормы, принципы и и т.д.), что есть в праве любого цивилизованного общества.
Истинные концепции: формулируют и содержат идею о том, что естественное право является самостоятельным явлением, не может выводиться из позитивного права, представляет собой непосредственно действующий правовой регулятор.
Традиции: 1 – античная- естественное право уподобляется законам природы, которым подчиняется все живое – и люди и животные. Так, люди не равны, есть люди, а есть рабы. Каждому свое. Это право сильного. Естественное право в его античной традиции не ставит акцент на правах и свободах личности. Существует универсальный закон природы, которому подчиняются все живые существа. Соответственно, познание естественного права – есть открытие этих законов природы. Их число конечно и они неизменны. 2 – средневековая– идея триады: божественное право, естественное право, человеческое (позитивное) право. 3 – новое время- обеспечение господства новой экономической элиты. Начиная с нового времени естественное право связывают с правами и свободами человека, которые непосредственно вытекают из человеческой природы и разума. Например, идея формального юридического равенства. 4 – Новейшее время –специфика: концепция процессуальных естественных прав. Это общий стандарт организации позитивного права. Нет конкретных правовых норм, но связано с тем, как все в позитивном праве должно быть устроено. Конструирование законов.
Ø Юс позитивизм: традиционно данный тип правопонимания рассматривают в противопоставлении с юс натурализмом, как его антипод. Право – создается государством, и понимается как совокупность юридических правил, санкционированных государством. Нарушение таких правил влечет принуждение со стороны государства.
Есть два основных типа: эксклюзивный и инклюзивный.
В них по-разному отражена идея соотношения право и морали.
Эксклюзивный: право содержательно может не пересекаться с моралью, оно абсолютно автономно от морали.
Инклюзивный: содержательно право и мораль могут пересекаться. В праве так или иначе имеется определенная моральная составляющая.
Ø Социологическая юриспруденция: возникает на основе философского позитивизма, на основе представлений об отсутствии способности у человека постигнуть суть вещей. Соответственно, правоведение должно избегать метафизики и спекулятивных построений. С другой стороны, представители этого течения - разрыв между должным и фактическим. Право относится к факту, а не к должному. Его нужно искать в фактических отношениях, в поведении субъектов, решениях правоприменителей, сделках и т.д.
Указанные подходы являются классическими в том смысле, что по-разному определяют сущность права, его форму, способы выражения и опознания, принципы действия, методы изучения, требования к нему и т.д.
В настоящее время на повестке дня стоит вопрос об интеграции указанных подходов к пониманию права.