Государственное управление территориями радиоактивного загрязнения

Согласно действующему законодательству, управление территориями радиоактивного загрязнения осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с предназначением и направленностью их хозяйственного, научного или иного использования.

В соответствии со статьёй 10 Закона Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» управление территорией зоны эвакуации (отчуждения) осуществляется специальным органом – Администрацией зон отчуждения и отселения. Данный орган создан постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 1992 г. № 190 «Об управлении территорией зоны эвакуации (отчуждения)» (с измен. и дополн.) [Собрание постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1992. – № 10. – Ст. 173; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1999. – № 20. – Ст. 562] и функционирует согласно Положению, утверждённому постановлением МЧС Республики Беларусь от 20 августа 2007 г. № 71 [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 214. – 8/17041].

Для осуществления мер, направленных на улучшение санитарного состояния и снижение радиационной опасности территорий зон первоочередного и последующего отселения, с которых отселено население, создаются специализированные предприятия.

Функции государственного управления территориями радиоактивного загрязнения после 1986 г. осуществляли Государственный комитет Белорусской ССР по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС во главе с заместителем председателя Совета Министров БССР (с 1990 по 1994 гг.), Министерство по чрезвычайным ситуациям и проблемам преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в структуре которого находился Комитет по проблемам преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (1994–1997 гг.), Государственный комитет по проблемам преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (1998–2001 гг.), Комитет по проблемам преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (2001–2006 гг.). С мая 2006 г. функции государственного управления проблемами преодоления последствий чернобыльской катастрофы перешли к Министерству по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

В соответствии с Положением, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 756 [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 4. – 1/8210; 2011. – № 113. – 1/12967], данное министерство является республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление наряду с другими направлениями и в сфере ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Входящий в состав указанного министерства Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с правами юридического лица осуществляет специальные (исполнительные, регулирующие) функции по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, государственный надзор по охране и использованию территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, обеспечивает контроль за исполнением законодательства по данным вопросам и целевым использованием выделенных на эти цели бюджетных средств. Кроме того, указанный Департамент управляет территорией, включённой в состав государственного учреждения «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник».

Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС – это орган, осуществляющий специальные функции:

1) разрабатывает проекты государственных программ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на пятилетний период. Он входит в число государственных заказчиков этих программ и контролирует их исполнение, разрабатывает проекты программ Союзного государства Беларуси и России, а также других программ, направленных на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) обобщает практику применения законодательства по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, разрабатывает предложения по его совершенствованию;

3) формирует предложения о расходах республиканского бюджета, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и их распределении между государственными органами и иными организациями, а также контролирует целевое использование выделенных на эти цели бюджетных средств;

4) управляет территорией, включённой в состав государственного учреждения «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник»;

5) реализует меры по улучшению санитарного состояния территорий зон первоочередного и последующего отселения, с которых отселено население, и населённых пунктов, относившихся к зонам эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, а также других населёных пунктов, подлежавших отселению;

6) обеспечивает соблюдение особого правового режима в зонах эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, с которых отселено население;

7) обеспечивает содержание системы захоронений радиоактивных отходов, образовавшихся в результате ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и её безопасное функционирование;

8) координирует работы по контролю и мониторингу радиоактивного загрязнения;

9) готовит предложения об отнесении земель к категории радиационно опасных и переводе их в разряд земель отчуждения либо ограниченного хозяйственного пользования, исключении земель из категории радиационно опасных и их использовании в соответствии с основным целевым назначением, об исключении земель из разряда земель отчуждения и переводе их в разряд земель ограниченного хозяйственного пользования, отнесении населённых пунктов и объектов к зонам радиоактивного загрязнения;

10) планирует агротехнические, агромелиоративные и другие защитные мероприятия на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

11) готовит предложения по формированию перечня объектов, строящихся за счёт средств, выделяемых на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

12) участвует в лицензировании МЧС деятельности, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения;

13) осуществляет контроль:

– за всеми видами работ в зонах эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, с которых отселено население, обоснованностью и полнотой предоставления гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленных законодательством льгот и компенсаций, переселением граждан с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, использованием по назначению жилья, построенного за счёт средств, выделяемых на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

– организацией санаторно-курортного лечения и оздоровления граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, за счёт средств республиканского бюджета, предусмотренных на эти цели, функционированием государственного регистра этих лиц;

– функционированием систем радиационного контроля пищевых продуктов, другой продукции и объектов, обследуя земли на содержание радионуклидов;

– проведением агротехнических, агромелиоративных и других защитных мероприятий на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, ходом строительства объектов, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

– деятельностью отраслевых и территориальных комиссий по установлению правового статуса граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;

– подготовкой специалистов для системы радиационного контроля и повышением их квалификации;

– соответствием международных проектов, реализуемых в Республике Беларусь, государственной политике в области ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Наши рекомендации