Предпосылки образования Русского централизованного государства

Диалектика исторического развития такова, что на смену одним общественным процессам закономерно, на основании объективных факторов приходят другие, прямо противоположные. Характерным с этой точки зрения является процесс объединения раздробленных русских земель и образования на этой основе Русского централизованного государства.

Раскрывая сущность этого исторического феномена, следует прежде всего указать на то, что развитие в условиях феодальной раздробленности объединительных тенденций – явление закономерное, в основе которого лежат социально-экономические факторы. Среди них ведущее значение имел рост производительных сил, что приводило к разрушению натурального хозяйства – экономической основы феодальной раздробленности.

В XIV в. и особенно в XV в. в русских землях идет процесс подъема сельскохозяйственного производства. Прежде всего необходимо отметить, что в земледелии стала внедряться трехпольная система обработки земли. Улучшаются орудия труда, применяется соха с двумя железными сошниками, что обеспечивало более высокие и устойчивые урожаи. Развивается скотоводство, рыбная ловля, охота, бортничество, пасечное пчеловодство. Все это привело к качественному скачку в сельском хозяйстве – появлению избыточного продукта. В свою очередь более совершенная система обработки земли требовала более совершенных орудий труда, а избыточный продукт нуждался в реализации.

Это стало фактором, стимулирующим развитие в русских землях ремесла и торговли.

В XV в. наблюдается интенсивный подъем ремесленного производства. Происходит постепенное отделение ремесла от сельского хозяйства. Развивается специализация ремесленного производства. В это время существовало уже около 200 ремесленных специальностей, насчитывалось 286 ремесленных слобод.

Подъем ремесленного производства также способствовал развитию торговли. Свидетельством этого становится возникновение местных торговых центров – торжков и рядков. Большее развитие получает внешняя торговля. Русские купцы везли свои товары в Крым и страны Востока, завязались отношения с ганзейскими городами. Тверской купец Афанасий Никитин в XV в. дошел до Индии.

Подъем производительных сил происходил в рамках феодального хозяйства. Поэтому он сопровождался усилением эксплуатации крестьян. Формой эксплуатации крестьян была отработочная (барщина) и продуктовая (оброк) рента, размеры которой устанавливались феодалами в зависимости от местных условий. Хотя за крестьянами сохранялось право свободного прихода от одного феодала к другому, но степень их внеэкономического принуждения неуклонно возрастала.

Усиление эксплуатации крестьян приводило к обострению классовой борьбы, многочисленным антифеодальным выступлениям, которые выражались в незрелых, подчас наивных форах. Крестьяне совершали потравы и покосы полей и лугов феодалов, поджоги их усадеб, убийства землевладельцев и княжеских слуг. Формой сопротивления феодалам было разбойничество, преступления «лихих людей».

Вышеуказанные процессы играли роль объективных факторов, делавших необходимым объединение русских земель. Раздробленность не способствовала развитию торговых отношений между отдельными русскими землями, тормозила процесс подъема экономики.

Происходившее обострение классовой борьбы приводило к необходимости усиления государственной власти, способной держать крестьян в узде. Поэтому большинство феодалов было заинтересовано в укреплении великокняжеской власти.

Экономическое развитие и обострение классовой борьбы в XV – XVI вв., несомненно, способствовали объединению русских земель и образованию централизованного государства. Однако масштабы этих социально-экономических процессов в рассматриваемый период не достигли такого уровня, при котором они сами по себе могли стать решающим фактором объединения русских земель.

Историческая особенность образования русского централизованного государства состоит в том, что действие двух вышеназванных факторов дополнялось третьим фактором – внешней угрозой.

Практически со всех сторон русские земли были окружены сильными агрессивными соседями (Великое княжество литовское, Швеция, Золотая Орда, в вассальной зависимости от которой находились русские князья). Все это заставляло русские земли объединяться для борьбы против общих врагов. Объединение стало, по сути дела, общенациональной задачей. В нем было заинтересовано подавляющее большинство населения. Ремесленники и купцы были заинтересованы в создании благоприятных условий для торговли, ликвидации границ между княжествами, мешавшими свободному продвижению товаров.

Создание сильно централизованного государства отвечало интересам русского крестьянства. Непрекращавшаяся княжеская междоусобица, набеги золотоордынских ханов разоряли крестьян, разрушали их хозяйство, делали жизнь нестабильной.

В создании единого централизованного государства была заинтересована и русская православная церковь – организация централизованная.

Центром, вокруг которого происходило объединение русских земель стала Москва, Московское княжество. В силу благоприятного экономического и географического положения. Москва из центра небольшого удельного княжества со временем превратилась в столицу крупного самостоятельного княжества, центр экономических связей между другими русскими землями. Именно московские князья стали на путь объединения русских земель. При этом они пользовались всеми средствами – скупали земли соседних княжеств, захватывали их вооруженным путем, не гнушались интригами с использованием золотоордынских ханов в борьбе с соседними князьями, превращали других удельных князей в своих вассалов.

Особенно интенсивно роль Москвы стала возрастать при князе Иване Калите (1325-1340 гг.). Получив ярлык на великое княжение и право собирать дань для Золотой Орды практически со всех русских земель, Иван Калита постепенно подчиняет Москве другие княжества. В 1326 г. в Москву была перенесена митрополичья кафедра. Политику Ивана Калиты продолжили другие московские князья. Завершил дело объединения большинства русских земель Иван III, при котором к Москве были присоединены Новгород Великий, Тверь и другие земли. В 1480 г. Иван III перестал платить дань Золотой Орде, окончательно утвердив независимость Московского великого княжества.

Надо сказать, что Русское централизованное государство было по своему составу многонациональным. На его территории жили карелы, саами, ненцы, удмурты и другие народы.

Объединительный процесс, происходивший в XIV – середине XVI вв., не означал его завершения. Полное экономическое и политическое объединение (централизация) завершились к середине XVII в. однако фундамент централизованного государства был заложен к середине XVI в

Общественный строй

Феодальное общество в Русском централизованном государстве состояло из двух основных классов – класса феодалов и класса феодально-зависимых крестьян.

Класс феодалов подразделялся на четыре социальные группы:

Служилые князья («княжата»); бояре; слуги под дворским; дети боярские.

Служилые князья – это бывшие удельные князья. После присоединения их уделов к Великому Московскому княжеству они утратили политическую самостоятельность. Однако сохранили право вотчинной собственности на свои земли и явились крупными землевладельцами. Княжата были обязаны служить великому князю. Постепенно они сливались с верхушкой боярства.

Бояре, как прежде, оставались крупными вотчинниками. Они тоже относились к служилому сословию, занимали важные посты в великокняжеской администрации.

Дети боярские и слуги под дворским составляли группу средних и мелких феодалов и несли личную службу великому князю.

В период формирования централизованного государства феодалы обладали правом отъезда, могли выбирать в качестве сюзерена более сильного князя. По мере укрепления власти московских великих князей менялось их отношение к праву отъезда. Они рассматривали его как проявление сепаратизма, стремление к самостоятельности. Поэтому отъезжающие лишались своих вотчин и считались изменниками. Конфискованные земли великие князья передавали низшей группе служилых людей. Например, Иван III с 1483 г. по 1489 г. конфисковал земли 8000 семейств бояр и гостей Великого Новгорода, находившихся в оппозиции к Москве. На их землях Иван IV «испоместил » «москвичь лучьших многих гостей и детей боярских».

В XV в. – начале XVI в. в условиях централизации государства, поскольку все группы феодалов превратились в служилое сословие, изменялось значение слова, «боярин». В едином государстве принадлежность к боярству связывалась с государственной службой и стало означать придворный чин, пожалованный великим князем. Высшим чином был «боярин введенный» (прошедший процедуру торжественного введения, объявления). Этот чин получали княжата и родовитые бояре за особые заслуги. Следующий чин – «окольничий» давался мелким удельным князьям и знатным боярам, не вошедшим в состав бояр введенных. Другие чины – стольники, дворяне городовые.

В рассматриваемый период оформилась новая группа феодалов – дворяне. Иван III и другие великие князья давали землю под условием службы свободным людям и даже холопам, главным образом это были слуги под дворским (отсюда название - дворяне).

Дворяне получали землю за службу под условием поместного права, т. е., без передачи по наследству. Они не имели права свободного перехода от князя к князю и занимали незначительные должности. Дворяне не могли быть главными предводителями войск, начальниками полков. Они могли командовать лишь десятками или сотнями. На них лежала обязанность по охране границ государства. Дворяне могли занимать должности «разсыльщиков» - лиц, посылаемых в разные места с поручениями «недельщиков», в обязанность которых входили вызов в суд сторон, исполнение решений суда, арест и пытка «татей». Исполняли дворяне различные должности и в придворной службе, принимали участие в княжей охоте в качестве псарей, кречетников, сокольников. В Русском централизованном государстве между великим князем и остальными феодалами сложились не договорные, а служебные отношения. Действовали принципы: «в службе – честь!», «служить до смерти».

К крупным феодалам принадлежало духовенство, которое делилось на белое – духовенство церквей, и черное – духовенство монастырей.

В рассматриваемый период происходило расширение монастырского землевладения за счет пожалования князей и бояр, а также захвата неосвоенных земель, особенно на северо-востоке страны многочисленные монастыри, разбросанные по всей территории страны, пользовались поддержкой местных феодалов и купечества, могли существовать безбедно за счет денежных и натуральных вкладов на «помин души», «о здравии».

Крестьяне. Для обозначения сельского населения, начиная с XIVв., постепенно получает распространение термин крестьяне (от «христиане»).

Крестьяне делились на две категории – черных и частновладельческих. Черные крестьяне жили на землях князей и юридически не принадлежали какому-нибудь феодалу. Они платили великому князю тягло – общегосударственную подать. На них возлагалась запашка десятины – барщина на великого князя, содержание кормленщиков, подводная повинность, устройство городовых стен, приказных изб, строительство мостов, рубка леса, поставка «даточных людей».

Главной мерой при раскладке податей и повинностей на общину была соха, определенное количество земли – от 400 до1300 четвертей (четверть ½ десятины). Черные крестьяне жили общинами («мир» «волость»).

Частновладельческие крестьяне принадлежали отдельным феодалам. В XIV в.- XVI в. феодалы стремятся прикрепить крестьян к себе, своим владениям. При этом используются как экономические, так и внеэкономические меры. Чаще всего великие князья особыми грамотами закрепляли за отдельными владельцами определенные группы крестьян. Однако единая форма феодальной зависимости еще не сложилась. Частновладельческие крестьяне подразделялись на группы. Одной из них были крестьяне-старожильцы. К ним относились крестьяне давно (исстари), жившие на земле феодала, выполняли в его пользу повинности и платили тягло. До середины XV в.старожильцы были юридически свободными. Потом князья стали издавать грамоты, прикреплявшие их к землевладельцу.

Другая категория крестьян – новоприходцы, новопорядчики. Это крестьяне, которые привлекались феодалами в свои владения путем установления для них льгот. Например, освобождение на год от тягла и феодальных повинностей. Новопорядчики, много лет прожившие в одном месте, становились старожильцами.

Серебренники – крестьяне, которые брали в долг от своих феодалов серебро, которое делилось на «ростовое» и «издельное». Первое давалось с условием уплаты процентов, второе – с условием погашения процентов «издельем», т. е. работой на земле феодала. До уплаты долга серебренники не могли уйти от хозяина

Новоприходцы – крестьяне-бедняки, вынужденные идти к богатому хозяину. Они заключали договоры, «порядные» грамоты, по которым попадали в зависимость к господам. Новоприходец брал «подмогу» на обзаведение. В течение одного года он был либо освобожден от платы оброка господину, либо платил его «вполы», в уменьшенном размере. За это он был обязан обзавестись хозяйством, построить дом. Если он не делал этого, то платил «заряд» - неустойку. По истечении льготных лет новоприходцы сливались со старожильцами

Половники не имели своей земли, обрабатывали господскую землю и отдавали половину урожая хозяину.

Бобыли – безземельные крестьяне, не имевшие хозяйства и возможность платить государственную повинность. Они получали у феодала жилище и землю. За это они платили оброк и выполняли барщину.

Основная масса крестьянства в XV в. пользовалась правом перехода («выхода») от одного феодала к другому в любое время года («межень лета и всегды»). Феодалов это не устраивало, они стали требовать установления определенного срока крестьянского выхода.

Иван III в Судебнике 1497 г. установил единый срок выхода («отказа») крестьян – Юрьев день осенний (26 ноября), когда обычно все сельскохозяйственные работы были закончены. Чтобы получить «отказ», т.е. право выхода, крестьянин должен был заплатить феодалу «пожилое» (за пользование двором) в размере одного рубля в степных местностях и полтины в лесистых, если он жил за хозяином четыре года или дольше.

Осенний Юрьев день был крайне неудобен для выхода крестьян и, по сути , еще сильнее привязывал крестьян к феодалу. Без преувеличения можно сказать, что Судебник 1497 г., установив Юрьев день, положил начало юридическому оформлению крепостного права в России.

Холопы. В период формирования централизованного государства медленно но неуклонно идет процесс сближения холопства с феодально-зависимым крестьянством. Появляются так называемые «страдные люди » или «страдники» - холопы, посаженные на землю. Сокращается число источников холопства. Холоп, бежавший из татарского плена, освобождался. «Ключничество» в городе, рождение от свободной не вели в холопство. Еще одним проявлением сближения холопства с крестьянством являлось появление кабальных людей. Эта категория зависимого населения появилась в конце XV в. Сущность кабальных отношений заключалась в эксплуатации должника кредиторам на основании особой долговой записки («служебной кабалы»). Должник должен был своим трудом («службой») погасить проценты с занятой суммы. Часто долговая сумма носила фиктивный характер, прикрывала переход в феодальную зависимость. В XVI в. кабала приобретает черты полного холопства. Поэтому кабальные люди стали называться кабальными холопами. Однако в отличие от полного холопа кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами.

Городское население. Жители городов в Русском централизованном государстве назывались посадскими людьми. Дело в том, что город в то время делился на две части: 1) огороженное крепостной стеной место – «детинец», «кремль», здесь жили представители княжеской власти, находился гарнизон; 2) посад – поселение вне каменных стен детинца, здесь жили торговцы, ремесленники - посадские люди.

В социальном отношении посадские люди были неоднородны. Верхушка – богатые купцы (некоторые князья были должниками купцов) – гости, сурожани, суконники. Существовали купеческие объединения – так называемые сотни.

Основная масса городского населения – черные посадские люди (ремесленники, мелкие торговцы). Ремесленники объединялись в общины, «братчины» по профессиональному признаку (каменщики, бронники, плотники и др.). За ними признавалось право суда.

Посадские люди образовывали посадскую черную сотню, члены которой по принципу круговой поруки платили общегосударственную подать – посадское тягло, несли другие повинности.

3 Государственный строй

Образование Русского централизованного государства включало в себя два взаимосвязанных процесса – формирование единой государственной территории за счет объединения раздробленных княжеств и установления власти единого монарха этой территории.

Динамика формирования власти Московского великого князя характеризуется неуклонным возрастанием его единовластия. До объединения Московские князья – полновластные хозяева в собственном домене. С остальными князьями отношения строились на основе принципа сюзеренитета – вассалитета – договоры, иммунитеные грамоты. По мере развития процесса объединения происходит укрепление власти московского великого князя. Удельные князья превращаются в служилых, Русское государство из комплекса феодальных владений становится единым государством. Удельные князья не могут проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Власть московского великого князя приобрела характер реальной власти всего Московского государства. Государство стало делиться не на уделы, а на уезды, в которых управляли должностные лица Московского великого князя.

С точки зрения формы правления до середины XVI в. Русское централизованное государство может рассматриваться как переходное от раннефеодальной монархии к сословно-представительной монархии

Органы власти и управления. Высшая законодательная, исполнительная власть принадлежала великому князю. Существовало два источника усиления власти великого князя: 1) внутренний – за счет ограничения иммунитетных прав удельных князей и бояр; 2) внешний – ликвидация вассальной зависимости от Золотой Орды.

Московский великий князь и юридически и фактически стал носителем суверенной власти на территории Руси. Начиная с Ивана III московские князья именуют себя «государями всея Руси». Возвышение власти московского великого князя получило идеологическое обоснование. Таковым стала выдвинутая в послании монаха псковского Елизарова монастыря Филофея теория «Москва – третий Рим». Два Рима (Западный и Восточный - Константинополь) пали. Единственным хранителем православия остался русский народ, а Москва стала третьим Римом и станется им навсегда. «Два убо Рима падоша, а третий стоит и четвертому не быти». Филофей обращался Московскому князю: «Един ты во всей поднебесной хрестианом царь».

Своего рода практическим подтверждением такого положения Ивана III стал его брак с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора – Константина Палеолога.

Великому князю принадлежало право назначать на основные государственные должности, в том числе и в Боярскую думу. Он же возглавлял вооруженные силы и ведал внешнеполитическими делами. От его имени издавались законы, а великокняжеский суд являлся высшей судебной инстанцией. Укреплению власти великого князя способствовало то, что в 90- е годы XV в. Ивану III удалось добиться независимого от константинопольского патриарха назначения русского митрополита.

Боярская дума – постоянный совещательный орган при великом князе, возникший в XV в. Она выросла из Совета бояр при князе, который существовал раннее, но созывался от случая к случаю.

Боярская дума имела постоянный состав, в нее входили высшие иерархи, бояре, окольничьи. Численный состав Боярской думы в начале XVI в. не превышал 20 человек.

Компетенция боярской думы не была четко определена. Она могла рассматривать важные общегосударственные вопросы. В частности, велика была роль Боярской думы во внешнеполитических делах. Бояре ставились во главе посольских миссий, вели переписку, присутствовали на приемах послов великих князей.

В Боярской думе и вообще системе государственного управления действовал принцип местничества, по которому положение членов Боярской думы и других должностных лиц определялось их родовитостью, знатностью, а не деловыми качествами.

В период становления Русского централизованного государства еще созывались феодальные съезды, как правило для решения вопросов, связанных с объединением русских земель. Последний феодальный съезд был созван Иваном III в 1471 г.

«Пути» – своеобразные ведомства, соединявшие в себе и функции государственного управления, и функции удовлетворения потребностей великокняжеского двора (сокольничий, ловчий, конюшенный, чашничий и др.). Возглавляли «пути»назначавшиеся великим князем «путные бояре» из числа наиболее родовитых и доверенных князю лиц.

В ведении «путей» находились определенные местности, которыми они ведали «судом и данью».

Наличие «путей» - показатель того, что в государственном управлении сохранялись элементы дворцово-вотчинной системы. Однако с течением времени эта архаичная система не отвечала требованиям централизованной власти. В XVв. начале XVI в. появляются новые органы – приказы. Это были бюрократически централизованные органы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В приказах сформировалось чиновничество – приказные люди, - профессионально занимавшиеся государственным управлением.

Первым из приказов был Казенный приказ (двор). В 1450 г. впервые упоминался казенный дьяк, а в 1467 г. – казенный подьячий, как должностные лица. Вначале Казенный приказ обладал обширными функциями: ведал ямскими, поместными, холопьими и посольскими делами. Вслед за Казенным стали возникать и другие приказы

Местное управление строилось на основе системы кормления. В городах находились наместники, в волостях – волостели. Они обладали административной и судебной властью. Население обеспечивало наместников и волостелей всем необходимым – «кормом». Его размер определялся в специальных княжеских грамотах. «Корм» состоял: из въезжего корма («кто что принесет»), периодических натуральных и денежных поборов несколько раз в год – на Рождество, на Пасху, на Петров день, торговых пошлин с иногородних купцов, брачных пошлин («выводная купница» и «новженный убрус»). Система кормления была пережитком раннефеодальной монархии и не удовлетворяла население, особенно недовольны ею были дворяне.

Вооруженные силы состояли из великокняжеского войска, состоявшего из детей боярских, слуг под дворским. Основу войска составлял государев полк. Кроме того могло созываться народное ополчение – «Московская рать», в основном состоявшее из жителей городов. Однако в случае необходимости оно пополнялось и сельскими жителями. Судебный аппарат не был отделен от административного. Высшим был суд великого князя – для крупных феодалов, а также высшая апелляционная инстанция.

Судебные функции осуществляли Боярская дума, путные бояре, приказы. На местах судили наместники и волостели. При этом их судебные права были неодинаковые. Наместники и волостели с правом «боярского суда» могли рассматривать любые дела, без «боярского суда» - не имели право принимать дела по тяжким преступлениям – разбоям, татьбе, дела о холопах и т. п. По таким делам они должны были докладывать великому князю или Боярской думе.

Развитие права

Образование Русского централизованного государства открывает новую страницу в развитии отечественного права. В условиях феодальной раздробленности сложилось многообразие правового регулирования, появились региональные правовые акты (Псковская, Двинская, Белозерская судные грамоты).

В едином централизованном государстве должна была действовать единая правовая система. Это вызывалось необходимостью укрепления великокняжеской власти, единого правового регулирования феодальных отношений. Прежде всего с точки зрения защиты интересов класса феодалов, в особенности интересов дворянства. Поэтому в 1497 г. Иван III издает новый законодательный акт – Судебник.

Судебник 1497 г. сосредоточил рассмотрение опасных преступлений в руках государства, централизовал судебную власть, установил новую форму процесса.

Источниками Судебника были «Русская правда», судные грамоты, уставные и жалованные грамоты князей, обычное право. Надо подчеркнуть, что наряду с использованием прежнего правового материала составители Судебника включили в него новые нормы. Из 68 статей Судебника 26 были совершенно новыми.

Надо отметить, что юридический уровень Судебника для своего времени был достаточно высоким. В 20-е годы XVI столетия содержание Судебника внимательно изучил побывавший в России крупный австрийский дипломат и ученый С. Герберштейн. Выписки из Судебника вошли в его объемистый труд о Московии.

В современный период Судебник 1497 г. получил международное признание как один из крупных памятников права прошлого. В 1997 г. под эгидой ЮНЕСКО отмечалось 500-летие Судебника. В Москве в Российской Академии наук прошла международная конференция, в которой участвовали видные историки и юристы ряда стран.

С точки зрения места Судебника1497 г. в отечественной истории государства и права следует подчеркнуть, что он положил начало российской национальной системе права, явился первым российским кодифицированным актом.

Характеризуя содержание Судебника 1497 г., нужно сказать, что это был правовой документ, в котором содержались главным образом нормы уголовного и судебно-процессуального права.

В составе Судебника различаются четыре части:

- постановления о суде центральном;

- постановления о суде местном (провинциальном, наместничьем);

- постановления материального права;

- дополнительные статьи, посвященные различным вопросам феодального права.

Нормы гражданского права не получили в Судебнике должной разработки. О договоре займа упоминалось лишь в одной статье. Были упоминания о договорах купли-продажи и личного найма. Наймит , не дослуживший своего срока или не выполнивший обусловленного задания, лишался оплаты. В одном случае Судебник 1497 г. предусматривал обязательства из причинения вреда – потраву. К подобным правонарушениям относилось обязанность судьи, вынесшего неправосудное решение, возместить возникшие от этого убытки. Аналогичную ответственность несли и лжесвидетели.

При наследовании по закону наследство получал сын, а при его отсутствии – дочь, причем не только движимое имущество, но и землю. За неимением сыновей и дочерей наследство переходило к ближайшим боковым родственникам.

Уголовное право. В Судебнике 1497 г. по сравнению с «Русской правдой» существенно изменилось содержание понятия преступления . оно рассматривается как общественно опасное деяние – «лихое дело», причиняющее ущерб господствующему классу. Судебник делит людей на «добрых» и «лихих». Добрые люди – это богатые люди, которые могли облиховать того или иного человека, признать его «ведомым лихим человеком». При совершении таким лицом преступления это являлось квалифицирующим признаком и, как правило, влекло за собой смертную казнь. Ст.9 Судебника предусматривает смертную казнь «ведомому лихому человеку» даже без указания на совершение им преступления.

Надо отметить что Судебник не дает исчерпывающего перечня «лихих дел» - преступлений , что позволяло подвести под это понятие любое деяние (Ст.8 – «иное лихое какое дело»).

По Судебнику расширялся круг субъектов преступления. К ним относились и холопы. Судебник говорит о повторных преступлениях (рецидиве), о «бесхитростных» деяниях, противопоставляемых умышленным.

В Судебнике дается более развернутая система преступлений. Свидетельством более высокого уровня зрелости общественных отношений являлось наличие понятия государственных преступлений. К таковым относились «крамола», измена князю, «подым», заговор, мятеж, призыв к восстанию. Государственным преступлением считался поджог крепости, города при наличии внешней угрозы или поджоге как акте классовой мести.

К имущественным преступлениям относились разбой – открытое нападение шайки, сопровождавшееся физическим насилием. Татьба – похищение чужого имущества При этом предусматривалась кража простая, совершенная в первый раз и квалифицированная повторная, церковная, совершенная «ведомым лихим человеком». Истребление и повреждение чужого имущества – поджог двора или другого имущества. Особое внимание уделялось охране права собственности на землю. Устанавливалась ответственность за повреждение изгородей или уничтожение межевых знаков, запашку чужой земли.

Противозаконное пользование чужим имуществом. Во многом повторяются нормы «Русской правды» (езда на чужом коне, присвоение найденной вещи, укрывательство беглого холопа).

Преступления против личности.Убийство (душегубство). Судебник предусматривал простое и квалифицированное убийство. К последнему относилось убийство своего господина (Ст.9 – государский убийца), убийство, совершенное «ведомым лихим человеком». К этому виду относилось нанесение лицу телесных повреждений, побоев, ябедничество – злостная клевета с целью обвинить невиновного и завладеть его имуществом, оскорбление словом и действием.

Преступления против суда – нарушение установленного порядка судопроизводства, запрещение давать суду взятки, ответственность за лжесвидетельство.

Виды наказания. Обострение социальных противоречий феодального общества отразилось на системе уголовно-правовых наказаний. Изменяется цель наказания. Она подразумевает не только кару для преступника, не только возможность извлечения имущественной выгоды, но и преследует цель устрашения. Наказание стало носить публичный характер.

Судебник предусматривал смертную казнь («казнити смертною казню», « живота не дати»). Однако конкретные виды смертной казни не устанавливались. Судебник вводил новый вид наказания – торговую казнь – публичное битье кнутом на торговой площади («казнити торговою казнию, бити кнутом»)[11].

В Судебнике сохранялись денежный штраф в пользу князя или лиц, осуществлявших правосудие. Судебный процесс носил состязательный характер. Сторонами в процессе могли быть все члены общества, в том числе холопы и несовершеннолетние. По сравнению с «Русской правдой» процесс по Судебнику 1497 г. носил более формализованный характер. Судебное разбирательство начиналось с подачи истцом челобитной – жалобы, определявшей предмет спора, приставной памяти, документа, в котором указывался судья, и срочной, которой устанавливалась дата явки сторон в суд. Вызов в суд производился особыми должностными лицами недельщиками, ездовыми, доводчиками.

Недельщик – должностное лицо, в обязанность которого входили вызов сторон в суд, арест и пытка обвиняемых, передача в суд дел о краже, организация судебного поединка и исполнение решения суда. Недельщики назначались на неделю, а затем сменялись.

Доводчик – лицо, производившее довод, обвинение, с которого начиналось дело (не только по иску частного лица).Доводчикам поручался также вызов в суд и выполнение судейских обязанностей.

Ездовой – недельщик или пристав, совершающий поездку за пределы города, за что платили специальную пошлину – езд.

Неявка обвинителя влекла за собой прекращение обвинения, неявка ответчика – признание его виновным. Доказательствами являлись показания послухов, которые теперь признавались единственными свидетелями. Судебник формально не ставил каких-либо ограничений в отношении послухов по их социальному положению. Однако на практике было по другому. С. Герберштейн в «Записках о Московских делах» писал: «Свидетельство одного знатного мужа имеет более силы, чем свидетельство многих людей низкого звания». Вместе с тем следует указать, что Судебник устанавливал твердое правило беспрекословного доверия показаниям свидетеля, выдвинутого стороной в обоснование своего иска или возражения по иску.

Судебник не ограничивал количество послухов.

Другими видами доказательств были поле (судебный поединок), крестное целование (присяга), жребий.

Специфической формой процесса являлось так называемое «облихование». Для признания лица «ведомым лихим человеком», требовались показания десяти-пятнадцати «добрых людей». Затем суд мог применить к обвиняемому пытку и смертную казнь.

В рассматриваемый период начинает применяться розыскная (следственная) форма процесса. При ней дело возбуждалось «зазывной грамотой», в которой содержался приказ задержать и доставить обвиняемого в суд, или «погонной грамотой» - приказ местным властям найти и схватить обвиняемого. В розыске сам суд изыскивал доказательства, допрашивал обвиняемого, пытал, устраивал очную ставку. Средствами розыска являлись поличное, обыск, а главное – пытка, имевшая целью вынудить собственное признание и указать соучастников.

Наши рекомендации