Государственное устройство. Йемен - унитарное государство
Йемен - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 17 провинций. Провинции делятся на кады, кады - на нахии.
В 1991 г. на общенациональном референдуме принята Конституция. В сентябре 1994 г. в нее внесены многочисленные поправки, в результате чего в настоящее время действует Конституция 1994 г., которая существенно отличается от редакции 1991 г. Она, в частности, ввела институт президентства.
По форме правления Йемен - смешанная (парламентско-президентская) республика. Политический режим - авторитарный с элементами демократии. В 1993 г. в Йемене состоялись первые на Аравийском полуострове многопартийные выборы (многопартийная система закреплена конституционно).
Законодательная власть принадлежит Палате представителей (парламенту), в состав которой входит 301 депутат. В соответствии с Законом о всеобщих выборах 1992 г. депутаты избираются всеобщим прямым равным голосованием сроком на 4 года. Палата представителей издает законы, ратифицирует международные договоры, санкционирует общую государственную политику и социально-экономический план, утверждает государственный бюджет и отчет о его исполнении. Она также направляет и контролирует деятельность исполнительной власти.
Заседания парламента полномочны, если на них присутствуют более половины его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих, если иное не предусмотрено Конституцией.
Президент может возвратить любой закон, принятый парламентом, для повторного рассмотрения в течение 30 дней. Если такой закон будет принят повторно, Президент обязан подписать его в течение 2 недель.
Президент может досрочно распустить парламент только при чрезвычайных обстоятельствах путем общенационального референдума, который проводится в 30-дневный срок с момента приостановления деятельности парламента.
Глава государства - Президент Республики. Он избирается на 5-летний срок непосредственно гражданами на альтернативной основе. Кандидаты выдвигаются парламентом, причем каждая кандидатура должна получить поддержку не менее 10% членов парламента. Одно лицо не может занимать пост Президента более двух сроков. Конституция предусматривает также пост Вице-президента, на который назначает сам Президент. Президент представляет Республику внутри страны и за рубежом, является верховным главнокомандующим вооруженных сил.
Президент назначает: выборы в Палату представителей; референдум; главу правительства и членов правительства; кроме того, созывает (в случае необходимости) заседание правительства, назначает членов Национального совета обороны, промульгирует законы, принятые парламентом, и обладает правом отлагательного вето, издает декреты во исполнение законов, назначает и увольняет высших правительственных чиновников, военных и полицейских служащих, присваивает воинские и почетные звания, государственные награды, ратифицирует международные договоры, которые не требуют одобрения Палаты представителей, после одобрения их правительством, назначает и принимает дипломатических представителей, предоставляет политическое убежище, объявляет чрезвычайное положение и всеобщую мобилизацию в соответствии с законом, выполняет другие функции, предусмотренные Конституцией и законом.
В период, когда парламент находится на каникулах или распущен, Президент может (в случае чрезвычайной необходимости) принимать декреты, имеющие силу закона, но в рамках Конституции. Эти декреты должны быть представлены парламенту на ближайшем заседании. Если парламент откажется их утвердить, они утрачивают силу.
Высший исполнительный и административный орган государства Совет министров во главе с Премьер-министром.
Премьер-министра назначает Президент, после консультации с которым Премьер отбирает других членов правительства. В пределах 25 дней с момента формирования нового правительства Председатель Совета министров должен представить программу его правительства Палате представителей, чтобы получить вотум доверия (требует большинства голосов членов Палаты).
Члены Совета министров несут коллективную и индивидуальную ответственность перед парламентом. Каждый член Палаты представителей может задавать вопросы Премьер-министру, любому из его заместителей, министрам или заместителям министров по любому вопросу, находящемуся в пределах их компетенции, на который последние обязаны дать ответ. Парламентские вопросы не могут быть превращены в интерпелляцию на одном и том же заседании. Каждый член Палаты имеет право на интерпелляцию Премьер-министру, его заместителям и министрам, в связи с ответом на которую может быть поставлен вопрос о доверии.
Палата представителей может "отозвать доверие" у правительства. Интерпелляция делается не менее чем 1/3 членов Палаты представителей. Голосование по ней возможно не ранее чем через 7 дней после подачи интерпелляции. Для вынесения вотума недоверия требуется большинство голосов всех депутатов.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Йемена носит смешанный характер. В целом в ней преобладает мусульманско-правовая традиция, хотя отдельные отрасли развиваются под влиянием европейского права.
До создания единого государства в 1990 г. правовое развитие каждой части Йемена шло различными путями.
Северный Йемен в целом придерживался мусульманского права. Ни революция 1962 г., ни последующее развитие не поколебали его основ. В 1976-1978 гг. ряд отраслей права был впервые кодифицирован (в частности, приняты Семейный кодекс 1978 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1979 г., Гражданский кодекс 1979 г., Торговый кодекс 1976 г.).
В Южном Йемене до 1967 г. основу правовой системы составляло мусульманское и обычное право. Мусульманские судьи - кади применяли положения фикха (мусульманской правовой доктрины) в форме произведений авторитетных юристов (в основном шафиитского толка) или в виде нормативных актов, принятых правителями полуфеодальных государственных образований (например, Уголовный мусульманский кодекс султаната Куайти).
В период социалистической ориентации правовая система подверглась значительной секуляризации, хотя здесь так и не произошло полного разрыва с мусульманско-правовой традицией. Конституция 1978 г. провозгласила НДРЙ государством, выражающим интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, мелкой буржуазии и всех трудящихся, которые стремятся к созданию единого демократического Йемена и к полному решению задач национально-демократической революции, являющейся подготовительным этапом для перехода к строительству социализма.
Провозглашенная в качестве официальной идеология научного социализма (выходившая за рамки обычного "арабского социализма") была в принципе несовместима с концепциями мусульманского права. Поэтому революционные власти предприняли радикальную перестройку правовых основ общества. В НДРЙ были упразднены мусульманские суды. Лишь в отдельных случаях применялись некоторые нормы мусульманского права, в частности, воспринятые Законом о семье 1974 г.
В объединенном Йемене (Йеменской Республике) приверженность мусульманскому праву закреплена в ст.3 Конституции, согласно которой шариат - источник всего законодательства. Однако на практике мусульманское право господствует далеко не во всех отраслях правового регулирования.
В течение первых лет после объединения сохранялся дуализм правовых систем, поскольку ранее принятое в каждом из государств законодательство продолжало действовать на соответствующих территориях страны. Однако к середине 1990-х гг. в целом сложилась единая правовая система на базе нового законодательства.