Министерство транспорта рф

РОСМОФЛОТ

НОВОРОССИЙСКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ

Факультет Судовождения и Радиоэлектроники

К а ф е д р а

“Теория и устройство судна”

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению курсового проекта

“РАСЧЕТ ПОСАДКИ, ОСТОЙЧИВОСТИ И ОБЩЕЙ

ПРОЧНОСТИ СУДНА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ”.

Ч а с т ь I V

Управляемость судна.

Разработал:

Доцент, к т н., Самохвалов А.В.

Утверждено

На заседании кафедры ТУС

Г. Пр.№ 1

Новороссийск- 2000

УПРАВЛЯЕМОСТЬ

Цель расчета.

В курсовом проекте необходимо рассчитать диаметр установившейся циркуляции До, приближенно по До рассчитать остальные параметры циркуляции: прямое смещение, обратное смещение, выдвиг, тактический диаметр циркуляции. Необходимо рассчитать угол крена на установившейся циркуляции и скорость судна на циркуляции.

Общие сведения об управляемости судна.

Управляемостьюназывается способность судна удерживать заданное направление движения или изменять его пожеланию судоводителя.

Управляемость характеризуется двумя качествами:

поворотливостью - способностью судна менять направление движения по желанию судоводителя;

устойчивостью на курсе - способностью судна сохранять заданное ему направление движения.

Рыскливостью называется неустойчивость судна на курсе.

Изменение направления движения судна и удержание его на курсе осуществляется с помощью рулевого устройства.

Для хорошей управляемости судна необходимо найти оптимальное соотношение между показателями устойчивости на курсе и поворотливостью, так как эти два качества противоречат друг другу: улучшение устойчивости на курсе приводит к ухудшению поворотливости и наоборот.

Для решения этой задачи проводятся модельные испытания в бассейнах и аэродинамических трубах, натурные испытания судов.

Так как управляемость является одним из основных мореходных качеств, обеспечивающих безопасность плавания судна, к которым предъявляются повышенные требования по управляемости, снабжаются средствами активного управления - подруливающими устройствами, активными рулями, поворотными насадками, движительно-рулевыми колонками.

Циркуляция.

Судно движется под воздействием упора Р, создаваемого гребным винтом или другим движителем. При повороте (перекладке) руля нарушается симметрия обтекания корпуса судна и возникает давление набегающего потока , создающее силуR на пере руля( рис.1.1.) . Составляющие этой силы Rx и Rу действуют вдоль и поперек судна. Если в центре тяжести судна условно приложить две взаимно исключающие друг друга силы Rу, то получим систему сил, действующих на судно при перекладке руля.

Видно, что на судно, кроме упора Р, уменьшенного на величину Rx ,действует момент М=Rx, X, поворачивающий судно, сила Rу, смещающая судно перпендикулярно диаметральной плоскости и момент m=RxУ, доворачивающий судно в направлении разворота. Этот момент возникает из-за смещения точки приложения силыРх от ДП.

Чем больше угол перекладки руля , тем больше будет сила R и, следовательно, силы, поворачивающие судно. После перекладки руля судно начинает описывать сложную кривую, которая называется циркуляцией. (рис.1.2).

Время совершения циркуляции делится на три периода:

1. Маневренный;

2. Эволюционный;

3. Период установившейся циркуляции.

Маневренный периодсоответствует времени перекладки руля. На пере руля возникает постепенно возрастающая гидродинамическая сила Rу, смещающая судно в сторону левого борта и поворачивающая его по часовой стрелке.

Эволюционный периодначинается после окончания перекладки руля. Дрейф судна в левую сторону прекращается, скорость судна продолжает уменьшаться.

Период установившейся циркуляциинаступает когда угол дрейфа перестает расти и наступает равновесие всех сил и моментов, действующих на корпус судна. Элементы движения судна принимают установившийся характер.

К геометрическим характеристикам циркуляции относятся:

Выдвиг Iв - расстояние между положениями центра тяжести судна в момент начала перекладки руля и его положением после поворота на 900 ,измеренное по направлению движения судна.

Прямое смещение Iп- расстояние между положением центра тяжести судна с начала перекладки руля и положением его после поворота судна на 900, измеренное по направлению нормали к направлению движения судна.

Обратное смещение Iо - наибольшее расстояние, на которое смещается центр тяжести судна в сторону, обратную циркуляции.

Тактический диаметр циркуляции Дт- расстояние между диаметральной плоскостью перед выходом на циркуляцию и положением её после поворота судна на 1800.

Диаметр установившейся циркуляции До - диаметр окружности, являющейся траекторией движения центра тяжести судна в период установившейся циркуляции.

Угол дрейфа b-угол между диаметральной плоскостью судна и вектором окружной скорости его центра тяжести.

Для морских транспортных судов при перекладке руля на 30-350 параметры циркуляции лежат в следующих переделах:

Iв = (0.6 - 1.2) До; Дт= (0.9 - 1.2)До;

Iп= (0.5 - 0.6)До; До =( 4 - 6) L;

Ij = (0 - 0.1 ) До; b = 7 - 150.

Основным показателем поворотливости является диаметр установившейся циркуляции. Чем он меньше, тем лучше поворотливость. Диаметр циркуляции может быть уменьшен увеличением площади пера руля и угла его перекладки, применением средств активного управления.

Наши рекомендации