Классификации источников международного трудового права

Количество участников
Многосторонние Двухсторонние Односторонние
Территория
Универсальные Региональные
Форма акта
Международные договоры Национальное законодательство, регулирующее международные трудовые отношения или устанавливающее требования в отношении соблюдения трудовых стандартов другими странами Международные рекомендательные акты Аутентичное толкование международных договоров Международные коллективные договоры и соглашения Корпоративные акты МНК Кодексы поведения международных неправительственных организаций
                   

Г) Классификация актов Международной организации труда по статусу. Начиная с 1919 г. по 2012 г. было принято189 конвенций МОТ и 201 рекомендация МОТ. Россия участвует в 56 конвенциях МОТ (66 ратифицировано и 10 денонсировано)[333]. Со временем более старые стандарты пересматривались путем принятия новых – отвечающих современным реалиям. В результате образовался очень большой массив правовых норм, пользование которым субъектами права, а также контроль за применением которых стал чрезвычайно затруднен. В результате в рамках МОТ была проведена работа по упорядочиванию этих актов и выделению тех из них, которые актуальны. Специальная рабочая группа при Административном совете МБТ провела работу по систематизации актов МОТ, в результате которых им были присвоены различные статусы.

Были выделены актуальные конвенции и рекомендации, к которым относится 71 конвенция и протокол к конвенциям МОТ. Внутри этой группы выделяются две особые группы актов, отличающиеся своей важностью. Речь идет, во-первых, о так называемых восьми фундаментальных конвенциях МОТ, посвященных четырем основополагающим принципам и правам в сфере труда. Все они ратифицированы Россией.

К ним относятся:

А) акты о свободе объединения: Конвенция №87 относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию 1948 г. и Конвенция №98 относительно применения принципов права на организацию и на заключение коллективных договоров 1949 г.;

Б) акты о запрете принудительного труда: Конвенция №29 о принудительном или обязательном труде 1930 г. и Конвенция №105 об упразднении принудительного труда 1957 г.;

В) акты о запрете детского труда: Конвенция №138 о минимальном возрасте приема на работу 1973 г. и Конвенция №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 г.

Г) акты о недопущении дискриминации: Конвенция №100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 г. и Конвенция №111 о дискриминации в области труда и занятий 1958 г.

Во-вторых, к актуальным относятся и приоритетные конвенции МОТ, выделенные в качестве таковых Административным советом МБТ: Конвенции №81, №122, №129 и №144. Из них Россией ратифицированы Конвенция №81 об инспекции труда в промышленности и торговле 1947 г. и Конвенция №122 о политике в области занятости 1964 г. В отношении фундаментальных и приоритетных конвенций каждое государство — член МОТ, ратифицировавшее соответствующую конвенцию, обязано предоставлять отчеты о выполнении содержащихся в них положений Комитету экспертов, который на основе этих отчетов составляет доклад об их соблюдении (подробнее см. в § 4) не один раз в пять лет, как в отношении обычных конвенций, а каждые два года. Ратификации фундаментальных и приоритетных конвенций МОТ уделяет особое внимание и проводит кампанию, направленную на поддержку увеличения числа ратификаций.

Россия ратифицировала еще 23 акутальных конвенции. К важнейшим из них относятся: Конвенция №95 об охране заработной платы 1949 г.;

Конвенция №135 о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях 1971 г.;

Конвенция №154 о коллективных переговорах 1981 г.;

Конвенция №155 о безопасности и гигиене труда 1981 г.;

Конвенция №187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда 2006 г.;

Конвенция №156 о работниках с семейными обязанностями 1981 г.;

Конвенция №159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов 1983 г. и др.

Кроме того, в ближайшее время ожидается ратификация Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве (MLC) и Конвенции №173 о защите требований трудящихся при неплатежеспособности их работодателя 1992 г.

Помимо статуса «актуальный акт», существует большое количество иных статусов, присвоенных актам МОТ:назначенные к пересмотру, с промежуточным статусом, устаревшие и др. Особое место занимает статус «отмененные конвенции», т.е. конвенции, прошедшие процедуру, обратную принятию. В 1997 г. были приняты изменения в Устав МОТ, которые должны позволить отменять ранее принятые конвенции. Но до сих пор эти изменения в Устав не вступили в силу из-за недостаточного количества ратифицировавших их государств. Поэтому ни одна конвенция МОТ пока не отменена, хотя МБТ уже наметило 7 конвенций — кандидатов на отмену.

Д) Классификация актов Международной организации труда по содержанию. МОТ классифицирует свои акты и по содержанию. Рабочая группа по политике, касающейся пересмотра стандартов, предложила классифицировать конвенции и рекомендации по предмету и составила перечень актов МОТ по предмету (с учетом статуса), приводящийся в таблице 2.[334]

Таблица 2

Наши рекомендации