Государственные органы

Государственный орган – это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных структур, являются:

1) формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства. Государственные органы нередко называют органами государственной власти, подразумевая, что при их помощи реализуется государственный суверенитет в области установления и реализации требований института власти;

2) выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.);

3) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленной организационной структуры, территориального масштаба деятельности, установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями;

4) В основу формирования, функционирования и взаимодействия государственных органов положена совокупность специальных принципов.

В качестве принципов формирования, функционирования и взаимодействия органов государства, прежде всего, следует выделить такие как:

Принцип единства и разделения государственной власти. Данный принцип предполагает, что государственные органы вне зависимости от объема властных полномочий, структурных особенностей и характера профессиональной деятельности выступают от имени всего государства и в процессе реализации принятых ими правовых актов могут опираться на государственные гарантии (в том числе и на государственный механизм принуждения). Разделение властей возможно только в демократическом государстве. Суть данного принципа заключается в рассредоточении властных полномочий между одноуровневыми государственными органами, которые взаимоуравновешивают и взаимоконтролируют деятельность друг друга, используя систему «сдержек и противовесов».

Принцип координации и субординации. Этот принцип подразумевает как вертикальное (субординационное) взаимодействие между государственными органами, основанное на иерархическом (ступенчатом) построении и подчиненности одного государственного органа другому, и горизонтальное взаимодействие между государственными органами, т.е. отношения построенные на основании общности интересов. Горизонтальное структурирование государственного аппарата осуществляется в соответствии с выполняемыми разными государственными органами конкретных функций и задач в определенных сферах.

Принцип централизации и децентрализации подразумевает с одной стороны сосредоточение и единство государственной власти, что вытекает из государственного суверенитета. С другой стороны, такая жесткая концентрация власти в едином центре сковывает процессы государственного функционирования, так как предполагает длительную передачу управленческих решений по вертикали. В этой связи возникает необходимость предоставления определенной автономии государственным органам в принятии управленческих решений на местах, что предопределяется как лучшей ориентацией в конкретно-сложившейся обстановке, так и оперативностью в разрешении конкретных задач.

Выступая в качестве субъектов социально-правовых отношений, государственные органы характеризуются как юридические лица публично-правового характера. Их существование не зависит от воли и желания индивидуальных лиц, которые формируют те или иные государственные органы (например, назначение или отставка министра правительства не влияет на процесс существования самого правительства как органа государства). При этом будучи составными частями одного и того же государственного аппарата, государственные органы отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения служебных полномочий и т.д.

Классификация государственных органов может быть осуществлена на основании следующих критериев:

1. По юридической силе:

- федеральные органы государственной власти;

- государственные органы субъектов.

2. По порядку образования:

- представительные (выборные) (Президент, Законодательное Собрание);

- производные (назначаемые) (Правительство, органы судопроизводства).

3. По характеру осуществляемых полномочий:

- институт главы государства (президент, монарх);

- органы законодательной власти (Федеральное собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ);

- органы исполнительной власти (Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ);

- правоохранительные органы (органы внутренних дел, таможенные органы, налоговая полиция).

- судебные органы (Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд, суды субъектов);

- контрольно-надзорные органы (прокуратура, счетная палата, уполномоченный по правам человека)

4. По времени действия:

- постоянные (Президент, Федеральное собрание, Правительство и т.д.);

- временные (Государственный комитет обороны СССР (орган, созданный на период ВОВ)).

Наши рекомендации