Феномена «государство»
В теории государства и права термин государство понимается в различных смысловых значениях. Как правило выделяют три основных подхода к пониманию государства: географический, социологический, политико-правовой.
В рамках географического подхода государство рассматривается как обособленное территориальное образование – страна.
В рамках социологического подхода государство рассматривается как специфическая социальная организация, членов которой (граждан (подданных) государства) связывают друг с другом, а также с аппаратом государственной власти устойчивые связи, обусловливающие их взаимные права и обязанности и непосредственно не зависящие от места нахождения гражданина (подданного).
В рамках политико-правового подхода государство рассматривается как система публичной политической власти, при помощи которой обеспечивается разработка, принятие и реализация общезначимых правил поведения (правовых норм) направленных на регулирование общественных отношений и защиту этих отношений от различного рода посягательств.
Признаки государства.
В качестве основных общетеоретических признаков, в той или иной степени, характеризующих любое государство, независимо от исторического типа, формы правления, государственного устройства, политического режима, следует выделить: территорию, население, аппарат публичной власти, суверенитет.
Государственная территория. Под государственной территорией в юридической науке принято понимать часть земного шара, находящаяся под верховной властью (суверенитетом) определенного государства.
Составными частями государственной территории являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства. Кроме того, государственная территория как признак государства включает в себя в качестве составляющих элементов фактическую и юрисдикционную территории.
Фактическая территория – это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.
Юрисдикционная территория – это территория, находящаяся вне пределов государственных границ, но на которую распространяется суверенитет государства. Таким образом, законы государства действуют не только на фактической государственной территории, но и на объектах приравненных к таковой (зарубежные дипломатические представительства, полярные станции на материке Антарктида, морские и воздушные суда, космические объекты носящие флаг или отличительные знаки государства, телеграфные кабели, трубопроводы находящиеся вне пределов фактической территории и т.д.).
Значение территориального признака заключается в том, что территория представляет собой необходимую материальную основу государственности, подразумевающую наличие естественных материальных ресурсов и в первую очередь естественных богатств являющиеся предметом труда (уголь, нефть, металлы и т.д.). Без наличия территории невозможно развитие экономических отношений необходимых для существования и нормального функционирования государства.
В научной и учебной литературе иногда встречаются попытки обосновать положение о том, что возможно государство, не обладающее собственной территорией. При этом в качестве примеров приводятся государства кочевников, Организация освобождения Палестины и т.д. Однако все приводимые примеры вряд ли можно назвать удачными. Так, например, «государства кочевников», это, по сути, ни что иное, как конгломерат племен, а Организация освобождения Палестины это всего лишь политическая организация, еще только борющаяся за свою государственность.
Население государства.Сущность данного признака заключается в возникновении качественно-нового (по сравнению с кровнородственным) типа социальных связей. В данном случае людей объединяет сам факт их связанности с государством, наличия у них гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Становясь гражданами (подданными) государства, индивиды теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод. При этом сам факт устойчивой политико-правовой связи человека с государством (наличие у человека гражданства (подданства) данного государства) означает возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от обладания гражданством (подданством) государства, относятся: право избирать и быть избранным в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти и др.
Аппарат публичной политической власти.Важнейшим признаком государства является сосредоточение властных полномочий в руках профессиональных управленцев. Аппарат государственной власти как орган социального управления обладает публичным характером. Государственно-властные предписания одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому и общеобязательному правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду меры юридической ответственности).
Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах.
Государственный суверенитет.Являясь комплексным признаком и важнейшим условием существования государства, суверенитет рассматривается как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению ко всеми другими видами власти в обществе (корпоративная власть, религиозная, семейная и т.д.), а с другой – определяющих независимость государства в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики.
Государственный суверенитет как признак государства обладает совокупностью свойств.
Во-первых, государственный суверенитет тесно связан с понятием политической власти, т.е. с реальной способностью субъекта проводить свою волю в политике.
Во-вторых, государственный суверенитет характеризует верховенство политической власти. Собственно термин «суверенитет» происходит от латинского корня super т.е. верховный.
В-третьих, суверенитет характеризуется независимостью. При этом следует отметить, что независимость должна рассматриваться не буквально (вряд ли можно себе представить полностью независимых друг от друга субъектов социальных отношений), а как возможность принимать самостоятельное решение, причем, как правило, в политико-правовой сфере.
В-четвертых, суверенитет характеризуется такими свойствами как единство и неотчуждаемость т.е.как признак государства он не может быть частично передан другим субъектам политико-правовых отношений или поделен между ними. Суверенитет это целостная политико-правовая категория, он либо есть, либо его нет вовсе.
Перечисленные признаки государства позволяют сформулировать следующее определение:
Государство – это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на определенную территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части.