Государственное устройство. Ирландия - унитарное государство

Ирландия - унитарное государство. Разделена на 26 графств, в самостоятельные административные единицы выделены города Дублин, Корк, Лимерик, Уотерфорд, Дан-Лэри. Органами местного управления являются выборные советы городов (муниципалитеты) и графств.

Действует Конституция 1937 г. (с последующими изменениями). По форме правления Ирландия - парламентская республика.

Высший орган законодательной власти - двухпалатный Национальный парламент. Сенат (верхняя палата) состоит из 60 человек, 11 из которых назначаются Премьер-министром, 49 избираются населением путем непрямых выборов (университетами и представителями профессий по пропорциональной системе). Срок полномочий Сената - 5 лет. В Палате представителей (нижней палате, именуемой также "дойл") 166 депутатов, избираемых на тот же срок путем всеобщих прямых выборов по системе пропорционального представительства. Парламентские сессии должны созываться по крайней мере один раз в год. Заседания, как правило, публичные, однако по требованию 2/3 депутатов палата может провести закрытое заседание. Каждая палата из числа своих членов избирает председателя и его заместителя. Все вопросы решаются простым большинством голосов. Права палат неодинаковы. Палата представителей контролирует деятельность ответственного перед ней Правительства. Любое международное соглашение, в котором стороной выступает государство, должно быть внесено на ее рассмотрение. Если международное соглашение затрагивает государственные финансы, без одобрения Палаты представителей оно не может вступить в силу. Палата представителей имеет приоритет и в сфере законодательства. Финансовые законопроекты передаются в Сенат только в случае принятия их Палатой представителей. Любой другой законопроект (нефинансового характера) после первоначального обсуждения на пленарном заседании какой-либо из палат передается в комиссию для рассмотрения. Комиссия тщательно работает над законопроектом, затем вновь направляет его в палату. Принятие законопроекта, одобренного Палатой представителей, Сенат может отсрочить на 180 дней. По требованию большинства членов Сената и 1/3 членов Палаты представителей Президент может вынести принятый нижней палатой законопроект на референдум. Других оснований для проведения референдума (кроме всенародного голосования поправок к Конституции) Конституцией не предусмотрено.

Глава государства - Президент избирается прямыми выборами сроком на 7 лет. Переизбрание одного и того же лица на президентский пост допускается только один раз. Полномочия Президента определены Конституцией. По совету Правительства или его главы он созывает и распускает парламент; при потере Правительством поддержки большинства Палаты представителей Президент может провести новые всеобщие выборы. Он назначает высших должностных лиц государства. Глава государства является главнокомандующим вооруженными силами. Президент принимает участие в законодательном процессе: он подписывает и промульгирует законы. Он может также направить Верховному суду любой законопроект для проверки его соответствия Конституции. Президент ни перед кем не ответствен. При осуществлении некоторых своих конституционных правомочий он пользуется помощью и консультациями Государственного совета, который формируется им из числа бывших президентов, членов Правительства, верховных судей.

Правительство Ирландии осуществляет исполнительную власть. В его состав входят от 7 до 15 человек, назначенных Президентом. Кандидатура главы правительства - Премьер-министра выдвигается Палатой представителей и назначается Президентом. Других членов Правительства также назначает Президент, но их кандидатуры выставляются Премьер-министром. В Конституции отведено довольно незначительное место регулированию деятельности Правительства. В ней определено, что Правительство несет ответственность перед Палатой представителей и осуществляет свои полномочия, пока пользуется поддержкой большинства ее членов. Правительство действует как коллегиальный орган и коллективно отвечает за работу возглавляемых его членами министерств и ведомств. Конституция не наделяет Правительство правом законодательствовать, однако по поручению парламента отдельные члены Кабинета могут осуществлять законодательную власть.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Ирландии входит в семью английского общего права.

До завоевания Ирландии англичанами, начавшегося в конце XII в. (завершилось лишь в XVII в.), населявшие ее кельтские племена на протяжении длительного исторического периода, начиная с IV в. до н.э., применяли своеобразную систему обычного права. Она получила название "законов брегонов" по имени клановых судей, а точнее, хранителей и толкователей правовых обычаев (у каждого ирландского рода был свой брегон). Записи "законов брегонов" содержатся в сборнике преданий, составленном в V-VII вв., - "Шенхус мор" ("Великая книга"), в котором правовые предписания изложены в стихотворной форме. Они касаются главным образом земельных отношений ("законы брегонов" не признавали частной собственности на землю), семейного права, судопроизводства и уголовного права. "Законы брегонов" порицали кровную месть, как и иное возмездие, предписывали имущественное возмещение вреда, причиняемого любыми действиями (в том числе убийством, телесными повреждениями, кражей или обманом), а смертную казнь допускали как крайнюю меру.

В период британского колониального господства "законы брегонов" были насильственно вытеснены и заменены английским общим правом и законодательством (в отдельные исторические периоды, до 1800 г., в Дублине функционировал свой парламент, но, по существу, он лишь дублировал законы, принимавшиеся в Лондоне). С образованием в 1921-1922 гг. самостоятельного ирландского государства стала формироваться независимая ирландская правовая система.

В Конституции 1922 г. было постановлено, что ранее действовавшие на территории Ирландии законы подлежат применению, если не противоречат положениям Конституции, вплоть до их отмены ирландским парламентом. Действующая Конституция 1937 г. в этом плане ничего не изменила. Итак, в настоящее время в Ирландии наряду с законами, принятыми парламентом независимого государства после 1922 г., сохраняют силу законы, некогда изданные парламентом в Дублине (до 1800 г.) и парламентом в Лондоне (1801-1922 гг.).

Важным источником права наряду с законодательством является общее право. Ирландские суды признают английскую доктрину судебного прецедента, согласно которой решения высших судебных инстанций обязательны для них самих (за редкими исключениями) и для нижестоящих судов. Содержание норм, входящих в систему ирландского общего права, мало чем отличается от английского общего права, за исключением некоторых вопросов регулирования земельных отношений и договоров. Сфера применения прецедентного права в Ирландии постепенно сокращается, по мере издания новых законов, но по-прежнему остается весьма значительной.

Ирландское законодательство в важнейших его отраслях до сих пор не кодифицировано. Наряду с парламентскими актами, носящими чаще всего характер консолидированных законов, развивается и система делегированного законодательства, позволяющая Правительству или отдельным министрам издавать постановления по частным, порой весьма важным вопросам. Согласно Закону о чрезвычайных полномочиях (1976), в стране может быть введено чрезвычайное положение в случае вооруженного конфликта. При этом, в частности, полиции разрешается не доставлять, как в обычных условиях, подозреваемого в преступлении в суд "по возможности скорее", а держать его под арестом, не предъявляя обвинения, до семи суток.

Научные исследования в области права ведутся главным образом в Дублинском университете и Национальном университете, также расположенном в г. Дублине.

Наши рекомендации