Политико-правовые учения XVII в
Особенностью политико-правовых учений XVII в. было усиление интереса к проблеме перехода от идеи неограниченной монархии к идее сословно – представительной монархии. Смутное время, обогатив Россию политическим опытом, укрепило признание необходимости сильной власти в стране и усилило роль дворянства и посада в решении важнейших политических вопросов, в управлении государством.
Наиболее полное выражение политические идеи эпохи получили во “Временнике” Ивана Тимофеева (ум. в 1631 г.), где сформулированы уроки Смутного времени. Наиболее законным вариантом происхождения власти Тимофееву представляется наследственное воприемство престола. К законным правителям автор относит наследственных царей, а также царей, избранных установленным порядком; к незаконным – “захватчиков” и “самовенечников”, которые сами “наскочили на трон”. Все законы делились автором на божественные, естественные и уставные (позитивные).
Во “Временнике” Иван Тимофеев затронул целый блок политических тем: происхождение власти, способы ее реализации, нравственный образ носителя верховной власти, проблемы, связанные с судоустройством и судопроизводством.
Отдавая предпочтение наследственной монархии, И.Тимофеев пришел к выводу, что “самовластный” (тиранческий) режим наполняет души людей страхом, и они утрачивают способность к сопротивлению. “Безнравственно, - пишет он, - переносить несправедливость, покрывшись словно саваном “бессловесным молчанием”, которая попустительствовала “злохитрому правителю”, и далее нарушать законы божественные и человеческие. Отношения между властью и поддаными упрощаются до формулы “дерзающий властитель и попустительствующий ему народ. Бог карает людей, когда народ не находит мужества прекратить злодейства”.
В области правопонимания И.Тимофеев воспринимает классификационные принципы, разработанные в русской правовой теории. Все законы он делит на божественные, естественные и государственные (уставные). К уставному законодательству он относит все государственное законодатешльство, начиная “с первых царей уставов”.Самыми главными среди них И.Тимофеев считает те, которыми обеспечивается занятие престола в государстве. В стране подзаконны все люди, начиная с государя.
Важное место в развитии политико-правовой мысли этого периода заняли произведения царя Алексея Михайловича, патриарха Никона и протопопа Аввакума.
Во второй половине XVII в. в государственном строительстве получили преобладание абсолютистские тенденции, т.к. шел сложный процесс накопления нового опыта и знаний, на базе которых складывались учения, прогнозирующие, а затем и утверждающие абсолютизм как форму организации верховной власти в государстве. Они выразились в политических учениях о «просвещенной» монархии, способной, по их мнению, наилучшим образом обеспечить «общее благо» для всех подданных (Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич).
Ю. Крижанич в работе “Политика” рассматривал такие проблемы, как: происхождение, сущность и назначение государства, классификация форм правления, соотношение справедливости, права и зикона, судоустройство и судопроизводство. Происхождение власти Крижанич допускает как наследственное, так и выборное, но отдает предпочтение наследственному, так как от выборов бывает много смут. При этом божественная сущность власти не вызывает у него сомнений: " “все законные короли поставлены не самими собой, а Богом. Король подобен некоему Богу на земле. Долг короля обеспечить благочестие, справедливость, покой, изобилие, веру, суд, мир и дешевизну. Эти четыре вещи каждый король должен предоставить своему народу, и для этого Бог поставил его королем”.
Политическре рабство (подданство) Ю.Крижанич рассматривал как форму беспрекословного повиновения самовластву, полагая, что быть рабом царя и народа – дело славное и почетное и является долгом каждого гражданина и выражает честь, а не унижение.
Русские законы XVII в. Крижанич считает жестокими, полагая, что из-за них многие европейские государства называют Россию «тиранским царством», поэтому он всячески намекает на необходимость смягчения санкций современного ему русского государства. Он предложил некоторые меры по упорядочению судебной системы.
Темы докладов и рефератов:
1. Политико-правовые идеи Древней Руси.
2. Концепция власти в трудах Илариона и Д.Заточника.
3. Взгляды нестяжателей и иосифлян на проблему взаимоотношения церкви и государства.
4. Идея монархической власти в трудах И.Пересветова и А. Курбского.
5. Политические учения в России в XVII в.
Литература
Временник Ивана Тимофеева / пер. О.А. Державиной . М., 1951.
Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVII веков. –М., 1990.
Зимин А.А. Пересветов и его современники.-М., 1959.
Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политической мысли.-М., 1985.
Иларион. Слово о Законе и Благодати / Перевод В.Я.Дерягина; реконстр. древнерус текста Л.П.Жуковской.-М., 1994.
Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. Хрестоматия. – М., 2003.
История русской философии. Т.1-2. –Л., 1991.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.- М., 1993.
Полное собрание русских летописей. Пер. Н.М.Золотухиной.Т.1.-М., 1962.
Послания Нила Сорского. Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1974.
Послания Иосифа Волоцкого.-М., 1956.
Посошков И.Т. книга о скудости и богатстве /Под ред. Б.Б.Кафенгауза.- М., 1951.
Сочинения И.Пересветова. М., 1956.
Методические указания
При изучении данной темы необходимо проследить, каким образом генезис русской политической мысли связан с историей государства. Проведите исследование по этапам развития русского государства и особенностям тематики политико-правовой мысли.
Каким образом трактовались такие проблемы, как происхождение Древнерусского государства, родословная русских князей, формы организации верховной власти и способов ее реализации, взаимоотношения церкви и государства, отправления правосудия в стране.
Проанализируйте сущность концепции «Москва – третий Рим». Проведите различия между взглядами нестяжателей и иосифлян. Прокомментируйте тезис И.С.Пересветова :«Государство без грозы, что конь без узды».
Как А. Курбский трактовал источник власти и понятия «право» и «справедливость»?
Проведите анализ политических учений в России в XVII в. Какие уроки Смутного времени сформулировал И.Тимофеев во «Временнике»? Прокомментируйте тезис И.Тимофеева: «Бог карает людей, когда народ не находит мужества прекратить злодейства».
Какие три этапа выделяют в истории русской политико-правовой мысли в IX – XVII вв.