Требования к применению норм права

Применение санкций образует исключительную прерогативу государства. Реакция государства на правонарушение - не единственный пример правоприменительной деятельности. Она имеет место и когда суд разрешает спор о праве гражданском, когда государство принимает решение о назначении дня референдума или выборов Президента; когда государство издает правовой акт об образовании, реорганизации или ликвидации исполнительно-распорядительных органов или о назначении на должность того или иного лица; когда государственные органы награждают орденами отличившихся граждан; когда на основании тех или иных юридических норм гражданину назначается пенсия, выдается ордер на жилплощадь и т. д.

Требования надлежащего правоприменения таковы:
§ обоснованность - означает, что применение норм права должно исходить из всех тех фактических (жизненных) обстоятельств, которые имеются в виду в гипотезе нормы права или предполагаются санкцией, т.е. тех обстоятельств, которые в силу действия нормы права могут и должны влечь возникновение, изменение или прекращение данного конкретного правоотношения. Требование обоснованности означает, что:
- должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;
- такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;
- все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты.
§ законность - означает, что при решении конкретного дела правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности), прямо относящейся к рассматриваемому случаю, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, действовать в рамках своей компетенции. Помимо материальных требований законности необходимо соблюдать процедурные требования законности, т.е. строго следовать предусмотренному законом порядку рассмотрения дела и вынесения решения, неукоснительно придерживаться установленной формы акта применения права.
§ целесообразность - проявляется в двух аспектах:
- следование нормативному акту и есть целесообразное решение вопроса, т.к. сам нормативный акт с точки зрения законодателя целесообразен, содержит оптимальные требования по регулированию общественных отношений; недопустимо прикрывать нарушения законности ссылкой на целесообразность;
- целесообразность означает соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы права в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может предусмотреть все многообразие конкретных случаев, но она дает правоприменителю возможность учитывать их. Норма предусматривает определенные рамки для проявления усмотрения исполнителя, в пределах содержания нормы следует выбрать решение, которое наиболее полно и правильно отражает смысл закона и цели правового регулирования. Требование целесообразности приобретает решающее значение, когда норма права дает достаточно широкие рамки для проявления инициативы и самостоятельности субъекта.
§ справедливость - означает осознание правильности решения с точки зрения общества и государства, убежденность лица, применяющего право, а также окружающих, в том, что принятое решение согласуется с принципами морали, общечеловеческими ценностями, отвечает потребностям отдельных лиц и их общностей. Справедливость акта применения права предполагает его соответствие не только принципам права, но и общественному мнению, моральным убеждениям людей и общества в целом.
§ эффективность - означает, что результат, достигнутый в процессе применения нормы права, будет максимально полно соответствовать цели, которая ставилась законодателем в норме права. Кроме этого, эффективность предполагает необходимость воплощения в жизнь решения, принятого правоприменительным органом. Конечная цель правоприменения - достичь упорядоченности общественных отношений в соответствии с моделью, заложенной в норме права. Поэтому правоприменительное решение должно быть таким, чтобы возникшие на его основе отношения соответствовали идее законодателя, удовлетворяли интересы и потребности заинтересованных лиц, согласовывались с содержанием и сущностью права, а не только формально (внешне) соответствовали варианту поведения, изложенному в норме. Правоприменительное решение должно снять конфликтность разрешаемой ситуации, тем самым упорядочив общественное отношение, - а это и есть эффективное применение нормы права.

66Правовые стимулы и ограничения в механизме правового воздействия: понятие, признаки, виды.
Под «правовыми стимулами» следует понимать правовые нормы, поощряющие развитие нужных для общества, государства в данный момент общественных отношений, нормы, стимулирующие как обычную, так и повышенную правомерную деятельность людей и ее результаты.
Такой подход позволяет выделить пять групп правовых стимулов.
1. Правовые нормы, закрепляющие появление новых субъектов и объектов правового регулирования, новых средств правового воздействия на общественные отношения. Например, введение в правовой оборот такой категории, как частная собственность, будет способствовать развитию инициативы и самостоятельности отдельных граждан.
2. Поощрительные нормы. Их выделение в качестве самостоятельного вида юридических норм произошло не так давно. Чаще всего они рассматривались как разновидность управомочивающих норм. К поощрительным нормам относятся нормы, которые имеют только положительное значение, являются волеобразующим стимулятором поведения и предоставляют блага материального и морального характера, льготы и преимущества. От других видов позитивного стимулирования поощрение отличается прежде всего тем, что оно всегда предоставляется за совершение общественно полезных действий, заслуг.
3. К третьей группе правовых стимулов можно отнести нормы, расширяющие права, самостоятельность, развивающие инициативу субъектов самых различных правовых отношений. Существуют законодательные акты как расширяющие правовой статус субъектов права в целом, так и существенно изменяющие их отдельные права.
4. Следующей группой норм-стимулов являются нормы, устанавливающие меры ответственности участников соответствующих правоотношений. Хотя поощрение играет по сравнению с наказанием более высокую стимулирующую роль, недооценивать значение ответственности в исполнении правовых обязанностей нельзя.
5. Последней группой норм-стимулов являются нормы, устанавливающие наступление выгодных или невыгодных последствий для субъектов права. Отличие их от поощрительных норм состоит в том, что они предусматривают наступление не только благоприятных, но и неблагоприятных последствий для субъектов права, причем стимулирование выражается не в виде выплаты дополнительного вознаграждения или премии, а в иных формах.

Наши рекомендации