Законодательная власть в политической системе
Парламент (от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государственной власти.
Впервые однопалатный парламент был образован в Великобритании в XIII в. (1265 г.), ужес средины XIV в. он стал двухпалатным. Однако своё реальное значение как законодательное собрание парламент приобрёл после буржуазных революций XVII – XVIII вв., когда в основу государственного устройства в ряде стран был положен принцип разделения властей. В современном мире парламент под разными названиями существует практически во всех странах. В США и странах Латинской Америки он именуется конгрессом, в Великобритании, Франции, Италии – парламентом, в Швеции – риксдагом, в России – Федеральным собранием, в Республике Беларусь – Национальным собранием.
По организационной структуре парламенты разделяют на однопалатные и двухпалатные.
ОДНОПАЛАТНЫЙ ПАРЛАМЕНТ | ДВУХПАЛАТНЫЙ ПАРЛАМЕНТ | |
Способ формирования | Путём выборов | Верхняя палата: - по принципу наследования (Великобритания); - по принципу назначения главой государства (Канада, Иордания и др.); - по принципу избрания (США, Италия, Индия, Франция). Нижняя палата: путём выборов; |
Сфера компетенции палат | ____ | Верхняя палата –зачастую выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. Нижняя палата – как правило, ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. |
Примеры государств | Дания, Швеция, Финляндия и др. | США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Россия, Беларусь и др. |
Во многих странах при формировании палат существуют численные ограничения. В мировой политической практике, считается оптимальным, если один миллион человек населения представляют от 9 до 17 депутатов.
Заседания палат в полном составе проводятся весьма редко. Поэтому для того, чтобы их решения были правомочны, определяется кворум (от лат. quorum – присутствие достаточно), – необходимое число присутствующих депутатов для принятия законодательных актов. В Республике Беларусь кворум составляет 2/3 депутатского корпуса.
Представляется важным, чтобы работа парламента была организована на профессиональной основе, т.е. на протяжении всего срока полномочий его члены не должны совмещать работу в законодательном органе с какой-либо другой деятельностью.
Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован:
- важным элементом в каждой из палат являются парламентские комиссии(комитеты), разрабатывающие и оценивающие основы законопроектов. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (например, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по международным делам, по образованию, здравоохранению, экономическим вопросам и т.д.).
- значительную роль в работе парламента играют фракции –группы, объединяющие в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, а также на участие ее членов в дебатах по определению повестки дня. Как правило, представитель фракции излагает позицию всей своей группы, что способствует сокращению времени прений.
- функции координирования действий различных политических сил принадлежат председателю парламента(в англоязычных странах именуемому спикером). Обычно он избирается на весь срок полномочий палаты и, кроме функции председательствующего, представляет ее во взаимодействии с другими органами, следит за расходованием финансовых средств и работой административного аппарата палаты.
Основные функции парламента можно условно разделить на внутриполитические и внешнеполитические.
К внутриполитическим функциям парламента относятся:
- законотворческая (осуществление процедуры принятия закона), в которой выделяют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных групп и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Часто законопроект обсуждается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения;
- представительская заключается в представлении и защите избранными депутатами парламента интересов отдельных социальных групп и общества в целом;
- разработка и утверждение государственного бюджета;
- контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти;
- функция обратной связи осуществляетсяпосредством контактов депутатов с избирателями (письма, брифинги, «круглые столы» и т.д.), с целью обеспечения социальной поддержки проводимого курса.
Среди внешнеполитических функций парламента выделяют:
- утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства;
- ратификация и денонсация международных договоров;
- объявление войны, заключение мира и др.