О пределах Русской земли
В литературном памятнике XIII в. «Слово о погибели Русской земли», где под «гибелью» понималась «болезнь» феодальных усобиц, четко очерчиваются контуры Руси.
«0, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, безчис-ленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храми божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!
Отсюда до венгров, и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов, от ят-вягов до литовцев и до немцев, от немцев до карелы, от карелы до Устюга, где живут тоймичи поганые, и за Дышащим [Баренцевым. - В.М.] морем, от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы...».
В таких границах - от венгров, чехов и поляков на западе до волжских народов черемисов, мордвы и болгар на востоке, вплоть до Баренцева моря на севере - рассматривалась современниками Русская земля.
Источник: «Изборник»: Сборник произведений литературы Древней Руси. М., 1969. С. 327.
Подчеркнем, что Киевская Русь была типичным феодальным государственным образованием, которому неведомо было современное понимание государственной границы. Средневековый мир до утверждения национальных государств был фрагментирован на множество автономных по отношению друг к другу частей — провинций, княжеств, сатрапий, владений. Отношения между ними характеризовались системой взаимных связей и обязательств, а также периодически возникающими претензиями друг к другу. Так, например, на большую часть территории Аппенинского полуострова одновременно претендовали и Римский папа, и император Священной Римской империи, и император Византии. Причем на эти же территории претендовали и местные правители, и полуавтономные города. Однако все это нисколько не мешало жителям полуострова воспринимать Италию как общую для всех их родину. В этом отношении Киевская Русь как система автономных и не имеющих четких границ княжеств и владений ничем не отличалась от других регионов тогдашней Европы. И точно также русские люди сознавали общность своей территории и единство своей родины даже в период феодальной раздробленности, когда на Руси существовали самостоятельные княжества. Общим их названием являлось словосочетание «Русская земля».
В то же время, в отличие от средневекового Запада, где феодальное дробление никогда не расценивалось как некая катастрофа, на Руси княжеские усобицы воспринимались общественным сознанием как разрушение единого народа, как братоубийство, как предпосылка гибели земли Русской. Известно, как тяжело переживали современники Киевской Руси, наши далекие предки, распад данного государственного образования. Об этом красноречиво свидетельствуют Русская летопись и другие памятники письменности Древней Руси. Особенно яра ко боль за свою родину, осознание единства русского народа представлены в поэме «Слово о полку Игореве», все содержание которого проникнуто идеей единства русской земли, общности исторической судьбы ее народа. Автор призывает князей прекратить взаимную вражду и объединиться в борьбе с общим врагом. «Ярославовы все внуки Всеславовы! — взывает к князьям автор «Слова». — Опустите же стяги, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо утратите вы дедовскую славу. Своими крамолами начали вы наводить поганых на землю Русскую, на достояние Всеславова. Из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!» [44]. Аналогичные цели преследовали в своей общественной деятельности и творчестве выдающиеся белорусские просветители Ефросиния Полоцкая (1110—1173) и Кирилл Туровский (1130—1182). Без преувеличения, их взгляды составляют один из краеугольных камней понимания истоков и последующей истории становления белорусской общности и национальной государственности.
Таким образом, Киевская Русь была уже не протогосударством, а первым в полном смысле этого слова государством восточных славян существовали единая территория, верховная власть, подчиненное ей население, законодательство, судебная практика и системе налогов. В его составе постепенно оказались все восточнославянские княжения, в том числе и располагавшиеся на белорусских землях. Разумеется, каждое из них обладало некоторыми местными особенностями, но они были незначительны по сравнению с общерусской традицией общественно-политической жизни. Именно ею предопределялся общий уклад жизнедеятельности каждого отдельного княжества. И именно в период вхождения белорусских земель в состав государства Русь определилась славянорусская идентичность будущей белорусской общности.
Очевидно, что Древнерусское государство нельзя квалифицировать ни как собственно белорусское, ни как собственно украинское и ни как собственно русское государство: оно было общим государством всех восточных славян. Следовательно, наследниками этого высокоразвитого по средневековым меркам государства являются в равной мере выделившиеся впоследствии из древнерусской народности новые этнические общности — белорусы, русские и украинцы. (Хотя, заметим в скобках, украинский историк М.С. Грушевский и его последователи, желая заявить об особой претензии украинского народа на историческое наследие этого государства, считают, что Киевская Русь изначально была украинским государством, и потому они называют его двойным именем «Украина-Русь» [45]). Другое дело, как пишет белорусский историк Я.И. Трещенок, что древнерусские государственные традиции вообще и региональные традиции западнорусских княжеств в частности явились важнейшим фактором становления нового государственного образования — Великого княжества Литовского, в лоне которого сформировалась белорусская этническая общность
[46]. Эта общность продолжала оставаться носителем Древне русского политического и культурного наследия, которое по влияло на характер возникшей в XX в. белорусской государственности. 1 Поэтому можно утверждать, что культурно-исторические или, если употребить современное понятие, цивилизационные предпосылки будущей белорусской этнической общности и ее государственности закладывались именно в период Киевской Руси. В этом смысле можно считать, что глубинные корни белорусской государственности уходят в восточнославянское государство Русь.