Хозяйство, культура и быт кимаков

Как и все тюркские племена кимаки преимущественно занимались скотоводством.

Персидский историк Гардизи (XI в.) писал об этом: «Кочевники пасли скот своих господ», а также отмечал: «На зиму они (т.е. кимаки) заготовляют сушеное мясо, баранину, конину или говядину, каждый по мере своих средств». Такой способ заготовки мяса (вяление) впрок бытует у казахов и поныне. Схожесть характера хозяйствования и жизненногоуклада у тюркоязычных племен доказывает их общее происхождение.Так, по сведениям Махмуда Кашгари, те, кто не имел скота, превращались в жатаков, занимались ремеслами, рыболовством и охотой. Возле мест зимовок богачей они строили постоянные жилища из камня, дерева и камыша. Из-за близости к торговым путям такие поселения постепенно превращались в города.

Каганы и представители феодальной знати огораживали свои ставки высокими глинобитными стенами, превращали их в крепости. Не имевшие скот бедняки выполняли различные работы, повинности в этих крепостях. Казна каганата хранилась в крепости, построенной в предгорной местности и бдительно охранялась стражей. Кимакские бедняки занимались и земледелием. Кимаки выращивали просо, пшеницу и ячмень. Судя по некоторым источникам, кимаки занимались выращиванием светлых и темных сортов винограда. А другие источники свидетельствуют о культивировании ими и риса. Археологические раскопки подтверждают правдивость этих свидетельств.

Кимаки были искусными мастерами домашних промыслов и ремесел. Они изготавливали из овечьей шерсти одежду, кошмы, арканы, когены (привязи для ягнят), буйда (веревки для привязи верблюдов), шылбыры (веревки для привязи лошадей) и другие предметы повседневного обихода. Шили и верхнюю одежду из шкур диких и домашних животных. Из меха пушных зверей делали головные уборы.

Вместе с тем кимаки сами изготавливали необходимые для быта посуду, орудия труда, оружие, в том числе стрелы для лука и т.д. Это подтверждается найденными в захоронениях различными видами стрел. Кимаки были непревзойденными мастерами изготовления конской сбруи. В их захоронениях часто встречаются и гончарные изделия. Они сделаны вручную и на вид не очень привлекательны, грубо выполнены. Это говорит о том, что гончарное ремесло было развито относительно слабо.Ювелирные женские украшения кимаков очень искусно выполнены, подобные им не встречаются ни у одного из тюркоязычных племен, кроме кимаков. Среди них можно назвать различные ожерелья и женские головные уборы с украшениями из золота, серебра и драгоценных камней.

О наличии у кимаков письменности свидетельствует сообщение арабского путешественника Абу Дулафа (X в.): «У них растет тростник, которым они пишут». Об этом же говорят бронзовые зеркала с древнетюркскими надписями, относящиеся к IX-X векам.У кимаков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых занимали культы Тенгри (Неба) и духов предков. Они поклонялись огню, Солнцу, звездам, рекам и горам, верили в существование загробного мира. В X веке среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам. Доказательством тому может служить такой факт, что кимакский каган принял имя Хакан аль-Кимаки. Некоторых знатных людей в X веке стали хоронить по исламским обрядам.

Внешняя политика Кимакского каганата. Защищая свою территорию от внешних врагов и совершая завоевательные походы с целью расширения границ своего государства, каганат постоянно находился в состоянии войны с соседними странами. Например, имеются сведения, что в IX веке кимаки захватили часть земель «девяти огузов», а в X веке - город Жамлекес в Восточном Туркестане. Вместе с тем кимаки совершали набеги и на сибирских кыргызов, живших на берегах Енисея. С присырдарьинскимиогузами они на­ходились то в дружественных отношениях, то вторгались в их земли. Видимо, это наложило отпечаток на схожесть языка, быта, культуры, обычаев и традиций кимаков, кыпчаков и огузов.

Однако со второй половины X века на кимакские земли часто стали нападать войска государства Караханидов. По некоторым сведениям, совершая военные походы, они доходили до Иртыша. Такие походы в XI веке повторялись многократно. Вследствие таких походов Кимакский каганат постепенно пришел в упадок. Падение Кимакского каганата произошло по двум причинам. Во-первых, внутри страны шла постоянная междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен, во-вторых, главная угроза исходила от тюркоязычных кочевых племен, двинувшихся на Запад и нанесших на своем пути значительный удар по кимако-кыпчакским племенам.

Таким образом, на руинах Западно-Тюркского каганата кочевые и полукочевые тюркоязычные племена на территории современного Казахстана образовали три могущественных государства: в Семиречье – Карлукское этносоциальное объединение, на среднем и нижнем течении Сырдарьи и в Приаральских степях – Огузскую державу, а в Северном, Восточном и Центральном Казахстане –Кимакский каганат.

ТЕМА № 10: Государство Караханидов, Каракитайцев.

План:

Наши рекомендации